Основной показатель, которым бравирует Tesla в связи с Model 3 — около 373 тысяч предзаказов, полученных на новинку. Если учитывать, что каждый из них подкреплен обязательной предоплатой в 1000 долларов, то получим внушительную сумму в 373 миллиона долларов на счету компании уже сейчас, когда до первых отгрузок остается полтора года. Да-да, Tesla обещает поставки не ранее конца 2017-го, но многие аналитики сходятся во мнении, что реальная дата где-то глубоко в 2018-м.

В соответствии с американскими законами Tesla Motors сможет использовать 0,373 миллиарда долларов США от предоплат весьма ограниченным образом

Tesla Model 3 и ее конкуренты

Для начала разберемся, что за продукт породил столько восторгов и сомнений мировой общественности. Model 3 — первый массовый электрокар компании Tesla: он стоит 35 000 долларов («трешка» BMW — от 33 000, а С-класс Mercedes-Benz — от 39 000) и, по обещаниям создателей, станет лучшей машиной за свои деньги. В качестве аргументов — разгон до 100 км/ч менее чем за 6 секунд даже в базовой версии, просторный пятиместный салон, доступный автопилот и запас хода в 346 км (215 миль).

Остается только гадать, какой будет динамика полноприводных версий (базово — задний привод). Велики шансы, что на уровне суперкаров недавнего прошлого

Это круче, чем у Nissan Leaf или Volkswagen e-Golf, но что будет через пару лет к началу поставок? Тот же Chevrolet Bolt с запасом 322 км примерно на год ближе к покупателям, чем новая Tesla. По меркам стремительно развивающейся ниши электромобилей (в ней готовится выступить большинство крупных игроков мирового автопрома) это вечность. А как только в нее придут «взрослые» производители, начнется жесткая игра по правилам рынка. До сих пор Tesla существовала в конкурентном вакууме, и это давало компании возможность развиваться без помех со стороны. Но скоро производителю придется познать борьбу за клиента в масс-маркете.

То, как сейчас выглядит салон, повергает в некоторый шок. Но это говорит о двух вещах: перед нами не серийная версия (подтверждено официально), и некоторые решения будут напоминать интерьер «космолета»

Сейчас формально в конкуренты Model 3 можно записать и продвинутые гибриды премиальных марок, и традиционные электромобили, которые наращивают характеристики не по дням, а по часам (тот же Nissan Leaf вскоре получит 200 км запаса хода, потом и свыше 300), и «электрички» с ДВС в качестве генератора, и водородные модели, и просто электрические версии обычных машин вроде Ford Focus или Volkswagen Golf.

Но если заглянуть в 2017/18 годы, то количество соперников резко увеличится, в том числе за счет многочисленных «темных лошадок»: амбициозных китайцев из LeEco и Faraday Future, мелких стартапов по всему миру (типа Rimac из Хорватии), а также компании Apple, которая грозится сделать электромобиль к 2020 году.

Конкуренты

Chevrolet Bolt

Силовая установка: электрическая; мощность: 204 л.с.; запас хода: 322 км; цена: $37 500

Nissan Leaf

Силовая установка: электрическая; мощность: 109 л.с.; запас хода: 172 км; цена: $29 000

Toyota Mirai

Силовая установка: электрическая с топливными элементами; мощность: 153 л.с.; запас хода: 502 км; цена: $57 500

BYD Qin EV300/E5 EV300

Силовая установка: электрическая; мощность: 218 л.с.; запас хода: 300–350 км; цена: $35 000

BMW i3

Силовая установка: электрическая с опциональным ДВС для увеличения запаса хода (Range Extender); мощность: 170 л.с.; запас хода: 130 км (электро), 240 — с Range Extender; цена: от $42 000

Mercedes-Benz C 350 e

Силовая установка: гибрид типа plug-in; мощность: 279 л.с.; запас хода: 31 км на чистом электричестве; цена: $40 000

Почему же так дешево?

Маск неспроста поблагодарил на презентации всех нынешних владельцев Tesla, которые сделали возможным появление Model 3. Первая модель — Roadster — была мелкосерийной и очень дорогой. По сути, первые клиенты не только покупали необычный спорткар, но и в не меньшей степени инвестировали в саму идею электромобиля. На эти деньги удалось разработать Model S, в которой баланс цены и потребительских качеств был для владельца более разумным. За счет объемов производства Model S и Model X удалось выручить средства на разработку Model 3. Да и силовые узлы Model 3 в какой-то части унифицированы с существующими моделями.

Скорее всего, теоретически Tesla могла бы продавать Model S и дешевле. Но в отсутствие конкуренции и нуждаясь в деньгах на разработку «тройки», Маск постарался заработать на этой модели максимум. Теперь компания стоит на пороге еще одной электрической революции: с таким количеством предзаказов у Tesla есть все шансы сделать электромобили действительно массовыми. Для сравнения: по данным крупнейшей в мире зарядной сети Chargepoint (27,5 тысячи точек) сегодня только по дорогам США и Канады ездят более 430 тысяч электромобилей. А у Tesla уже почти столько же предзаказов. Казалось бы, компания прочно стоит на ногах. Но на деле стоит, пошатываясь. И вот почему.

Основанная 13 лет назад компания до сих пор финансово несостоятельна! Например, чистый убыток за прошлый год по сравнению с 2014-м увеличился почти втрое и составил $320 млн! Илон Маск говорит, что не рассчитывает получить чистую прибыть раньше 2020 года. Недавно издание The Wall Street Journal рассказало о хитрых схемах Маска по финансированию всех своих компаний, в том числе Tesla Motors. Предприниматель занимает деньги у одного своего бизнеса для другого, берет обеспеченные акциями своих фирм кредиты и вызывает беспокойство господрядчиков SpaceX тратами нецелевого, по их мнению, характера. Все это подрывает финансовую устойчивость компаний Маска.

 
Даже в культовом мультсериале «Симпсоны», сатирическом зеркале американского общества, в одной из серий Маск выступает как мечтатель-транжира. Спустя квартал после того как миллиардер Бернс вложился в идеи Маска, тот демонстрирует яркую презентацию с заголовками «Без роста — годами» и «Финансово бессмысленно, но круто».

Огромные расходы Tesla Motors связаны с расширением производственных мощностей на целый порядок, а также с разработкой Model 3 и вложениями в новые технологии. Тем не менее Tesla заявляет о росте продаж своих электромобилей (без учета предзаказов Model 3): за прошлый год продано более 50 000 Model S против 33 157 годом ранее. Причем взрывной рост зафиксирован как раз в конце года — за четыре квартала компания выдала покупателям на 75% больше Model S, чем в последние три месяца 2014-го. Акции Tesla волатильны: например, сейчас они стоят на 15-20% больше, чем год назад, но уже завтра очередные колебания могут дать обратную картину.

По плану Гигафабрика заработает в 2017-м, а к 2020-му выйдет на полную мощность. Ее запуск позволит снизить стоимость кВт/ч запасаемой энергии на треть

Еще одна причина называть низкую цену Model 3 — строительство компанией Маска так называемой Гигафабрики, которая станет крупнейшим в мире производителем батарей для электромобилей. А значит, сможет за счет объемов снизить их стоимость и одновременно зарабатывать на сторонних поставках. Но пока нет никаких свидетельств, что строительство идет по графику: на полуофициальных фотографиях видны лишь стены ангаров.

Инвестирующий в альтернативную энергию Билл Гейтс рассказывает, что, по его оценкам, хранить большое количество электроэнергии все еще очень дорого. Чтобы решить эту проблему, надо выйти на новый технологический уровень, и для этого нужны свежие инновации. Предложит ли их Гигафабрика? Кроме того, существующие сейчас батареи подвержены деградации с ростом количества циклов их зарядки, поэтому со временем дорогостоящие элементы потребуется заменить на новые. А это снова расходы.

В отличие от хэтчбека Model S, «тройка» — настоящий седан. Внешний дизайн можно считать окончательным — к конвейеру изменятся лишь детали. Для кузова заявлен рекордный коэффициент аэродинамического сопротивления Cd=0,21

Перспективы: радужные и не очень

Главная проблема, стоящая перед компанией — выдержать сроки и удовлетворить спрос на новинку. Маск официально заявил, что будет пересматривать планирование производства. Даже самые оптимистичные расчеты компании давали около 100 тысяч предзаказов. Уже сейчас Tesla Motors испытывает проблемы с удовлетворением спроса на Model X — примерно половина заказчиков «пролетели» с получением своего кроссовера в первом квартале 2016-го. К 2020 году Tesla Motors обещает увеличить производство… в 10 раз! С 50 до 500 тысяч ежегодно. А уже к середине 2017-го произвести 200 тысяч Model 3.

Звучит футуристично, так как на это требуются гигантские суммы, а про финансовое положение Теслы мы рассказали выше. Да и на предоплату, и уж тем более выручку с продажи Model 3 рассчитывать особо не стоит. Часть покупателей откажутся от предзаказа (12 тысяч уже это сделали), и компания не только не получит с каждого по 43 000 долларов (столько в среднем по статистике заказов стоит Model 3), но и вернет клиенту предоплату. Недавно также стало известно, что для финансирования производства компания и Маск продают акции суммарно на 2 миллиарда долларов.

Чего ждать после запуска Model 3, если недавно производитель отозвал 2700 проданных Model X для исправления потенциально опасного дефекта третьего ряда сидений?

Не все гладко и с качеством. Первые Model S были для своих владельцев и счастьем, и кошмаром одновременно. У них отваливались детали кузова и салона, плохо работали многие системы. Со временем все исправили, и теперь сборка почти не вызывает нареканий. Но с кроссовером Model X эта история повторилась: в супервнедорожнике за 138 000 долларов заклинивают знаменитые подъемные двери, отказывают стеклоподъемники, недостаточно хорошо работает «климат», отваливаются элементы внешней и внутренней отделки, появляется ржавчина, а интерьер досаждает бликами. Более того, зафиксированы даже прецеденты отказа системы автопилотирования, которой так гордится Tesla!

Дизайн оригинален и узнаваем: седан без намека на решетку радиатора смотрится футуристично, но неизменно кажется копией более крупной Model S. Какое-то «внешнее» сходство можно найти лишь с электрическим концептом Porsche Mission E

Для решения этой проблемы Tesla нанимает звезд автомобильной промышленности. Например, Петера Хоххолдингера из Audi — он будет заниматься производством и его масштабированием.

Сомнительна и экологическая чистота электрических технологий. Электроэнергию надо ведь добывать. В мире ведутся ожесточенные споры о том, что же «чище» — сжигать бензин в ДВС напрямую или вырабатывать энергию на электростанциях и потом уже использовать ее в электромобилях. Ведь солнцем, ветром и водой много электричества не запасешь, поэтому все упирается в те же выбросы.

Недавний скандал о штрафе в размере 10 000 долларов для владельца Model S в Сингапуре — подтверждение тому, что общество отказывается признать электромобили «чистым» транспортом. Чем больше энергетика конкретной области завязана на «грязное» электричество, тем вреднее там Теслы. Из свежих примеров — неутешительные для электромобилей выводы по Гонконгу. Кроме того, существует и проблема утилизации батарей.

Как и прежде, заказать Tesla можно не во всех странах. В частности, Россия производителю по-прежнему неинтересна

Откуда такой ажиотаж?

Почему, несмотря на все вышеперечисленное, еще за полтора года до первых поставок Model 3 имеет такой оглушительный успех? Во-первых, люди верят Маску. Он уже доказывал, что умеет справляться с невозможным. Когда все его бизнесы были на грани краха и зависели от одного-единственного успешного запуска ракеты, эта ракета взлетела. Во-вторых, это уже четвертая модель Tesla. Три предыдущие доказали жизнеспособность концепции электромобиля в повседневной жизни.

Так сейчас выглядит фирменная сеть зарядных станций. На них большая батарея емкостью 85 кВт/ч заряжается наполовину за 20 минут, а полностью — за час с небольшим. Через пару лет черных и красных меток станет в несколько раз больше

 

Кроме того, Tesla — это модно. Как ЗОЖ, экологичное потребление, инновации. Многие хотят быть похожи на суперзвезд Кремниевой долины и топ-менеджеров крупных компаний, которые через одного раскатывают на Теслах. Подкрепляет популярность Model 3 еще и финансовый аспект: во многих штатах и странах есть те или иные государственные субсидии, которые делают покупку электромобиля выгодной. А Tesla можно заряжать бесплатно и быстро в сети фирменных заправок Supercharger, которая к старту производства еще и удвоится: с 3608 до 7200 станций. Кстати, первую в России только что открыли в гольф-клубе «Сколково», а еще 5 появятся в стране до конца года.

Как получить Model 3 раньше всех?

Сейчас уже, понятно, никак. Но на старте предзаказов приоритет отдавался явившимся в шоурумы лично (надо было отстоять огромную очередь), а также уже владеющим Теслами покупателям. При бронировании онлайн все как обычно — кто первый успел, тот и выше в листе ожидания. Впрочем, в менее «повернутых» на Теслах штатах шанс скорее получить автомобиль выше. Tesla при определении приоритетов учитывает географию.

В одни руки можно заказать не больше двух Model 3. Но спекуляции не случилось — лишь каждый 20-й клиент предоплачивал сразу два автомобиля

И если у компании все получится, то еще одной революции — быть. Потому что до появления Model S у нас не было нормального электромобиля. Такого, который одновременно здорово едет и делает это продолжительное время. Tesla доказала, что это возможно, но серьезным препятствием для массового распространения стала высокая цена. Если же Model 3 сохранит заданную старшей моделью формулу «динамика/запас хода» и цену в 35 000 долларов при всех своих наворотах — это будет очередной прорыв. Но надо понимать, что на пути к успеху у компании Маска все еще очень много серьезных проблем.

 

P.S. В заключение можете посмотреть видео с короткого тест-драйва во время презентации Model 3.

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ