«Сейчас доедем до места, где бревнышки лежат. По ним покатаемся». Владелец вездехода «Шерп» Герасим Дорогин берется за рычаги, и мы направляемся в сторону соседнего лесочка. Я-то думал, что «бревнышки» — это уложенные в кучку заготовки, ну или на худой конец, поваленные деревья. Оказалось — настоящий лесоповал! А самое ужасное в том, что плоская морда «Шерпа» направлена в высшую точку этого безобразия. «Лучше рукой за что-нибудь возьмись», — спокойно говорит Герасим. — «Который раз клятвенно себе обещаю установить поручень со стороны пассажира. Но я ведь сижу слева…» Зато я сижу справа, и мне не сказать чтобы страшно, но уже немного жалею, что не покинул кабину вместе с фотографом. Упираюсь рукой в потолок… Однако вездеход мягко перекатывается через бурелом, будто это обыкновенный пенек. Шерпануться можно!

Для управления «Шерпом» требуются «тракторные» права категории А2. По правилам, нужна и регистрация. Но Дорогин свою машину не оформлял. По дорогам общего пользования его вездеход передвигается исключительно на прицепе

Шерпами называют народность, живущую в Восточном Непале, на границе с Тибетом. Выносливые мужчины с наследственной высотной адаптацией незаменимы в качестве проводников и носильщиков при альпинистских восхождениях. Собственно, сейчас шерпами зачастую называют всех местных носильщиков. А вездеход «Шерп» — это воплощенная в металле идея питерского конструктора Алексея Гарагашьяна. И это не «самопал», а вполне серийный продукт, выпущенный с начала производства (2015 год) тиражом более полусотни экземпляров. Вездеход выпускается в двух модификациях: грузовой, и такой как у Дорогина — грузопассажирский, с кунгом.

Днище абсолютно плоское, дорожный просвет 600 мм. На задних крыльях закреплены пластиковые канистры для воды по 20 л каждая. Жалюзи по правому борту — воздухозаборник радиатора, прикрытый мелкоячеистой сеткой, чтобы обезопасить соты от камышового пуха и прочей взвеси. Под пластиковым «блином» воздушный фильтр

Интерьер вездехода спартанский, но функциональный. Планшет и камера заднего вида, которая может работать постоянно, — опции. В пассажирском отсеке четыре посадочных места или два «спальника»

Конструкция «Шерпа» оригинальна, а местами уникальна. Несущий водонепроницаемый кузов, рядный четырехцилиндровый турбодизель Kubota V1505-t мощностью 44 л.с., состыкованный с пятиступенчатой «механикой» от вазовской «десятки», постоянный полный привод без понижающих редукторов, цепной привод на ведущие шестерни… Вроде бы — ничего необычного. Но вместо поворотных колес здесь применен бортовой механизм поворота (БМП) от гусеничного транспортера ГАЗ-71, на котором смена курса происходит путем подтормаживания траков одного борта. У «Шерпа» же подтормаживаются два колеса с одной стороны.

Двигатель установлен в базе поперечно, под люком в полу трансмиссия. Одно из достоинств «Шерпа» в том, что почти все ремонтные работы можно проводить из салона. «Погода» обеспечивается принудительными печками либо автономным отопителем

Шины низкого давления с поперечными грунтозацепами. Давление в колесах (0,05-0,06 атм) контролируется обычным манометром. В «ступицах» установлены дополнительные топливные баки по 50 л каждый (опция), что обеспечивает суммарный запас солярки в 258 литров! В зависимости от условий движения «Шерп» потребляет 2-3 л топлива в час. Таким образом, запас хода составляет более 100 часов, или четырех суток!

Впрочем, колеса особенные, разработанные специально для гарагашьяновского вездехода, о чем, собственно, и говорят надписи на боковинах. По сути, это обычные «пневматики» с рабочим давлением 0,05-0,06 атм, но с развитыми грунтозацепами, которые при преодолении водных преград выполняют роль лопастей. То есть «Шерп» еще и плавать умеет!

На первый взгляд, шины — слабое место вездехода. Когда Герасим «валит» по бурелому, не обращая внимания на острые, словно пики, сучки, я грешным делом думаю, что мужичок просто решил покрасоваться перед журналистом. Сейчас мы услышим — пшик, и останемся тусоваться в угодьях Дорогина (в знак солидарности) до тех пор, пока из Питера не привезут «запаску». Но ничего подобного не происходит. В чем секрет? В уникальной пневмоциркуляционной подвеске!

Благодаря пневмоциркуляционной подвеске подобные препятствия «Шерп» проезжает легче, чем кроссовер — невысокий бордюр. Шины и герметичный корпус обеспечивают вездеходу положительную плавучесть

Все четыре колеса «Шерпа» связаны 50-миллиметровыми трубами, создающими единый пневмоконтур. Наезжаешь одним колесом на препятствие, и воздух равномерно перераспределяется по трем другим. «Побочный эффект» такой конструкции — превосходная плавность хода. Вездеход передвигается, будто на воздушной подушке, без подбросов и козления. К слову, в шинах вездехода не воздух, а выхлопные газы, которые направляет туда специальная заслонка, управляемая из салона. На накачивание до рабочего давления всех четырех колес требуется менее 30 секунд! «Спускать шины дольше приходится», — смеется Дорогин. — «Ну что, перекурил? Тогда садись за рычаги».

Герасим Дорогин — бизнесмен

Охотник, рыболов, бизнесмен. Дорогин — идеальный покупатель для производителей подобных вездеходов, предпочитающий горнолыжным склонам ( их вокруг дома Герасима несколько) активное времяпрепровождение вдали от цивилизации. Однако ключевой аспект именно в том, что у него есть средства на подобную технику. Свой «Шерп» Герасим приобрел в августе 2015 года за немалые 4,2 миллиона рублей (с учетом всех возможных опций, включая прицеп для транспортировки). Однако в пересчете на продуманность конструкции вездехода и его надежность (тьфу, тьфу, тьфу) не считает цену завышенной. Одним словом — шерпанутый!

Органы управления «Шерпа» предельно просты: под левой ногой педаль сцепления, под правой — акселератор. Экстренное торможение выполняется путем синхронной подачи на себя обоих рычагов, а замедления и остановки — простым сбросом газа. При высоких трансмиссионных потерях привычный тормоз не нужен. Чтобы плавно сменить курс, достаточно немного придержать рычаг нужного борта, распустив фрикцион. А для более крутого виража — потянуть сильнее, задействовав непосредственно тормоз. «Шерп» может развернуться на пятачке, размеры которого едва превышают его собственные габариты.

Преград нет! «Шерп» свободно перемещается по любой поверхности в пределах физических законов. А иногда, кажется, и вне их «юрисдикции»

Но это все «семечки». А вот соскок со льда в водную гладь — аттракцион не для слабонервных. «Окошко лучше прикрыть», — Герасим высовывается из кабины, опуская лобовое окно-дверь, — «а то водички можно черпануть». «Шерп» плюхается носом в воду, поднимая волну. Плывем! Ход на плаву невысок — 6 км/ч, но напомню, что здесь нет ни навесного мотора, ни водомета. Шины «с веслами» — вот и весь судоходный набор. Кстати, отменная положительная плавучесть «Шерпа» позволяет ему ходить по воде даже при умеренной волне. Однажды Дорогин бороздил Ладогу при высоте волн около метра. Говорит, страшновато было лишь поначалу. Затем поверил в машину и погнал полным ходом.

Выход с воды на лед — на такое способны лишь немногие вездеходы. У «Шерпа» столь сложный трюк получается даже под управлением необученного новичка

А мне предстоит не менее сложное упражнение — выход с воды на лед. Если бы Дорогин собственноручно не проделал то же самое десять минут назад, в жизни бы не поверил, что такое возможно. Поначалу «Шерп» крошит замерзшую воду по ледокольному принципу — наваливаясь на поверхность всем «телом». Но при большей прочности льда за дело берутся «зубастые» шины и вездеход заскакивает на кромку передней осью, вставая в «свечку». Но затем проваливается правым бортом, наклоняясь набок.«Не боись, не перевернемся. Больше газу!», — то ли успокаивает, то ли подначивает Герасим. Да я и не боюсь, просто при пробуксовке колес «Шерп» рыскает из стороны в сторону, требуя быстрой и плавной корректировки курса, а с непривычки поймать момент роспуска фрикционов без задействования тормозного механизма непросто. Получилось со второй попытки.

Багажный отсек в полу Дорогин использует для двухнедельного запаса провианта. Само собой, припасено кое-что и для «сугрева»

Конечно, для питерского вездехода наши покатушки — словно игры в песочнице. «Ты бы видел, что на своем «Шерпе» Гарагашьян творит! Да я и сам, бывало, забирался в места, где кроме нас никого не было. Однажды завяз в торфяном болоте: сел на пузо — ни туда, ни сюда. Посидел, подумал… потом врубил первую передачу, отпустил сцепление и пошел в кунг пить чай. Через полчаса буксования машина сама выползла на твердую почву». Дорогин говорит, что главный ограничитель проходимости «Шерпа» — твоя собственная голова. При таких возможностях легко «потерять берега». Физику ведь не обманешь.

Короткая видеозарисовка о недюжинных возможностях вездехода «Шерп»

Ну да, не обманешь… Зато физические законы можно взять измором. У них ведь нет горячего чая, двухнедельного запаса провианта и двух по «ноль-пять» на всякий случай. А у Дорогина есть. К счастью, неприкосновенный запас пока не почат, что косвенно подтверждает надежность «шерповской» конструкции. При автономном путешествии вдали от цивилизации — это не менее важный фактор, чем проходимость, которую в данном случае можно описать всего одним словом — абсолютная! А если Герасим еще и поручень со стороны пассажира наконец-то прикрутит, совсем будет красота.

Это всего лишь один из десятка приключенческих роликов владельца «Шерпа»

Для любителей вездеходной техники Дром готовит к публикации еще два материала, в которых Максим Маркин расскажет обо всем многообразии «проходимцев» со всего света. Вы сможете прочитать как о серийных экземплярах, так и о совершенно уникальных «экспонатах». Скоро на Дроме!

Технические характеристики вездехода «Шерп» (данные производителя)

Кузов
Материал Сталь
Количество мест оборудованных ремнями безопасности 2
Двигатель
Модель Кубота V1505-t
Тип Дизельный
Кол-во цилиндров  4
Рабочий объем, куб. см 1498
Мощность, л.с. 44,3
Трансмиссия
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая
Подвеска Пневмоциркуляционная
Стояночная тормозная система Независимая
Сцепление SACHS
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 3400х2520х2300
Клиренс, мм 600
Сухой вес, кг 1300
Объем топливного бака, л 58
Емкость дополнительных топливных баков, л 50 х 4
Грузоподъемность, кг 1000
Шины, тип Бескамерные, сверхнизкого давления
Размер шин 1600х600х25
Динамические характеристики
Максимальная скорость (на высшей передаче), км/ч 45
Минимальная скорость (на низшей передаче), км/ч 1,5
На воде, км/ч 6
Прочее
Почасовой расход топлива (зависит от условий бездорожья), л/ч 2–3
Преодолеваемые грунты Любые
Высота преодолеваемого препятствия в виде вертикальной ступеньки, см 100
Крутизна преодолеваемого подъема, град. 35
Периодичность обслуживания, моточасов 50

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ