Это сейчас сие нехитрое приспособление не только привычный, но и абсолютно неотъемлемый атрибут любого автомобиля. За исключением гоночной техники разве что, да и то только потому, что в шлем пить неудобно. Подстаканники бывают самые разные: от мелких ниш на полу, из которых тара так и норовит выпрыгнуть и залить своим содержимым все вокруг, до матерых ухватистых емкостей с подогревом, охлаждением и чуть ли не массажем вашей любимой кружки. Но так было не всегда.

Нетрудно догадаться, что зародилось явление в Америке: там количество подстаканников давно уже является столь же фундаментальной технической характеристикой автомобиля, как мощность, расход топлива и удобство заднего дивана для занятий сексом. Но причина кроется не только в своеобразности американского менталитета — она, если разобраться, совершенно закономерна.

До середины пятидесятых годов мысль о том, чтобы есть и пить на ходу, не приходила в голову даже нашим заклятым заокеанским друзьям. Люди совершенно спокойно останавливались, удовлетворяли свои гастрономические потребности и отправлялись в дальнейший вояж. Тут еще надо учитывать, что дороги и подвески в первой половине двадцатого века были совсем другие: езда зачастую оказывалась не комфортнее спуска на тазике по Потемкинской лестнице, а потому любая попытка что-нибудь выпить в процессе привела бы к хрестоматийному «по усам (ушам, штанам) текло, да в рот не попало».

Отсюда и почти полное отсутствие каких-либо автомобильных пищевых приблуд. «Почти» — потому что еще в двадцатых годах на подножку вашего Ford или Lincoln можно было присобачить портативный кухонный гарнитур с откидным столиком и системой ящичков для «всякоразной» снеди и посуды. Встречались даже модели с отсеками для яиц и льда! Но, как вы понимаете, в пути всем этим хозяйством пользоваться было решительно невозможно.

К пятидесятым же и дороги подразгладились, и подвески подразмягчились, но главное — в Штатах начали массово вылезать из-под асфальта кафе системы drive-in и drive-thru. Иными словами, предвестники всем нынче известных «*акавто» и их аналогов. Вот тут-то и грохнуло. Вместе с возможностью закидывать еду в желудок не выходя из машины начала появляться и необходимость делать это на ходу. Правда, три последующих десятилетия промышленность ходила вокруг да около, выдавая оригинальные, но не шибко толковые решения.

Были, к примеру, столики, которые вешались на кромку полуопущенного бокового стекла. Мало того что для езды они были непригодны — все сервированное банально сдувало бы набегающим воздушным потоком, так ведь даже на парковке вожделенные бургер с колой оказывались в потенциальной зоне риска. Ну, вы понимаете: бродячие собаки, сороки, латиносы — кто угодно мог подбежать, спереть и убежать восвояси.

В газетных вырезках того периода выискался и внутрисалонный столик с двумя подстаканниками, свисающих на цепочках с резиновых присосок, крепящихся к передней панели. Мысль в целом прикольная, но ровно до тех пор, пока присоски не решат отсосаться и отдать ваш обед на растерзание бесчувственной гравитации.

Еще одна идея — зажать плоскую поверхность, крепящую подстаканники, промеж спинкой и подушкой сидения. Окей, в поворотах двое пассажиров теоретически могли придерживать конструкцию собственными ляжками, а что делать на торможениях? Чуть резче топнул по педали — и стаканы с колой, хм, кока-пультировались…

Достаточно широкое распространение получила идея выемок под чашки на внутренней стороне крышки бардачка. Лучше, чем ничего, конечно, но в силу малой глубины этих выемок они и держали чуть лучше, чем никак. Зато вот шикарный Cadillac Eldorado Brougham 1957 года был реально крут: магнитная крышка бардачка и набор фирменных металлических стаканов! Почти как у современного Mercedes-Benz Maybach с его фужерами для шампанского.

В общем, до кажущейся нынче элементарной конструкции додуматься не удавалось никому. Кроме… Некоего Джека Фейзекерли из Лос-Анджелеса, запатентовавшего подстаканник в практически современном его виде аж в феврале 1950-го года! Что помешало ему дойти до любой автомобильной фирмы и выгодно «толкнуть» свое изобретение, история умалчивает.

Ну, а общественности пришлось ждать 1983 года, когда было представлено первое поколение Dodge Caravan. Черт с ним, что это был один из первых минивэнов в мире — нас сейчас интересуют подстаканники! Именно там они обрели классический глубоко отлитый в пластике вид. Но это не конец истории.

Как ни удивительно, крика «Эврика!» и повсеместного внедрения таких же решений не последовало: да, подстаканники потихоньку появлялись и в других автомобилях, но все еще считались прикольным излишеством вроде нынешних шкодовских зонтиков в дверях Superb. А перевернулось все благодаря случаю, известному в юридической практике как «Кофейное дело». В 1992 году в один из тех самых «*акавто» зарулил Ford Probe. На его пассажирском сидении восседала 79-летняя Стелла Либек, которая заказала себе стаканчик кофе и, ввиду отсутствия в фордовском купе подстаканников, зажала оный стаканчик промеж коленей.

Потянувшись к крышке бардачка, старушка опрокинула кофе себе на колени, схлопотала ожоги третьей степени, загремела в больницу, а в итоге отсудила у «*акдоналдс» сенсационные 2,7 миллиона долларов. Американскую судебную систему после того инцидента несколько пересмотрели, но лавинообразное появление подстаканников во всем, что имеет четыре колеса, было уже не остановить. Вот и замечательно! Ведь даже если вы не пьете за рулем, то наверняка кладете в эту емкость телефон, сигареты или пачку жвачки.

Спасибо «*акдоналдсу», в общем. Благодаря нему у автопроизводителей появилась еще одна область для творчества и хвастовства. Мулек-то понапридумывана уйма: хитроумные складные конструкции наподобие «поршевских», многоступенчатая регулировка температуры в обе стороны, клипсы для бокалов с шампанским (привет, Maybach!), красивая фоновая подсветка — простор для фантазии широчайший! Подкину и я идейку: соорудите кто-нибудь, пожалуйста, подстаканник системы «Иисус», который в момент парковки возле дома превращал бы бутылку воды в бутылку вина! Красное сухое вполне подойдет.

Источник: cars.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ