Москву опутывает плотная сеть платных парковок. Сначала Бульварное кольцо, затем Садовое, после Третье транспортное, а теперь паркоматы и линии разметки стали появляться за пределами ТТК, у МКАД и в спальных районах. Руководство Департамента транспорта столицы открыто заявило о том, что зоны платной парковки постепенно охватят весь город, а за его пределами уже орудуют власти Подмосковья, разрабатывающие тарифы и утверждающие территории на своей вотчине.
Деваться некуда. В мэрии Москвы утверждают, что сами жители выступили за введение платных парковок. Не все этому верят, но силы парковочного «Мордора», кажется, побеждают. Мы долго следили за происходящим и пришли к выводу: за последние 25 лет рыночной экономики ничто так сильно не повлияло на жизнь москвичей, как монетизация стоянок на столичных улицах. Все еще не верите? Тогда задумайтесь вместе с нами, о чем стали беспокоиться москвичи и гости столицы, работающие в Москве или арендующие тут жилье.
В пяти минутах от… парковки
Раньше главным критерием выбора жилья при покупке и, тем более, аренде помимо района была удаленность от метро. Пять или десять минут пешком до метро — это актуально и сейчас, но автомобилистов теперь интересует и другое: есть ли рядом на улице платная парковка. Да, если вы успешны и в вашей семье более двух машин, то получить резидентное соглашение на третью уже не получится, а значит, придется платить за парковку по полной. Вы будете узнавать, есть ли шлагбаумы, предотвращающие заезды в ваш двор, чтобы именно вам хватило там места для стоянки, возможно, примете участие в дворовой драке, столкнувшись с идиотами, вешающими цепочки, вбивающими колышки и кидающими старые покрышки на «свои» места. Если вы арендуете жилое помещение, то резидентное соглашение без постоянной регистрации фиг получите. Проблема гораздо хлеще, чем лишние пять минут пешком до метро.
В гости своим ходом
Если знакомые отмечают день рождения дома и приглашают вас с ночевкой, вы обязательно спросите их: есть ли рядом парковка? Оставить машину на всю ночь в пределах ТТК, а потом полдня ждать, когда выветрится перегар, может стоить более 600 рублей, а если в пределах Садового — то и целую тысячу. Не дешевле ли поехать на такси?
Таксисты и каршеринг в плюсе
Именно поэтому Москву ожидает бурное развитие таксомоторных и каршеринговых предприятий. Люди уже стали чаще пользоваться услугами извозчиков: выручка Яндекс.Такси за первое полугодие 2015 года выросла в три раза. Порой поездка оказывается даже дешевле, чем на общественном транспорте, особенно для тех, кто общественным транспортом пользоваться не привык и не покупает карты вроде «Тройки». Кроме того, в столице активно и даже на правительственном уровне развивается каршеринг. Автомобили в краткосрочную аренду как правило пользуются льготами, в том числе бесплатной стоянкой в черте города.
Все развлечения в торговых центрах
Привычный фитнес-клуб, бассейн или кафе, где встречались те самые подружки а-ля «Секс в большом городе», могут потерять часть клиентов. Раньше там можно было хоть как-то припарковаться, а теперь осталось пять с половиной мест и каждые 15 минут шныряют автомобили ЦОДД. Где спокойно посидеть? Скорее всего, в каком-нибудь крупном торговом центре с многоуровневой бесплатной стоянкой. Та же ситуация с суши-барами и другими ресторанами: объекты общепита, расположенные вне крупных торговых площадок, будут менее комфортными для посещения на автомобиле как раз из-за платных парковок.
Особые подарки
Что подарить на день рождения своему коллеге? Обычно этот вопрос требовал некоторого времени на раздумье, а теперь самым оригинальным решением кажется вручение подарочной карты на парковку номиналом в 1 000 рублей. Или тройки таких карт, как сделали в одной автомобильной компании, когда поздравляли с именинами нашего редактора.
Пить так пить
Кто из нас, передвигающихся на машине, не отказывался от спонтанного сабантуя в офисе из-за необходимости ехать домой на машине? Если не отказывались и ехали — мы с вами не дружим. А теперь все массово пересаживаемся на общественный транспорт и бухаем сколько влезет. Продавцы алкоголя будут ликовать, ведь продажи спиртного из-за увеличения пешеходов поползут вверх.
В здоровом теле — здоровый дух
Ну, а те, кто зеленому змию противостоять умеет? Невозможность полноценно пользоваться личным транспортом позволит еще больше укрепить здоровье тем, кто за ним следит. Постоянные пешие прогулки от работы до метро, от метро до дома, от дома до магазина… Автомобилисты, вспоминаете свое безавтомобильное детство? Да, ваше тело вам скажет в итоге спасибо, страдающие избыточным весом почувствуют себя лучше и смогут скинуть лишние килограммы, которые налипают к ним в водительском кресле. А там, глядишь, поголовье мужского населения перестанет портить благоустроенные улицы Москвы своими отвисшими пивными животами.
Мне машина не нужна
Насколько вообще целесообразна покупка нового автомобиля, если ваш дом опутала паутина платных парковок, а места во дворе едва хватает, чтобы разместить десяток машин? Поверьте, прецеденты уже есть. Люди начинают крепко задумываться о том, нужен ли им вообще личный транспорт, если парковать его станет негде. Вместе с тем просядет и рынок подержанных автомобилей, ведь желающих избавиться от своей старой клячи станет много, а желающих ее купить — мало.
Электрификация
У тех, кто побогаче, есть выход — покупка электромобиля. С них денег за парковку не берут, топлива они не требуют, электричество дешевле, а проблемы с эксплуатацией — ну, по городу можно ездить и на крошечном Mitsubishi i-MiEV, на нем же добираться до гаража где-то за МКАДом и пересаживаться в свой любимый Land Cruiser для поездки на дачу. Правда, если электрокары станут массовым явлением, уверены, что бесплатную парковку отменят и для них.
Je suis байкер
У тех, у кого с деньгами не так хорошо, могут задуматься о покупке мотоцикла или мопеда. С двухколесных также не берут денег за стоянку, хотя порой они занимают не меньше места, чем какой-нибудь Chevrolet Spark. Можно также развивать велосипедную тему, самокаты, роликовые коньки и прочие полезные для здоровья средства передвижения. Правда, зимой вы вновь столкнетесь с проблемами отсутствия личного транспорта.
С расширением зон платной парковки Москва уже никогда не будет прежней. В отличие от финансовых кризисов, смены мэров и точечной застройки плата за стоянку внесет куда более значительные коррективы в жизнь практически каждой семьи. А потом процесс продолжится и в других крупных городах. Люди уже взвыли в Санкт-Петербурге, примеру московских властей последовали в Екатеринбурге и Краснодаре, Красноярске и Казани, и так далее.