6–7 августа на «Нижегородском кольце« состоялся второй этап чемпионата России по дрэг-рэйсингу.
Споры на тему, является ли дрэг-рэйсинг автоспортом, ведутся с того самого момента, как двое водителей впервые заехали на опережение по прямой на четверть мили. Честно говоря, глядя на подобные заезды медленных машин, у меня тоже всегда возникало некоторое сомнение: это походило гораздо больше на дружеские покатушки, нежели на автоспорт. Особенно если есть возможность сравнить с дрэг-рэйсингом в Европе или Америке, где на старты выходят 5–6-секундные автомобили, для управления которыми нужны серьезные навыки и подготовка. Да и риск для здоровья и жизни у пилотов таких монстров намного больше.
В 2014 году на старты чемпионата России по дрэг-рэйсингу впервые вышел настоящий промод Dodge Viper, которым управлял Дмитрий Саморуков. Чуть позже к нему присоединился и эстонский пилот Рииво Синиярв на втором промоде, который назвали ГАЗ-13 «Чайка-Спорт», потому что передняя часть кузова была выполнена в стиле этого легендарного советского автомобиля.
Но тогда это еще воспринималось скорее исключением из правил, нежели закономерностью, и большую часть автопарка составляли привычные глазу Nissan, Toyota, ВАЗ и пр.
Честно говоря, этап в Нижнем Новгороде стал для меня своего рода откровением, и я сейчас объясню почему.
Во-первых, мероприятие проходило на профессиональном дрэг-стрипе автодрома «Нижегородское кольцо». Не в чистом поле с заборчиками, слабо ограждающими доступ зрителей на трассу, а на полосе, раскрашенной стараниями организаторов Dragtimes яркими цветами (синим, белым и красным), так что и глаз радуется, и картинка получается красивой.
Во-вторых, автомобили, которые выезжают на старт, перестали быть «ведрами», по крайней мере, чисто внешне. Понятно, что при экстремальных нагрузках сломаться может любая техника, но теперь она выглядит гладко и красиво, так что у зрителя больше нет ощущения, что он попал на кладбище автомобилей.
И в-третьих, в чемпионате появились иностранцы, которые необходимы для того, чтобы задавать тон и помогать всем подтягиваться до европейского уровня автомобилей и соревнований.
Второй этап в этом смысле стал весьма показательным. Всего на дрэг-стрип в заднеприводном классе в этот раз вышло уже четыре автомобиля класса promod. Два из них принадлежат российской команде Dragtimes, и управляют ими Дмитрий Саморуков и Олег Кондаков. Еще один привез из Украины Андрей Кравченко.
Все три были заявлены в зачет чемпионата. А вот четвертый автомобиль «прописан» в Европе, и его пилотом является Дэвид Вегтер, который по регламенту из-за голландской лицензии может участвовать в этапе, но не может заявиться в чемпионат.
Поскольку опыта обслуживания таких автомобилей в России нет, то с ними работает команда Адама Фламхольца, пилота и инженера из Швеции. Лицензию пилота Адам получил 23 года назад, и с тех пор дрэг-рэйсинг стал не только его увлечением, но и работой. В Европе Адам широко известен благодаря своей мастерской по моторам, а в Америке — выступлениями в различных чемпионатах по дрэг-рэйсингу. Dodge Viper Promod, на котором выступает Дмитрий Саморуков, раньше принадлежал Адаму, и на нем в прошлом году Фламхольц выиграл European drag racing series. Под капотом у этой машины стоит V8 объемом 8,3 литра с компрессором (чарджером) мощностью 4000 л.с., а весит она 1080 кг.
Собственно, эти характеристики относят ее к классу «Top Door Slammers» (т.е. старший класс автомобилей с дверьми), являющемуся свободной версией класса «promod». В отличие от Top Door Slammers, у promod есть очень жесткие ограничения по двигателю и весу автомобиля, необходимые для соблюдения безопасности. Top Door Slammers в результате оказываются намного быстрее, но именно из-за этого в европейском дрэг-рэйсинге на них наложены ограничения по дистанции. Исходя из требований безопасности, они заезжают не на 1/4 мили, а на 1/8 мили.
К этому же классу относится и автомобиль Андрея Кравченко, который внешне напоминает Nissan GT-R (под капотом располагается 8-литровый V8). А вот машина Олега Кондакова менее мощная (1400 л.с.), по европейской классификации она принадлежит классу pro-street. И единственным официальным промодом стала «Camaro SS» Дэвида Вегтера.
Голландская команда произвела неизгладимое впечатление на большинство участников чемпионата. Глядя на одетых в брендированную одежду членов команды, четко работающих на дрэг-стрипе (а это обязательная помощь со стартом, прогревом и возвращением на стартовую отметку), было ощущение, что мы оказались на европейских соревнованиях. Владимир Третьяк, у которого во время тренировок сломался автомобиль, а отсутствие запчастей не позволило его быстро отремонтировать, во время финальных заездов выступал в роли наблюдателя: «в следующем году мы все тоже приедем в командной одежде и будем выглядеть не хуже!».
К работе во время чемпионата привлечен и еще один европеец — финский специалист Anssi Piola, который помогает с проклейкой трассы. В этом году дрэг-стрип в Нижнем Новгороде проклеили и прорезинили настолько тщательно, что под лучами солнца он даже отражал стартующие автомобили, как это происходит на европейских трассах.
На руке у Адама — памятная татуировка о рекорде скорости, который он установил в 2012 году: 5.967 на ¼ мили со скоростью в 238,61 км/ч. Кстати сказать, этот рекорд он уже давно побил
Было очень интересно услышать мнение Адама Фламхольца по поводу того, что он увидел на трассе Nring. Вот что он рассказал:
— Когда я сюда ехал, я принципиально старался не иметь никаких ожиданий, потому что не знал, чего ждать. Могу сказать, что сами машины и те времена, которые они показывают — это как в Швеции 20 лет тому назад, но зато во всем невероятно профессиональная организация. И мне кажется, если все пойдет как идет, за 3–4 года ребята смогут добиться прогресса на 20 лет вперед. Конечно, здесь есть своя специфика, и дрэг-стрип отличается от того, к какому мы привыкли в Европе. Но я вижу, как парни быстро все схватывают и учатся.
Главный недостаток этого трека — в очень короткой, недостаточной для таких быстрых машин, как промоды, зоне торможения. Поэтому я советую своим пилотам убирать ногу с газа и выбрасывать парашют еще ДО того, как они пересекают финишную линию. Понятно, что здесь просто никто не рассчитывал на появление столь быстрых машин, поэтому постараются адаптировать под них трассу. Кроме того, я могу сказать, что особо не верил, что мы сумеем здесь так разогнаться — а мы смогли. Показанные результаты вполне соответствуют европейским временам.
Я считаю, очень хорошо, что Dragtimes привезли сюда такие машины: это поможет другим командам открыть глаза и увидеть, что при правильных настройках и нужных комбинациях и они смогут добиться намного большего.
Нижний Новгород встретил участников второго этапа аномальной жарой. Температура на солнце доходила до +50 градусов по Цельсию, поэтому не удивительно, что и многие автомобили не выдерживали такой погоды. По техническим причинам прекратил свои выступления Андрей Кравченко. Его автомобиль вообще впервые вышел на проклеенную трассу, а предыдущие тесты, которые спортсмен проводил у себя на родине, проходили на обычном асфальте. Еще несколько сходов привели к тому, что многие участники заезжали без пары, а их скорость прохождения 402 метров порой составляла порядка 40-50 км/ч.
Олег Кондаков также в пятницу во время тренировок впервые сел за руль промода, однако сумел справиться с машиной и даже показал лучшее время в 7.620 секунды, что для первого опыта очень неплохо.
В самом старшем, заднеприводном классе, победу одержал Дмитрий Саморуков, опередив в финале Дэвида Вегтера на 0.152 секунды. Для дрэг-стрипа трассы «Нижегородское кольцо» его время в финале в 6,708 секунды стало новым рекордом.
В классе AWD (полный привод) одним из главных претендентов на победу считался Дмитрий Матвеев (Новосибирск), действующий чемпион России в этом классе. Однако еще в четвертьфинале он совершил фальстарт и пропустил вперед по соревновательной сетке Дмитрия Мандрикова (Новосибирск). В финале соперником Мандрикова оказался Алексей Криволапов (Владивосток), который и выиграл в том заезде: на Subaru Impreza Дмитрия возникли технические проблемы.
На верхнюю ступень подиума в классе FWD (передний привод) впервые поднялась Оксана Яковлева (Красноярск). По сетке заездов она сначала опередила Алексея Кремнева (Муром), а затем, в финале, своего земляка Георгия Гаракишиева.
Хочется отметить также, что одновременно с чемпионатом России на дрэг-стрипе Н-Ринга проходили соревнования Кубка Нижегородской области по дрэг-рэйсингу «Битва моторов». Это были интересные заезды с большим количеством участников, многие из них показывали высокие результаты и, вполне возможно, через некоторое время будут готовы принять участие в чемпионате.
В «Битве моторов» участвовала и Мария Панова. Свою машину для заездов — 11-секундную Toyota MR2, которой, кстати, раньше владела Маша, и на которой она провела свой памятный заезд на Дрэг-битве с Романом Нагервадзе — ей предоставил Руслан Влезько. К сожалению, Маша не добралась до финалов Кубка. Ее лучшее время, показанное в заездах, составило 11,7 секунды.
На самом деле было удивительно наблюдать в одном месте европейские промоды и старые добрые «Запорожцы» или «Волги». «Мы такие разные, и все же мы вместе». Это и есть автоспорт.
Следующий этап чемпионата состоится 13–14 августа там же, на дрэг-стрипе «Нижегородского кольца». Два этапа подряд на одной трассе проводят не случайно. Так получилось, что трасса, назначенная на предыдущий этап в Московской области, была не готова, и из соображений удобства логистики для участников два этапа решили соединить в одном месте.
Результаты второго этапа чемпионата России по дрэг-рэйсингу:
Класс FWD (передний привод)
1. Оксана Яковлева (Красноярск), Honda Civic
2. Георгий Гаракишиев (Красноярск), Mitsubishi Mirage
3. Алексей Кремнев (Муром), Honda Civic
Класс AWD (полный привод)
1. Алексей Криволапов (Владивосток), Nissan Skyline
2. Дмитрий Мандриков (Новосибирск), Subaru Impreza
3. Владислав Кащеев (Томск), Nissan Skyline GT-R
Класс RWD (задний привод)
1. Дмитрий Саморуков (Москва), Dodge Viper DT
2. Дэвид Вегтер (Нидерланды), Chevrolet Camaro SS
3. Андрей Муленко (Омск), Chevrolet Corvette Custom Turbo
Фотобонус
Читайте также на Дроме
76282
230
Сравнительный тест Mitsubishi Outlander и Subaru Forester. Японские разборки
147716
555
Газобаллонное оборудование (ГБО): экономия денег, конец мотору или все же бахнет?
80740
298
Тест-драйв нового Lexus RX. Смена пола
136965
157
Самые красивые девушки российского автоспорта второй половины 2015 года
80796
167
Дешевые и сердитые: самые доступные и самые дорогие автомобили российского авторынка