Грядет апокалипсис: последние из рода SUV на краю света.
Нас не покидает ощущение, что все американцы одержимы идеей конца света. Будет ли это нашествие зомби, победа Советов или наше коллективное стремление сделать Америку великой снова*, мы проводим больше времени в раздумьях об апокалипсисе, чем представители какого-либо иного современного общества. Возможно, причина тому в нашей чрезмерной энергичности и непомерной уверенности в собственных силах или, может, потому, что мы воспринимаем окружающий нас мир как временное пристанище, но американцы массово готовятся к выживанию в экстремальных условиях. И представителям автомобильных СМИ эти мысли также не чужды.
* Make America Great Again — предвыборный слоган нынешнего кандидата в президенты США Дональда Трампа, а до него — Рональда Рейгана.
Когда в офисе мы рассуждаем на эту тему, чаще всего разговор развивается вокруг того, какой автомобиль мы бы предпочли иметь в условиях неминуемой катастрофы. Когда настанет конец всему, вне зависимости от причины, тебе надо быть готовым преодолеть на этой машине любой из 76 000 километров наших федеральных автострад. А еще нужно быть готовым к суровым погодным условиям. Ну и, конечно же, вам нужен автомобиль, который справится с бездорожьем и доставит вас и вашу семью в безопасное место. Вопрос стоимости можно не брать в расчет, ведь вы не пойдете в дилерский центр, когда разверзнутся врата ада; также мы не рассматриваем степень роскоши транспортного средства (самая большая ценность и роскошь в условиях конца света — это ведь ваша жизнь). Победитель этого сравнительного теста станет готовым абсолютно ко всему внедорожником, который спасет вас, когда все вокруг начнет рушиться.
Наемники. Все три поджарых чудовища имеют военное прошлое
Три SUV, которые чаще других фигурировали в наших рассуждениях на тему кражи в случае наступления конца света, стали объектами нашего сравнительного теста: Jeep Wrangler, Mercedes-Benz G-Class и Toyota Land Cruiser.
У них гораздо больше общего, чем вы могли бы предположить.
В дополнение к тому, что все трое имеют рамную конструкцию, раздаточные коробки, дифференциалы с блокировками и ведущие мосты, у каждого из них военные корни, а один до сих пор состоит на службе в морской пехоте США. Их боевые навыки дают надежду на то, что каждый из этого трио сможет быстро и надежно доставить вас в пункт назначения, вне зависимости от дорожных и погодных условий.
Из представленных здесь автомобилей максимальную связь с предками удалось сохранить Wrangler Unlimited Rubicon Hard Rock, вплоть до тканевой крыши (устойчивый к влажным осадкам жесткий верх доступен в качестве опции) и мостов Dana. В качестве силового агрегата Jeep использует проверенный и надежный 3,6-литровый V6 Pentastar мощностью 285 л.с. и 325 Нм крутящего момента в тандеме с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией (опция). Из внедорожных бонусов здесь механическая двухскоростная раздаточная коробка повышенной прочности Rock-Trac, мосты Dana 44 и электронно-блокируемые дифференциалы на каждом из них. Также Jeep оснащен электронным стабилизатором поперечной устойчивости, который можно деактивировать для лучшей артикуляции на бездорожье. В качестве финального штриха комплектация Rubicon Hard Rock получила дополнительную защиту в форме переднего (со съемными торцевыми заглушками) и заднего стальных бамперов, а также стальных силовых подножек Mopar.
Наш современный Land Cruiser 200-й серии 2016 года выпуска создатели первой модели вряд ли узнали бы. У него есть холодильник и место для восьмерых, тогда как у оригинальной модели не было ни дверей, ни даже крыши. Land Cruiser оснащен 5,7-литровым V8 мощностью 381 л.с. и 544 Нм крутящего момента в тандеме с 8-ступенчатой АКПП (новинка 2016 года). Toyota имеет в своем распоряжении систему постоянного полного привода с предустановленным распределением мощности по осям 40/60 и центральным дифференциалом ограниченного трения Torsen, подающим больше крутящего момента на ось с максимальным сцеплением. Land Cruiser — единственный автомобиль здесь с независимой передней подвеской (не волнуйтесь, сзади у него традиционный неразрезной мост), но его неповоротливость полностью компенсируется гидравлической системой подвески, которая автоматически регулирует уровень жесткости стабилизаторов, что минимизирует подъем колес на бездорожье и обеспечивает максимальное сцепление на асфальтированном покрытии.
Низкий скоростной диапазон активирует целую систему новинок для повышения проходимости Land Cruiser, включая Multi-Terrain Select, которая помогает эффективно передвигаться по грязи, крупным камням и песку; Crawl Control, обеспечивающую контроль скорости на крутых подъемах и спусках; и Off-Road Turn Assist, которая помогает справляться с довольно крупным автомобилем на узких тропах, блокируя внутреннее заднее колесо при поворотах, что позволяет машине вращаться на этом колесе подобно танку на гусенице.
Несмотря на то, что основная формула Gelаndewagen (переводится с немецкого как «автомобиль для пересеченной местности») за 37 лет существования модели не изменилась, машина становится все лучше. Вялые 4- и 5-цилиндровые дизельные моторы, которыми G оснащался на заре своего существования, давно изжили себя. Их место в модельной линейке для североамериканского рынка заняли два V8 и один V12. Крайне соблазнительно было взять для теста на 621-сильный Mercedes-AMG G65 V12, но детальный анализ показал, что более удачным выбором на конец света будет обновленный Mercedes-Benz G550. Под его капотом новый 4-литровый твинтурбовый V8 мощностью 416 л.с. и 610 Нм крутящего момента в сочетании с 7-ступенчатой автоматической трансмиссией и системой постоянного полного привода. Как и у Jeep, у G550 все крайне просто, когда речь заходит о внедорожном оснащении: электронная раздатка и блокируемый центральный, передний и задний дифференциалы. Бонусом для Mercedes является тот факт, что в настоящее время он состоит на вооружении морской пехоты армии США в качестве быстроходной боевой машины.
Путь к свободе
Больше половины американцев проживают на западном побережье, где велика вероятность землетрясений и цунами, и на восточном, где нередки разрушительные ураганы. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить себе ситуацию, когда проживающим на берегу океана американцам придется искать убежища в более высоких районах страны. И нетрудно догадаться, куда все они отправятся. Это будут наиболее крупные мегаполисы в центральной части страны, самые очевидные цели для злодеев, а также идеальные рассадники таких смертоносных инфекций, как чума. И вот что же делать, если вы окажетесь среди тех 159,5 миллиона, которым придется преодолеть какую-то часть пути по автомагистралям между штатами? Чтобы воспроизвести подобную ситуацию, я в компании Скотта Эванса и Джонни Либермана направился на Jeep, Toyota и Mercedes-Benz на северо-восток в сторону северо-восточной части Колорадо (думаю, 2000 метров над уровнем моря достаточно высоко, чтобы укрыться от высокой волны). Путешествие подобного рода поможет нам определить, какой из отобранных автомобилей предлагает оптимальный баланс динамики, экономичности и комфортабельности на шоссе.
Если вы планируете стремительное бегство, то лучший вариант — это G550. «Летающий кирпич» разменивает 60 миль/ч (96 км/ч) за 5,9 секунды, преодолевая квотер за 14,4 секунды (скорость на финише 154 км/ч). Вдавливаете педаль газа в пол на шоссейной скорости, коробка переключается вниз, и машина, благодаря мощному турбомотору, устремляется вперед с такой прытью, что вряд ли кому-либо удастся вас догнать даже на продолжительном отрезке пути. Правда, за подобную динамику приходится платить: расход топлива G550 составляет порядка 13,8 литра на 100 км пробега по городу, 15,4 литра по трассе и 14,52 литра в смешанном режиме.
Минус две турбины и два цилиндра, и вот Rubicon ускоряется с места до 96 км/ч за 8,2 секунды; четверть мили он проезжает за 16,3 секунды, финишируя на скорости 132,8 км/ч. Сочетание двигателя V6 и 5-ступенчатого автомата подходит для Лос-Анджелеса, но дефицит динамики и крутящего момента у Jeep на фоне более тяговитых соперников становится очевиден на затяжных подъемах. Обгонные маневры превращаются в целые операции, требующие тщательного планирования и терпения, что в условиях спасительного бегства не всегда применимо (не обязательно быть самым быстрым, достаточно не оказаться последним). Расход Jeep — 16,3/ 13,8/ 15,2 литра по городу/трассе/в смешанном режиме — также нельзя назвать идеальным с точки зрения продолжительной борьбы за выживание, так что владельцам придется прихватить с собой пару канистр с топливом.
Land Cruiser уютно расположился между двумя крайностями. 6,8 секунды Toyota тратит на разгон с места до 96 км/ч, и 15,2 секунды на прохождение четверти мили, разгоняясь на финише до 146,8 км/ч. Едет Land Cruiser плавно, в его салоне тихо. Есть над чем поработать, конечно; к примеру, педаль тормоза излишне чувствительная, а трансмиссия в предустановленном режиме настойчиво стремится перейти на более высокую передачу в целях экономии топлива. Но если это поправить, было бы совсем уж идеально. Из-за расхода Land Cruiser (19,1/ 12,2/ 16 л на 100 км пробега по городу/трассе/в смешанном режиме) и сравнительно небольшого объема топливного бака (93 литра) оказалось затруднительно преодолевать продолжительные отрезки пути — свыше 480 км — без дозаправки. Нельзя не упомянуть, что версия Land Cruiser для Австралии поставляется с дополнительным баком объемом 44 литра, что в условиях апокалипсиса однозначно должно привлечь внимание.
Зима близко
Нам нужно найти снег. Эта задача оказалась несложной, всего-то пришлось нанести визит в школу зимнего вождения Bridgestone в Стимбоут Спрингс, штат Колорадо. Именно здесь профессиональный пилот ралли Таннер Фост оттачивал свое мастерство, и именно здесь мы тренировались целый день, прежде чем направить Land Cruiser, Wrangler и G550 штурмовать сугробы. Школа Bridgestone предоставила комплект зимних покрышек Blizzak для Jeep и Toyota. Mercedes недавно решили оснащать G550 резиной большего размера, и потому в арсенале школы подходящего комплекта зимних шин не нашлось. Лучший способ выяснить, какой из автомобилей окажется лучшим для езды по снегу, это горячая гонка преследования: мы будем уходить от воображаемой погони, спасая свои пожитки и свои жизни (для наибольшей правдоподобности мы прихватили с собой мачете, нам это показалось отличной идеей). Мы решили, что тот автомобиль, который продемонстрирует наилучшее сцепление, будет меньше застревать в сугробах и покажется наиболее уверенным, получит почетное звание Короля Севера.
Мы должны были догадаться о неудачном выборе резины для Mercedes до того, как дважды загнали его в снежный бруствер. По мягкому пухляку G550 на стоковых Pirelli Scorpion Zero (аналог M+S) шел достаточно уверенно, но как только снег начал превращаться в слякоть и лед, он сдулся. «Сложно дифференцировать динамику G на снегу из-за неподходящих покрышек, но моя интуиция подсказывает, что и на зимней резине он оказался бы на почетном последнем месте», — считает Эванс. «Высокий центр тяжести и короткая колесная база гарантируют избыточную поворачиваемость; здорово порезвиться в снегу на мощной тачке, но совсем не это ценится в условиях конца света».
В сравнении с G-wagen, Jeep едет, будто на танковых гусеницах. Будучи намного легче и обладая возможностью распределять тягу между четырьмя обутыми в Blizzak колесами, Jeep оказался очень устойчивым, и нам пришлось постараться, чтобы сбить его с толку. Он с легкостью выполняет хитрые скандинавские трюки, пока вы пытаетесь оторваться от преследователей, правда, для этого нужна высокая скорость, а с этим у Wrangler некоторые проблемы. «Наши SUV оставляли в снегу достаточно глубокие следы, и когда Jeep приходилось через эту колею перепрыгивать, создавалось ощущение, будто он вот-вот развалится, — говорит Либерман. — Можно ли считать подобное поведение специфичной особенностью ведущего переднего моста? Лишь отчасти. У G550 тоже ведущий мост спереди, но он ведет себя куда уверенней».
Land Cruiser на фоне соперников в снегу казался практически спорткаром. Автомобиль непринужденно справлялся с покрытым льдом и слякотью треком, и он единственный ни разу не влетел в снежный бруствер (и оказался, помимо прочего, в этих условиях самым проворным). «От водителя требуется немного усилий и теоретических знаний в области техники управляемого заноса, чтобы заставить Land Cruiser вилять «хвостом», — говорит Либерман. — Но если уж это получилось, то машина исполняет идеальные заносы, достойные Таннера Фоста».
Безумие пустыни Моаб
Короли горы. Если вам понадобится убежать, эти трое увезут вас дальше, чем какой-либо другой автомобиль
На карте Федерального агентства по управлению страной в чрезвычайных ситуациях 80-х годов, на которую я наткнулся, отмечены наиболее вероятные цели для первых ядерных ударов со стороны Советского Союза, и это лишь подтвердило мои предположения, что единственным местом, где можно будет укрыться, станет пустыня Моаб, штат Юта. Здесь мы и будем проверять возможности избранных на бездорожье. Проконсультировавшись с местным гидом Кевином Хокинсом, мы отправились по тропе Poison Spider, которая ведет к каменистым перекатам пересохших водопадов.
В этом трио максимальную связь с военным прошлым удалось сохранить Jeep.
Учитывая, что Wrangler Rubicon был создан именно для таких условий, он оказался здесь неоспоримым лидером. «Чтобы понять, что Wrangler проберется везде и всюду, не обязательно загонять его на бездорожье», — считает Эванс. И если он с чем-то не справился, логично, что G550 и Toyota также потерпят фиаско. Wrangler справлялся со всеми препятствиями без видимых усилий; всего-то нужно заблокировать дифференциалы и позволить Rubicon Hard Rock забраться по крутой скале. «Я знал, что Jeep справится с этой задачей, — говорит Эванс. — Там, где G и Cruiser беспомощно крутят повисшие в воздухе колеса или выбирают иную траекторию, Jeep едет, как по асфальту».
Большинству завсегдатаев местных троп Mercedes показался неуместным, но он оказался пехотинцем в парадной форме. Выглядит официально, но может практически все. И все же с ним приходится быть осторожным: несмотря на аккуратные свесы и хорошие углы наезда и съезда, интеркулеры установлены слишком низко. Это совсем не то, что нужно на бездорожье. Но даже эта досадная особенность не помешала G550 впечатлить нас своими способностями вне дороги. «Три блокируемых дифференциала обеспечивают уверенность в преодолении любых препятствий, как и впечатляющая артикуляция подвески», — комментирует Эванс, добавляя при этом, что крайне раздражает звук направленных вбок выхлопных труб, который будет только привлекать зомби, если случится худшее.
Откидной мягкий верх Jeep Wrangler(жесткий откидной верх предлагается в качестве опции) — идеальный вариант для прекрасного солнечного дня. Ну или для того, чтобы установить пулемет 50-го калибра
Сидя за рулем Land Cruiser на бездорожье, я постоянно ловил себя на мысли, что у него не получится, но каждый раз я ошибался.
Не то чтобы я сомневался в способностях Toyota в качестве внедорожника, просто его габариты и свесы здесь будто стали еще больше. Тем не менее у Land Сruiser есть все, чтобы потягаться с мелкими собратьями. «Toyota меня покорила, — признается Либерман. — Великан ни разу не отстал от конкурентов. Вы просто активируете режимы Crawl Control и Turn Assist, и Land Cruiser блокирует внутреннее заднее колесо, практически вращаясь на месте».
Выживают только сильнейшие
Укрывшись от последствий воображаемого армагеддона, мы получили возможность сопоставить возможности каждого SUV в реальном мире. Что интересно, все они оказались одинаково хороши.
«Я понимаю, что нам в любом случае придется выбрать победителя и проигравшего, — говорит Либерман в ходе бурных обсуждений итогов теста по пути назад в цивилизацию. — Но мое сердце не готово выбрать, поскольку все трое стали мне одинаково милы. Я взял бы себе всех».
Вопреки тому, что Mercedes G550 справился со всеми заданиями, мы единогласно решили, что его большой расход топлива, склонность к повреждению дорогих деталей на бездорожье в сочетании с неуклонным стремлением пощекотать ваши нервы как на трассе, так и в снегу, ставят дерзкого представителя европейского автопрома на третье место. Невероятные способности маленького Jeep Wrangler Unlimited Rubicon на сложных поверхностях меркнут на фоне его слабой динамики на обычной дороге. Toyota Land Cruiser может все, что могут Jeep и G550. Он справился с ландшафтом пустыни Моаб и обеспечивает идеальное сочетание динамики и управляемости на бездорожье, позволяя вам скрыться от любых угроз. Каждый из них поможет вам справиться со всеми испытаниями конца света, но именно Land Cruiser, на наш взгляд, сделает это лучше других.
Всадники Апокалипсиса. Все три автомобиля оснащены дополнительной защитой снизу, и это крайне важно; у Wrangler Rubicon Hard Rock стальные бамперы и стальные подножки, а G550 имеет стандартную защиту фар. Land Cruiser справляется без всего этого
Третье место: Mercedes-Benz G550
Легендарный G-wagen — хорош на трассе и там, где асфальт заканчивается. Если оснастить его дополнительной защитой и, возможно, одним из дизельных моторов, доступных в Европе, он смог бы изменить положение участников на пьедестале почета.
Второе место: Jeep Wrangler Unlimited Rubicon Hard Rock
Маленький Jeep оказался смелым и бойким. Несмотря на претензии с нашей стороны к вялой трансмиссии и недостатку мощности, которые, скорее всего, будут устранены, когда модель поступит в продажу во второй половине 2016 года, он сможет побороться за первое место.
Первое место: Toyota Land Cruiser
Поначалу его габариты вызвали у нас определенные сомнения, но Toyota спокойно и неуклонно справляется со всеми задачами как на дороге, так и вне асфальтированных трасс. Конец света наступит не завтра, но мы бы предпочли дожидаться его в компании Land Cruiser.
Jeep Wrangler Unlimited Rubicon Hard Rock | Mercedes-Benz G550 | Toyota Land Cruiser | |
---|---|---|---|
Двигатель/шасси | |||
Компоновка | Двигатель спереди, полный привод | Двигатель спереди, полный привод | Двигатель спереди, полный привод |
Тип ДВС | Бензиновый, V6, алюминиевый блок и головка, DOHC, 4 клапана на цилиндр | Бензиновый, с двойным турбонаддувом, V8, алюминиевый блок и головка, DOHC, 4 клапана на цилиндр | Бензиновый, V8, алюминиевый блок и головка, DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, куб. см | 3604 | 3982 | 5663 |
Степень сжатия | 10,2:1 | 10,5:1 | 10,2:1 |
Мощность двигателя, л.с./об/мин | 285/6400 | 416/5250 | 381/5600 |
Крутящий момент, Нм/ об/мин | 352/4800 | 610/2250 | 543/3600 |
Отсечка, об/мин | 6400 | 6200 | 6000 |
Трансмиссия | 5-АКПП | 7-АКПП | 8-АКПП |
Подвеска передняя/задняя | Зависимая, пружинная/зависимая, пружинная | Зависимая, пружинная/зависимая, пружинная | Регулируемая, пружинная/зависимая, пружинная |
Передаточное отношение рулевого механизма | 16,7:1 | 18,6:1 | 14,2–17,6:1 |
Кол-во оборотов руля | 3,5 | 3,3 | 2,7 |
Тормоза передние/задние | Дисковые, вентилируемые, 11,9 дюйма/дисковые, 11,9 дюйма, с ABS | Дисковые, вентилируемые, 12,4 дюйма/дисковые, 10,7 дюйма, с ABS | Дисковые, вентилируемые, 13,9 дюйма/дисковые, вентилируемые, 13,6 дюйма, с ABS |
Колесные диски спереди/сзади | Алюминиевые,литые, 7,5х17 дюймов | Алюминиевые, литые, 7,5х19 дюймов | Алюминиевые, литые, 8,0х18 дюймов |
Шины спереди/сзади | 255/75R17 111/108Q M+S BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM | 275/55R19 M+S Pirelli Scorpion Zero | 285/60R18 116V M+S Dunlop Grandtrek AT23 |
Размеры | |||
Колесная база, мм | 2946 | 2850 | 2850 |
Колея передняя/задняя, мм | 1572/1572 | 1514/1514 | 1651/1646 |
Длина/ширина/высота, мм | 4696/1872/1844 | 4765/2055/1953 | 4950/1979/1880 |
Дорожный просвет, мм | 254 | 236 | 231 |
Диаметр разворота, м | 12,4 | 13,6 | 11,8 |
Снаряженная масса, кг | |||
Нагрузка по осям (перед/зад), % | 52/48 | 51/49 | 52/48 |
Пассажировместимость, чел. | 5 | 5 | 8 |
Высота салона (перед/зад/3 ряд), мм | 1049/1026/— | 1072/1016/— | 972/988/909 |
Место для ног (перед/середина/зад), мм | 1041/945/— | 1333/1064/— | 1090/873/718 |
Ширина салона (перед/середина/зад), мм | 1417/1443/— | 1455/1430/— | 1549/1552/1582 |
Объем багажника, л | 892/1144/— | 2251/1203/— | 2313/1218/416 |
Результаты замеров | |||
Разгон 0–48 км/ч (0–30 миль/ч), сек. | 2,8 | 2,1 | 2,3 |
Разгон 0–64 км/ч (0–40 миль/ч), сек. | 4,1 | 3,1 | 3,6 |
Разгон 0–80 км/ч (0–50 миль/ч), сек. | 6,0 | 4,2 | 5,0 |
Разгон 0–96 км/ч (0–60 миль/ч), сек. | 8,2 | 5,9 | 6,8 |
Разгон 0–112 км/ч (0–70 миль/ч), сек. | 10,7 | 7,6 | 9,0 |
Разгон 0–128 км/ч (0–80 миль/ч), сек. | 15,1 | 9,8 | 11,5 |
Разгон 0–144 км/ч (0–90 миль/ч), сек. | – | 12,7 | 14,7 |
Разгон 0–160 км/ч (0–100 миль/ч), сек. | – | 15,9 | – |
Разгон 72–104 км/ч (45–65 миль/ч), сек. | 4,4 | 3,1 | 3,6 |
Прохождение 402 м, сек./км/ч | 16,3/132,8 | 14,4/154 | 15,2/146,8 |
Торможение 96–0 км/ч (60–0 миль/ч), м | 42,06 | 37,2 | 36,9 |
Боковое ускорение, g | 0,59 | 0,71 | 0,75 |
Обороты двигателя при 96 км/ч (60 миль/ч), об/мин | 2000 | 1700 | 1500 |
Потребительская информация | |||
Базовая стоимость автомобиля (в США), $ | 42 690 | 120 825 | 84 820 |
Стоимость тестируемого автомобиля, $ | 45 730 | 125 075 | 84 820 |
Система стабилизации/антибуксовочная система | +/+ | +/+ | +/+ |
Подушки безопасности | Фронтальные, передние боковые | Фронтальные, передние боковые, головные | Фронтальные, боковые (перед/зад), оконные (перед/зад/3 ряд), коленная водителя |
Базовая гарантия, лет/км | 3/57 940 (36 000 миль) | 4/80 470 (50 000 миль) | 3/57 940 (36 000 миль) |
Гарантия на силовую часть, лет/км | 5/96 560 (60 000 миль) | 4/80 470 (50 000 миль) | 5/96 560 (60 000 миль) |
Помощь на дорогах, лет/км | 5/160 900 (100 000 миль) | Без ограничений | 2/40 230 (25 000 миль) |
Объем топливного бака, л | 85 | 96 | 93 |
Расход топлива (город/шоссе/средний), л/100 км | 16,3/13,7/15,2 | 13,8/15,4/14,5 | 19,1/12,2/16,0 |
Рекомендованное топливо | Неэтилированный Regular (АИ-95) | Неэтилированный Premium (АИ-98) | Неэтилированный Regular (АИ-95) |