Разработка новых шин длится не меньше, чем новой модели автомобиля: от трех до пяти лет. За эти годы у шинных инженеров рождаются и идут в детский сад дети, выходят из тюрем дальние родственники, а для будущей шины создаются инновационные материалы, хитрый рисунок протектора, вычисляется толщина корда и еще не один десяток показателей, которые необходимо придумать, рассчитать и проверить прежде, чем запускать резину в серийное производство. Для Nokian Hakka Green 2 это время уже позади, и я отправился в Финляндию для знакомства с «зеленой» новинкой и закупки санкционного сыра.
Хельсинки встретил противным холодным дождем — обычная скандинавская осенняя погода. Да и лето тут, говорят, тоже не балует солнцем, жарой и сухостью, у питерцев спросите. Оттого инженеры Nokian волей-неволей в конструировании своих шин учитывают подобные климатические условия и основной упор делают на эксплуатацию покрышек в дождь и грязь, а на основных рынках сбыта (страны северной Европы, Россия, Белоруссия и Казахстан) тому несказанно рады.
Завод, конструкторское бюро, испытательная лаборатория и летний полигон компании Nokian находятся в двухстах километрах от Хельсинки в небольшом, но известном на весь мир городке Нокиа.
От идеи до производства опытного образца проходит совсем немного времени. Все рядом: придумали, сделали на заводе, потом в лабораторию, затем на полигон. Для каждой новой модели создается пять-семь вариантов рисунка протектора и конструкции. Пока идут тестирования и испытания, отвергаются несостоятельные решения, а эффективные соединяются в окончательном проекте. Затем производится опытная партия резины, которая отправляется на испытания в условиях, максимально приближенным к «боевым»: новые покрышки бесплатно раздают финским и шведским таксистам. Последние должны регулярно отчитываться перед компанией о поведении машины на дорогах, приезжать в лабораторию для контрольных измерений. Метод устраивает обе стороны: у таксистов бесплатная «обувка», а у компании нет надобности наматывать на полигоне сотни тысяч километров и тратиться на огромный парк собственных авто. Так же, к слову, многие автоконцерны тестируют электромобили — раздают их в прокатные конторы, в таксопарки, коммерческие фирмы, а потом смотрят, как те с ними «мучаются», и собирают бесценные данные.
По точно такому сценарию создавали Hakka Green 2. Первое поколение «зеленой» модели многими независимыми испытателями было признано удачным. Шина действительно помогала экономить топливо, не теряя при этом в сцепных свойствах на мокрой дороге и обеспечивая приемлемый уровень комфорта. В модели новой генерации применен иной рисунок протектора, основанный на эффекте Коанда. Вкратце это свойство потока жидкости изменять направление в зависимости от формы поверхности. Инженеры Nokian сконструировали протектор таким образом, что он направляет и ускоряет отвод воды между шиной и дорогой, что позволяет подавить эффект аквапланирования при попадании колес в лужу. Как говорят финны, в два раза. Для этой же цели в плечевых частях шины находятся канавки Trumpet Grooves, которые вмещают жидкость и ускоряют ее отвод из поперечных ламелей. Разработчики уверяют, что свойства шины по противодействию аквапланированию долго остаются неизменными в процессе эксплуатации.
Износостойкость — еще один показатель, который улучшили инженеры: шина Nokian Hakka Green 2 изнашивается на 15% медленнее, чем ее предшественница. Тому есть много причин, но главная — это состав резины. В резиновой смеси намешано столько ингредиентов, что из них получился бы неплохой винегрет для робота с планеты «Железяка». Силика, сосновое и рапсовое масла, мелкие частицы сажи — все это нанизано на прочную стальную проволоку, покрытую латунью. Именно благодаря ей повысилась прочность покрышки, а новый состав смеси, по словам менеджера по разработке продукции Nokian Ярно Ахвеламми, улучшил безопасность на мокрых дорогах и подарил больше ощущения стабильности в экстремальных условиях.
В лаборатории, где ведутся разработки новых моделей шин и проходят их первичные испытания, фотографировать не разрешают, но на «посмотреть» позвали. Тесты начинаются с того, что подопытную резину надевают на специальный станок, который крутит их 24 часа в сутки семь дней в неделю, пока не намотает определенное количество километров. В среднем на колесо приходится 25-30 тысяч километров. Скорости — от разрешенных 80 км/ч до экстремальных 320 км/ч. Потом полученные показания изучают. Если шина вдруг лопнет, то ее бренные останки отправляют на рентген и под микроскоп, чтобы выяснить, где скрыт дефект.
Под конец экскурсии было устроено небольшое шоу — испытание на прочность. В шину закачивали воду под давлением до тех пор, пока ее не разорвет. Правильно сделанная покрышка может выдержать давление в два с лишним десятков атмосфер. Nokian Hakka Green 2 разорвало при 24 атмосферах. Конечно, замечают инженеры, до такой степени никто колесо накачивать не станет, но, тем не менее, запас прочности у шины должен быть во много раз больше, чем ее эксплуатационные характеристики.
От теории перехожу к практике. Первое упражнение — торможение на скользкой дороге. На тестовом Volvo V40 нужно разогнаться до 80 км/ч и по команде инструктора выполнить экстренное торможение. Короткий разгон, педаль в пол, доезжаю до обильно смоченного водой участка дороги, звучит команда «стоп» — выжимаю педаль тормоза до упора, слышу, как трещит ABS, жду, когда машина пойдет юзом, но ничего не происходит… Чертовка встала как вкопанная через 52 метра от начала торможения. Пробую еще раз. Разворот, возвращение к старту и снова вперед. Результат еще лучше — 51 метр.
Следующее упражнение — проверка на аквапланирование на Volkswagen Golf. Чтобы доказать, что новый протектор хорош не только на необъезженной резине, но и на старой, организаторы теста предоставили автомобили с новыми покрышками и обутые в шины с износом в 5 и 8 мм. Проверил — работает. Я разгонял машину до 50 км/ч, въезжал в лужу и поддавал газу. Когда колеса теряли сцепление с дорогой — а это было слышно по звуку работы двигателя, машина все равно шла ровно, не сбиваясь с траектории. Сбрасываешь газ, и «Гольф» спокойно преодолевает мокрый участок. Но, как говорят сами испытатели, в целях безопасности водные преграды на дороге лучше проезжать аккуратно, на небольшой скорости.
Последним этапом проверки шин стал небольшой тур по окрестностям города Нокиа протяженностью чуть более 80 км. Маршрут проложили по дорогам разного качества: скоростная автострада, загородное шоссе и даже грунтовые дороги. И вот тут мне показалось, что Nokian Hakka Green 2 шумные: их было слышно на асфальте автобана, на шоссе, а уж на проселке с его неоднородным покрытием шины и вовсе гудели.
В качестве спарринг-партнера новым Hakka Green 2 были выбраны какие-то левые китайские покрышкиНо больше всего вопросов вызвал сравнительный тест на сопротивление качению. В качестве спарринг-партнера новым Hakka Green 2 были выбраны какие-то левые китайские покрышки. Сначала прокатились на них, а затем машину переобули в шины финского производства. В итоге автомобили на «Хакка» укатились аж на 20 метров дальше, доказав, что сопротивление качению, читай экономия топлива, лучше. Разве ж это корректное сравнение? Nokian входит в первую десятку шинных производителей в мире, а кто делал эти китайские покрышки, известно только Мао Цзэдуну, да и тот уже помер.
Сейчас все Nokian Hakka Green 2 производятся на фабрике в Нокиа. С появлением спроса в России — а это произойдет весной 2016 года, когда новинка поступит в розничную продажу в нашей стране, к работе подключится предприятие во Всеволожске Ленинградской области. В Nokian говорят, что наш завод (в смысле их, расположенный у нас) лучше оборудован и может выпускать на 30-40% шин больше, чем финское предприятие. В ассортименте типоразмеров Nokian Hakka Green 2 представлены шины от 13 до 16 дюймов, что идеально подходит автомобилям компактным и средним. Самый популярный 205/55 R16 в этом списке есть.