Прошедшие выходные обозначили вторую часть гоночного сезона во многих сериях. Пилоты вернулись после каникул на трассы и возобновили борьбу за позиции. На бельгийской трассе Спа-Франкоршам состоялись гонки трех важных серий — GP3, GP2 и F1, в каждой из которых принимают участие российские пилоты. Ниже читайте о том, что и как происходило в этот раз в Арденнах.

Формула 1: оранжевая революция в Спа не удалась

Главная интрига Гран-при Бельгии — сумеет ли победить Макс Ферстаппен, занявший в квалификации второе место, или нет? Выиграет ли Спа Нико Росберг и сумеет ли он обойти по очкам Льюиса Хэмильтона, получившего +60 позиций на стартовой решетке? Чтобы поболеть за своего соотечественника, в Бельгию приехали 40 тысяч зрителей из Голландии, для них специально открыли вдоль трассы две специальные зоны свободного размещения и установили огромные мониторы, по которым можно было наблюдать за гонкой.

И что же? Сначала Ферстаппен упустил несколько позиций на старте, а затем уже в первом повороте принял активное участие в небольшой свалке с участием Феттеля и Райкконена, повредил машину себе и другим, заехал на внеплановый пит-стоп и, потеряв все, что наработал, финишировал в итоге лишь 11-м.

И это не злорадство, это сожаление, потому что будь у него чуть больше опыта и не будь он столь молодым и горячим, то гонка, которую столько ждали после летнего перерыва, могла быть намного интереснее и насыщеннее, и с совершенно другим результатом. Ну что ж, это дело уже прошлое, так что вернемся к тому, что происходило в эти выходные на трассе в бельгийских Арденнах, одной из самых красивых и зрелищных из всех трасс Гран-при в этом году.

Летний перерыв пошел на пользу всем. Кто-то путешествовал, кто-то проводил время с семьей, кто-то наконец получил шанс разобраться со своими мыслями, кто-то, судя по отдельным фразам, нашел карьерную замену Ф1. Поживем — увидим, потому что значительная часть контрактов еще не заключена, а слухи всегда остаются только слухами.

Выбор бельгийской трассы для возвращения после каникул чрезвычайно правильный: Гран-при на трассе в Спа очень сложный и очень зрелищный, и после перерыва как будто с головой окунаешься вновь в гонки.

Трасса в Бельгии — одна из старейших кольцевых трасс в мире, первые соревнования на ней прошли в 1921 году, и точно так же, как и кольцо Сарте в Ле-Мане, она долгое время продолжала оставаться городской трассой, т.к. вне соревнований по ней ездили автомобили и ходил общественный транспорт, так что ряд названий отрезков трассы, например, «Автобусная остановка», появился не просто так. И только относительно недавно она превратилась в стационарный автодром, с одним из самых длинных в сезоне Формулы 1 треков — сейчас он составляет чуть больше 7 км в длину, а в своей первоначальной конфигурации насчитывал целых 15 км.

Больше всего побед на этой трассе одержал Михаэль Шумахер (6), а из команд здесь чаще всего побеждала Scuderia Ferrari (16), поэтому расстановка сил на стартовой решетке была очень важна прежде всего для красных.

Уикенд выдался неожиданно жарким для Арденн, температура превышала отметку в 30 градусов; более того, погода здесь всегда непредсказуема, в конце июля может похолодать до +4 (как это было в прошлом году) и пойти дождь на грани со снегом — или, наоборот, наступить неожиданное пекло, как в этот раз.

Были некоторые изменения и в пелотоне, но они были ожидаемы. Так, в Manor вместо Рио Харьянто, который не нашел финансовой поддержки на вторую часть сезона, за руль сел Эстебан Окон.

Свободные практики в этот раз преподнесли ряд сюрпризов, в том числе и сгоревший мотор у Фернандо Алонсо, который заменили, и который дожил лишь до начала квалификации. Таким образом, за этот уикенд Алонсо дважды меняли силовой агрегат, что привело к 60 очкам штрафа на гриде.

У Хэмильтона также ожидалась уже штрафная замена двигателя, и в команде решили не мелочиться. Поскольку в регламенте сумма штрафов за замену узловых агрегатов на автомобилях плюсуется, но не распространяется на другие гонки, то Хэмильтону заменили три двигателя (чтобы наверняка хватило до конца сезона) и некоторые другие агрегаты, которые должны были понадобиться в этот раз или вскоре. Таким образом, он также получил 60 штрафных позиций (еще плюс 5 за нарушение режима закрытого парка), и они на пару с Алонсо стартовали с последнего ряда.

Также оштрафованы были Маркус Эриксон (10 мест на очередную турбину) и Эстебан Гутьерес (5 мест) за некорректное поведение и блокировку Паскаля Верляйна в одной из тренировок.

Неудача случилась и с Максом Ферстаппеном: в третьей практике у него отказала коробка, и он не закончил тренировки. Однако замена коробки не понадобилась, механики разобрались с проблемой, и к квалификации машина была уже готова. Макс шикарно квалифицировался, заняв второе стартовое поле и оказавшись на одной линии с Нико Росбергом. Вторую линию заняли автомобили Ferrari, причем Кими Райкконен переквалифицировал Себастьяна Феттеля. Риккардо стартовал пятым, Даниил Квят — 19-м.

Болельщики и просто зрители, заполонившие все окрестные леса и дороги, настраивались на долгую и интересную гонку. Кто же знал, что вся интрига, по сути, закончится на первом круге, даже в первом повороте, когда проспавший старт юный голландец решит наверстать упущенное?

Уступивший на старте сразу две позиции Макс Ферстаппен совершил самую большую глупость, которую только мог: он решил разом вернуть себе место, бросившись в безрассудную атаку. Не подумал он только о том, где собирается «дать бой» двум Ferrari — в повороте «Ля Сурс» по внутренней траектории. Поворот острый, да еще на начинающемся спуске — здесь все сужают траектории, и только глупец полезет внутрь на первом круге, когда на самом деле ничего не решается. Конечно, как результат Райкконену надо было бы отруливать, но слева у него Феттель. Помня китайскую «историю» с похожим сценарием, Райкконен предпочел отрулить в Макса: в итоге разворот и заклинивший передний спойлер у финна (который потом от трения об асфальт загорелся, и на питлейне его никак не могли снять), и разрушенный же передний спойлер у голландца.

В итоге Росберг сохраняет лидерство, на вторую позицию прорывается стартовавший шестым Хюлкенберг, за ним Риккардо, Масса, Грожан и далее по списку. И при этом Ферстаппен еще жалуется команде по радио: «Кими выбрал отвернуть в меня!». Да еще бы.

На втором круге происходит инцидент с Карлосом Сайнцом: у него взрывается правое заднее колесо, это приводит к проблемам с задним спойлером, следом ломается подвеска, и в итоге испанец сходит.

Во всей этой заварухе происходит еще одно событие — Паскаль Верляйн, который перед этим в DTM был известен своими постоянными авариями, ухитряется ударить в корму Дженсону Баттону, да так, что тому приходится закончить гонку. Справедливости ради стоит отметить, что и Верляйн также возвращается в боксы и сходит.

Впрочем, Баттон еще раньше в своем интервью заявил, что гонка для него это прежде всего удовольствие побеждать. И если он окажется лишен этого в Ф1, то найдет другую серию, где эта радость будет возможна. Вот так, практически прямым текстом он заявил о своей готовности покинуть Формулу 1.

На шестом круге происходит еще одно важное событие — Кевин Магнусен не удерживает машину и аккурат в Радильоне после выхода из ОРуж на огромной скорости уходит в отбойники. Причем сила удара была такова, что машина даже сумела заскочить на верх этой горы покрышек. Пилот цел, но для того, чтобы разобрать завал и починить барьер безопасности, гонку на 10 круге останавливают под красным флагом.

Собственно, все основные знаковые события на этом и заканчиваются. В результате всех перипетий после рестарта первая тройка сохраняет позиции, Алонсо четвертый, но Хэмильтон уже на пятой позиции и останавливаться явно не собирается. К 18-му кругу он уже третий, но становится понятно, что подняться выше будет уже очень сложно. Даниил Квят поднимается до 8-й позиции, но затем начинает терять преимущество перед более быстрыми соперниками.

Любопытная борьба разворачивалась на 13-м круге между Райкконеном и Ферстаппеном, когда Макс несколько раз совершал маневры, за которые наказывали других пилотов, но при этом оставался безнаказанным.

В итоге, конечно, справедливость восторжествовала: Кими финишировал в очках (9-м), а Ферстаппен лишь 11-м, но испорченное удовольствие от гонки никто не вернет.

Льюис Хэмильтон в результате финишировал третьим, так что разрыв в очках с Росбергом немного уменьшился, но зато теперь у него есть три новых двигателя. «Потерять 10 очков и получить три новых мотора — это супербонус», — сказал Хэмильтон.

Даниил Квят финишировал 14-м.

«Мы должны принять, что по своему уровню мы имеем такую машину, и никакую другую. Нам тяжело и трудно, но мы должны работать с тем, что есть, и понемногу двигаться вперед», — сказал российский пилот.

Следующий Гран-при состоится 2-4 сентября в итальянской Монце.

Результаты гонки

Место Пилот Команда Время/отставание Скорость Пит-стопы
1 Н. Росберг Mercedes 1:44.51.058 176.279 2
2 Д.Риккардо Red Bull +14.113 175.885 2
3 Л. Хэмилтон Mercedes +27.634 175.508 3
4 Н. Хюлкенберг Force India +35.907 175.279 3
5 C. Перес Force India +40.660 175.147 3
6 С. Феттель Ferrari +45.394 175.017 3
7 Ф. Алонсо McLaren +59.445 174.629 2
8 В. Боттас Williams +60.151 174.610 3
9 К. Райкконен Ferrari +61.109 174.584 4
10 Ф. Масса Williams +65.873 174.453 3
11 М. Ферстаппен Red Bull +71.138 174.308 4
12 Э. Гутьеррес Haas +73.877 174.233 3
13 Р.Грожан Haas +76.474 174.162 3
14 Д. Квят Toro Rosso +87.097 173.872 3
15 Д. Палмер Renault +93.165 173.707 4
16 Э. Окон Manor +1 круг 171.962 3
17 Ф. Наср Sauber +1 круг 171.930 3

GP2 / GP3: гонки невезения

При всей зрелищности бельгийского этапа Формулы 1 надо заметить, что «младшие» серии не отставали в создании интриги. Адреналиновая атмосфера захватывала любого — будь он в паддоке, на трибуне или за тысячи километров у монитора. И даже не важно, за какую позицию шла борьба: 22 молодых, амбициозных и талантливых гонщика GP2 продемонстрировали в Спа, что гонки — это красиво всегда, а не только вблизи призового подиума.

После блистательного выступления на Хоккенхайме российский пилот Сергей Сироткин — в статусе лидера текущей классификации GP2 — задал темп на свободной тренировке, показав лучшее время. Но уже на квалификации вперед вышли соперники — поул-позицию в субботней гонке взял Антонио Джовинацци.

Свой старт итальянец благополучно проспал, и пелотон ведет Густав Малья. На бампере у него тут же повисает Пьер Гасли, не сумевший (точнее, не успевший) воспользоваться ошибкой соперника, когда тот слишком широко зашел в один из поворотов. Лишь на пятом круге Гасли удается обойти шведа, а на седьмом тот уже отправляется на пит-стоп — после старта на мягких шинах хочется поскорее встретиться с механиками и перейти на жесткий состав.

После начала волны пит-стопов лидером на некоторое время становится Сергей Сироткин, но его обходит Артем Маркелов. В прошлом году Артем завоевал в Бельгии бронзу, и на подиуме ему явно понравилось.

Выбравшийся с питлейн Пьер Гасли начинает потрясающую серию успешных обгонов, прорываясь к лидерам. Через 10 кругов он уже второй — и впереди лишь Артем Маркелов, который еще не был на своем обязательном пит-стопе. Маркелов отправляется менять шины, возвращается на трассу на восьмой позиции, но тут же уступает ее Луке Гиотто — у итальянца-то шины уже прогрелись. Дуэт Гиотто-Маркелов (пока в таком порядке) в пылу борьбы как-то незаметно для себя обходит Густава Малья, а затем Артем все-таки обгоняет итальянца — теперь он уже шестой! Впереди Антонио Джовинацци… ах нет, уже позади… и до подиума всего две позиции…

Тем временем в конце первой десятки происходят не менее захватывающие события. В ролях — Серджио Канамасас, Оливер Роуланд и Сергей Сироткин. Яркая и увлекательная борьба этой троицы — настоящее украшение субботней гонки! Развязку пилоты приберегли для финального поворота, где сталкиваются Роуланд и Канамасас, любезно пропустив Сироткина на девятую позицию.

Судья с клетчатым флагом появился как-то на редкость некстати и для Сергея, который не смог побороться за восьмую позицию (а это — поул на завтрашней гонке), и для Артема Маркелова, который не успел добраться до подиума и закончил гонку пятым. Победа в субботу достается Пьеру Гасли, а завтрашняя поул-позиция — обладателю восьмого места, Густаву Малья.

GP2. Спа-Франкоршам. Гонка 1. Результаты

1. П. Гасли 25 laps
2. Д. Кинг +11.262
3. А. Линн +15.519
4.Р. Марчелло +19.163
5. А. Маркелов +20.723

9. С. Сироткин +35.778

20. П. Арманд +95.380

В воскресенье на старте Гасли повреждает себе переднее крыло в столкновении с Роуландом, что не мешает ему после этой заминки обойти и британца, и заодно Сергея Сироткина. Антонио Джовинацци, в попытке отыграться за вчерашний проваленный старт, отчаянно атакует лидера гонки Густава Малья. На восьмом круге атака увенчивается успехом, ну а дальше — дело за малым: дотерпеть еще 11 кругов до победы. Малья, кстати, вполне устраивает и серебро — это его первый подиум в GP2.

Столкновение в последнем повороте Сироткина с Маркеловым подарит Сергею 10 штрафных секунд, что отбросит его на 15-е место по итогам воскресной гонки. Впрочем, это лучше, чем ситуация у Артема, который совсем немного не доехал до финиша.

И постскриптум уже к ночи — семеро пилотов, в том числе и Сироткин, пенализированы за использование системы DRS на первом круге. Так что Сергей теперь — 16-й.

GP2. Спа-Франкоршам. Гонка 2. Результаты

1. А. Джовинацци 18 laps
2. Г. Малья +2.359
3. Л. Гиотто +3.921

5.Р. Марчелло +6.634

16. С. Сироткин +35.557

21. А. Маркелов DNF
22. А. Пик +1 lap

Если вы считаете, что Сироткину в Спа не повезло — это значит, вы не смотрели гонки серии GP3. Классический пример невезения — обе гонки Константина Терещенко! А ведь начиналось все очень удачно…

Ну, то есть не для всех удачно: в первом же повороте после старта случился зрелищный завал. Зато Терещенко, стартовавший с 20-го места, отыграл сразу 10 (!) позиций. Шарль Леклерк удержал лидерство, а вот Мэтью Перри, Аржун Майни и Джейк Хьюз дружно сошли. Компенсировать соперникам их отсутствие на трассе был призван автомобиль безопасности.

Всего через круг в боксы отправляется и Ниреи Фукуцуми — ему тоже досталось в первом повороте.

Лишь на пятом круге гонка возобновляется — и Шарлю Леклерку приходится обороняться от атак Ника де Вриса. Немного дальше от лидеров разворачивается еще две красивые дуэли: Александр Албон и Джек Эйткен сражаются за 11-ю позицию, а Константин Терещенко и Жюльен Алези — за восьмую.

Увы, российскому пилоту не удается удержать замечательное восьмое место, означающее поул-позицию в воскресенье: «Из-за ошибки на торможении я оказался вблизи Сантино Ферруччи, и пришлось с ним бороться. Это заметно испортило мне резину, и на следующих кругах я потерял две позиции из-за сильной деградации задних шин».

Тем временем в начале пелотона Леклерк титаническими усилиями отрывается от де Вриса аж на секунду. Возможно, благодаря тому, что Ник все больше вынужден отвлекаться на защиту от атак Джейка Денниса. В результате голландцу не удается ни то ни другое — он пропускает Денниса на серебряный подиум, а сам удовольствуется лишь бронзой.

На последнем круге Оскар Туньо, столкнувшись с Константином Терещенко, пробивает нашему пилоту колесо — невезение в чистом виде и лишь 17-е место (это с восьмой-то позиции!).

Кстати, о восьмой позиции — кому же предстоит завтра стартовать с поула? Здесь неожиданно материализовался Матевос Исаакян! Неожиданно — потому что его имя в течение гонки практически не звучало в устах комментаторов: он не влезал ни в какие рискованные дуэли, не совершал неожиданных маневров, не резал повороты, не получал штрафов, а просто чисто и аккуратно ехал, безупречно рассчитав стратегию на гонку и поднявшись за это время на 4 позиции. А значит, в воскресенье утром российских болельщиков будет просто не оторвать от трансляции второй гонки GP3!

GP3. Спа-Франкоршам. Гонка 1. Результаты

1. Ш. Леклерк 17 laps
2. Д. Деннис +2.305
3. Н. Де Врис +15.402

8.М. Исаакян +28.856

17. К. Терещенко +72.750

Чистое небо, ясное солнышко, последнее воскресенье лета — и 21 мальчишка плюс одна девушка на 400-сильных болидах рвутся в бой. Матевос Исаакян стартует удачно, удержав лидирующую позицию, но сзади уже подбирается Джек Эйткен. Достаточно быстро пелотон превращается в чисто мужскую компанию: Татьяна Кальдерон вылетает с трассы.

Только успели судьи убрать желтые флаги, как Эйткен обходит Исаакяна. И тут в первый раз за утро появляется автомобиль безопасности: снова не повезло Константину Терещенко и снова — пробитое в результате столкновения колесо. Едва сейфти-кар ушел с трассы, как Джейк Хьюз и Мэтью Перри решают, что вчерашнего адреналина им было маловато. Результатом их новой тесной встречи является вылет Перри и второе пришествие автомобиля безопасности.

В третий раз сейфти-кар появляется на трассе по заявке Ниреи Фукуцуми и Кевина Йорга — один наехал на поребрик и отправил второго за пределы трассы.

Матевос Исаакян пропустил вперед Антонио Фуоко и Сантино Ферруччи, но за четвертое место сражается как лев — и не с кем-нибудь, а с лидером серии и вчерашним победителем Шарлем Леклерком! Финиш — и российский пилот набирает очки за четвертое место. В обеих гонках в Спа, при тотальном невезении Терещенко, именно Матевосу пришлось отдуваться за двоих — и, согласитесь, он сделал это отлично!

GP3. Спа-Франкоршам. Гонка 2. Результаты

1. Д. Эйткен 13 laps
2. А. Фуоко +1.769
3. С. Ферруччи +5.820
4.М. Исаакян +7.207

17. С. Стувик DNF

Никакой паузы, никакого отдыха! Этап в Монце уже через неделю — не переключайтесь!

Читайте также на Дроме

80343
363

Тест бюджетных седанов Ford Fiesta, VW Polo, Kia Rio и Renault Logan. Переаттестация

201159
746

Недостатки Лады Весты: объективное мнение после 500 тестов и 5000 километров

196496
664

Тест-драйв Весты от редакции Дрома + ответы на вопросы читателей

136734
444

Обзор новинок российского авторынка на 2016 год. Подъем с переворотом

73673
229

Самые доступные авто с АКП: я дам вам «автомат»!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ