В статистике продаж с начала года продолжает уверенно лидировать Hyundai Solaris. Рынок в целом не спешит выходить из пике.
На этой неделе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах новых автомобилей в России за шесть месяцев текущего года. Радоваться пока нечему: реализация продолжает показывать негативную динамику. В июне продажи снизились на 12,5%, за полугодие – на 14,1%.
«Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т.е. быстрее, чем предполагалось в начале года. Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 миллиона штук, что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом. Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6-7% или, иными словами, до половины от того, что мы наблюдали в текущем году», — прокомментировал итоги глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Напомним, что в начале года организация прогнозировала падение всего на 5% за 2016 год. На фоне минуса в 35,7%, показанного в 2015-м, это было равносильно стабилизации рынка и завершению его рецессии. То, что предсказание не сбывается, было очевидно с первых месяцев года, однако в АЕБ признали это только сейчас. При этом, согласно официальным данным, до половины машин сейчас реализуется благодаря мерам господдержки сектора! Не будь их – и продажи бы рухнули катастрофически.
К слову, анонсированные 1,44 миллиона машин – это меньше, чем было продано в 2009 году (1,47 миллиона), когда спрос в России на фоне мирового финансового кризиса рухнул на 49%. После этого, правда, рынок быстро восстановился, и уже в 2010-м показал динамику +30%. Сейчас же эксперты в один голос утверждают: даже после того, как цифры нащупают дно, взрывного роста не будет. Дилерам придется в течение нескольких лет выходить на докризисные показатели.
В зачете марок уже не так много компаний, показывающих обвальное падение, как было в прошлом году. К примеру, Peugeot и Citroen за январь-июнь просели на 34% и 25% соответственно, тогда как в 2015-м их минус переваливал за 70%. Продолжается обвал у «Хонды» (-69% за полгода) и «СанЁнга» (-67%). К маркам с нулем в статистике продаж, «Опелю» и «Грейт Воллу», готова присоединиться «Акура». Премиальное подразделение «Хонды» официально прожило в России всего два года, не выдержало давления конкурентов и кризиса и в конце весны свернуло продажи до лучших времен. Достаточно неожиданное падение спроса на автомобили Datsun, проявившееся с самого начала года, перешло в хроническую форму. За полгода бюджетный бренд недосчитался 55% клиентов.
Порадоваться можно за Ford, продажи которого (тоже неожиданность) выросли за шесть месяцев на 51%, с 13,7 до 20,7 тысячи автомобилей. Горячих новинок или весомых скидок дилеры не предлагают, посему прогресс стоит отнести к загадкам. На 63% подрос Lifan, но в абсолютных цифрах его успехи куда скромнее, чем у «Форда»: 7,6 тысячи машин против 4,6 тысячи годом ранее. У премиального британского «Ягуара» продажи исчисляются сотнями экземпляров, но его проценты еще более впечатляющи. Прогресс на 73% за полгода и аж на 255% в июне! Правда, всего с начала года владельцев нашла только 721 машина.
Среди марок с положительной динамикой – две российских. У коммерческого подразделения ГАЗ продажи выросли на 6%, у УАЗа – на 11%. BMW и Audi потихоньку подбираются к своему заклятому конкуренту «Мерседесу». Если последний падает на 17%, то баварские бренды – на 2% и 8% соответственно, а в июне они и вовсе показали рост (+7% и +15% соответственно). А компании из Мюнхена и Ингольштадта, в свою очередь, готов «скушать» Lexus. Его прогресс по сравнению с январем-июнем 2015-го составляет 17%. И до Audi ему уже рукой подать: 11 087 проданных машин против 11 132. Если тенденция сохранится, то уже в ближайшие месяцы японская марка впервые в истории российского рынка сможет опередить немецкий бренд. Пока только один, но это тревожный звоночек для всех грандов премиального сегмента.
К сожалению, в статистике АЕБ пока нет марок Haval и Ravon. Посмотреть на их успехи в России было бы крайне любопытно.
В модельном зачете продолжает уверенно лидировать Hyundai Solaris. В 2015-м первое место покорялось ему в отдельные месяцы, но до лидерства по итогам всех 12-ти модель не дотянулась. В этом же году «кореец» воцарился на вершине в феврале и, кажется, не намерен сходить с первой строчки. За шесть месяцев из ворот автосалонов выехали 45 930 «Солярисов» и 43 967 «Грант». При этом спрос на иномарку просел на 7,7 тысячи экземпляров, а на российскую машину – на 19,6 тысячи. Более того, в опасной близости от «Лады» оказался Kia Rio. Пока корейская модель довольствуется третьим местом (39 454 машины), но темпы падения спроса на нее заметно ниже, чем у вазовской «Гранты».
Утешиться АвтоВАЗу можно успехами «Весты». Седан добрался до пятой строчки в модельном зачете (22 894 проданных автомобиля), уже обошел Volkswagen Polo (21 359 машин) и претендует на четвертое место, пока занимаемое кроссовером Renault Duster (23 306 машин). До главных конкурентов – «Соляриса» и «Рио» — пока далеко, но динамика впечатляющая.
Прогрессирует и Lada XRAY. Высокий хэтчбек добрался до 23-й строчки в общем зачете, хотя поступил в продажу только в середине февраля. А вот остальным моделям из Тольятти похвастаться нечем: минус, причем весьма серьезный. Даже нестареющая «Нива» растеряла за полгода порядка трети покупателей, а «Калина» — так вовсе половину.
Прогресс двух новинок АвтоВАЗа не может компенсировать падение остальных машин, и марка Lada завершает полугодие со снижением продаж на 12%. Правда, преимущество перед корейскими преследователями пока еще очень весомое. «Лад» продано 124,4 тысячи, Kia – 69,8 тысячи (-8%), Hyundai – 64,3 тысячи (-19%). В этом плане российскому автогиганту опасаться пока некого.