Шведы представили разработку, которая поможет сэкономить нервы водителям автомобилей экстренных служб. Благодаря ей, рядовые автомобилисты смогут быстрее уступать им дорогу.
После нескольких громких случаев, когда автомобилисты не пропускали кареты «Скорой помощи», российские власти задумались, в первую очередь, об ужесточении наказания за это правонарушение, а во-вторых, об альтернативных способах информирования водителей о приближающейся «неотложке». Может показаться удивительным, но решение второго вопроса уже существует на практике.
Команда молодых инженеров, выпускников Королевского технологического института в Стокгольме, разработала и запатентовала систему, которая сможет оповещать водителей об автомобилях служб экстренного реагирования еще до того, как те появятся в зеркале заднего вида. При этом авторы программы уверены: самый простой и действенный способ информирования водителя – информационные сообщения через аудиосистему машины. Сообщение будет транслироваться, даже если играет не радио, а музыка со стороннего носителя – компакт-диска, флешки или телефона.
По сути, система использует технологию Radio Data System (RDS), которая имеется во всех современных аудиосистемах. В 1986 году ее изобрели и внедрили в тестовом режиме немецкие специалисты, но массовую популярность сервис получил в 1990-х годах. Сегодня же этот стандарт международный и универсальный. Его используют для передачи данных о затруднениях движения, авариях и других экстренных ситуациях. Правда, в нашей стране система распространения так и не получила.
Работает все достаточно просто, и основы технологии были знакомы еще советским радиохулиганам. В излучаемый антенной сигнал на частоте звучания подмешивается несколько нулей и единиц, так называемых цифровых данных. Часть этой информации управляет работой приемника, еще часть отображается на его дисплее в виде текста. Данные могут быть самые разные: название радиостанции или текущей композиции в эфире, номер телефона для звонков, цены на топливо или сообщения о пробках.
Система RDS может самостоятельно настраивать часы в приемнике и менять установки звука в зависимости от характера транслируемой передачи. Автомобилист с ее помощью может, например, удерживать любимую радиостанцию при поездках в разные регионы страны. Ведь одна и та же станция в разных областях вещает на разных каналах. Система самостоятельно сканирует эфир и ищет радио по названию. Ну а когда находит, автоматически перенастраивает приемник.
Еще одна функция RDS – периодическое сканирование эфира на предмет тревожных сообщений, имеющих в цифровом коде определенные метки-идентификаторы. В случае обнаружения таковых, электроника самостоятельно переключает приемник на нужную волну. Этот режим называется EON. Если функция активирована, то приемник принимает сообщения от радиостанций с метками о распознавании дорожных событиях — Traffic Programme Identification, а приняв код, он переходит в режим Traffic Announcement identification, то есть переключает волну на станцию с сообщениями о дорожной обстановке.
Если соответствующая функция включена, то аудиосистема будет время от времени запускать сканирование FM-диапазона для поиска срочных данных о дорожной ситуации. Именно эту функцию радиоприемников и намерены использовать инженеры.
«Мы создали наш стартап Evam System вокруг идеи сделать дорожный трафик более безопасным. Сегодня в нашей команде семь человек, выпускников Королевского технологического института, в возрасте от 23 до 27 лет. Машине «Скорой помощи» трудно пробираться через плотный поток транспорта, она создает напряженную ситуацию для автомобилистов, которые заметили мигалку слишком поздно и им трудно уступить ей дорогу безопасным способом. А ведь из-за громкой музыки в салоне многие попросту не слышат приближающейся сирены, пока машина не окажется непосредственно позади них», — пояснил один из руководителей проекта Алекс Хедберг.
Поэтому конструкторы решили дополнить сирену и мигалку небольшим передатчиком ограниченного действия, который станет работать на одной из частот вещательного FM-диапазона. В его функции будет заложено непрерывное вещание информационного сообщения о необходимости уступить дорогу спецтранспорту. А если исходить из того, что на большинстве приемников функция будет включена, то можно предположить, что большинство водителей получат сообщение.
«Проект Evam System находится в завершающей стадии испытания, которые мы надеемся закончить в первом квартале 2018 года. Разработкой уже заинтересовались государственные структуры нашей страны, а также Испании и Великобритании», — отметил Алекс Хедберг.
Правда, тут стоит отметить, что в нашей стране эти функции включены разве что у единиц. Те, кто не знают об этой системе, даже и не интересуются. А знающие намеренно ее отключают. Дело в том, что во время сканирования приемник замолкает, и возникает пауза, которая может вызывать дискомфорт у водителя. Если он не находит тревожных сообщений, то продолжает транслировать эфир.