За последние пару лет в системе ОСАГО произошло столько изменений, что впору подзабыть ее основы. Мы решили напомнить, как и когда необходимо оформлять обязательную страховку.
Начнем с азов. ОСАГО – страховка обязательная, а не добровольная. Посему за езду без нее предусмотрен штраф: 500 рублей в том случае, если вы не вписаны в перечень допущенных водителей или пользуетесь машиной вне обозначенного в полисе периода, и 800 рублей, если документ вы не оформляли в принципе.
Однако есть варианты, когда все-таки можно не тратиться на взносы страховой компании. Законом официально предусмотрен «льготный» 10-дневный период после приобретения автомобиля, в течение которого автоинспектор не имеет права штрафовать водителя за отсутствие полиса. Другое дело, что ездить, не имея страховой защиты, не слишком разумно, но факт остается фактом: делать это можно. Можно сэкономить, если машина будет эксплуатироваться вне дорог общего пользования: нет ДПС – нет и шансов получить штраф, а шансы попасть в аварию на закрытой территории куда меньше, чем в городе или на трассе.
Кроме того, на период длительного ремонта или простоя транспортного средства ОСАГО тоже можно не продлевать. Правда, тут есть один нюанс. Иметь полис на зарегистрированный в ГИБДД автомобиль закон вас фактически обязывает. Без него машину не поставят на учет, а расторгнуть существующий можно, только показав договор купли-продажи, подтвердив таким способом факт избавления от транспортного средства. Но продление страховки никто не контролирует. Поэтому обновлять документ, если автомобиль временно превращен в «недвижимость», нет необходимости.
Оформление полиса – дело несложное, но тут следует учесть несколько моментов. Сегодня страховые компании имеют право устанавливать базовый тариф в рамках дозволенного законом коридора (от 3432 до 4118 рублей). Соответственно, с учетом повышающих коэффициентов расхождение в финальной стоимости защиты у разных фирм может оказаться существенным. Если денежный аспект для вас важен, заранее сравните тарифы и выберите минимальный.
Полезно знать или хотя бы примерно представлять себе величину коэффициента бонус-малус для каждого водителя, которого вы хотите вписать в полис. Страховщики иногда забывают (случайно или сознательно) вносить в единую базу данные о клиентах. В результате каждый имеет шансы остаться без законной скидки за безаварийный год. Бывают случаи, когда скидка исчезает полностью, и страхователю предлагают заключить договор с коэффициентом «1».
Если всплывает ошибка, необходимо писать заявление в Российский союз автостраховщиков (РСА) с требованием проверить историю и восстановить правильный множитель. Это можно сделать и в электронном виде, что сильно упрощает задачу. Проверка займет несколько дней, и страхователь оказывается перед выбором: приобрести ОСАГО сейчас по завышенной цене, а после возврата коэффициента потребовать возврат переплаты, или же повременить с заключением договора и прийти в офис страховой компании позже. Второй вариант, конечно, сработает только в том случае, если ошибка произошла не с основным водителем, который вполне может прожить неделю-две без руля.
Для оформления ОСАГО необходим минимальный набор документов: удостоверение личности, данные водительских удостоверений всех водителей, допущенных к управлению, документы на автомобиль (СТС или ПТС). И обязательно – диагностическая карта, подтверждающая, что машина прошла технический осмотр. Также, если вы не являетесь собственником объекта страхования, может потребоваться доверенность. На практике страховщикам обычно хватает копии паспорта реального владельца.
На руки, помимо самого полиса, вы получите квитанцию об оплате и извещение о ДТП. Последнее обычно выдают в двух экземплярах, но вы можете попросить и больше – это бесплатно. Обратите внимание на эти бланки! Если раньше можно было в некоторых ситуациях заявить о страховом случае без их заполнения (например, если оба участника являются клиентами одной компании), то сейчас мелкие ДТП, отвечающие определенным требованиям, водители обязаны оформлять самостоятельно по европротоколу. Как это сделать правильно, и какие предметы вам в этом помогут мы уже рассказывали. При таком раскладе извещение о ДТП – единственный документ об аварии, который вы передаете страховщику. Если его не окажется ни у одного из водителей, придется где-то его изыскивать, не покидая место столкновения.
С 1 января текущего года идти в офис страховой компании за ОСАГО необязательно. Все игроки рынка, согласно закону, обязаны обеспечить продажу полисов через интернет. Стоимость такой страховки не отличается от «бумажной». Все данные для договора вы отправляете через специальную форму на официальном сайте компании. Их проверяют, после чего вы получите возможность оплатить полис, также онлайн, с помощью банковской карты или иным способом. Факт покупки электронного полиса будет отражен в единой базе, доступ к которой есть и у автоинспекторов. Однако лучше и правильнее будет все-таки распечатать подтверждение на принтере. Оно придет вам на электронную почту после заключения договора. Внести изменения в электронный полис также можно дистанционно, а вот за извещениями о ДТП все же придется зайти в офис.
На очереди стоят новые изменения в системе ОСАГО. Бороться с водителями, которые массово отказываются от страховки из-за ее дороговизны, предполагается с помощью стационарных камер видеофиксации нарушений. Также в этом году может быть принята поправка о приоритете направления на ремонт перед денежной выплатой.