Нынешний апрель оказался богат на предложения о пересмотре скоростных режимов на разных дорогах и для определенных категорий водителей. Одновременно возникли две противоположные по смыслу идеи, касающиеся скидок на оплату штрафов.

Всем интересующимся темой давно очевидно: поправки в российский КоАП нелогичны, непоследовательны и вносятся без оглядки на соседние статьи кодекса. В результате штраф за неоплату парковки в столице составляет 5000 рублей, а проехать на красный свет в любом месте страны можно всего за 1000 рублей. Глядя на эти суммы, напрашивается вывод, что первое нарушение в разы опаснее второго, хотя на самом деле все наоборот.

И это отнюдь не единственная коллизия в 12-й, «водительской» главе КоАП. Отрыв предложений законотворцев от логики и здравого смысла виден уже на стадии озвучивания самих идей. За примерами далеко ходить не нужно: есть два весьма характерных прецедента за последние пару недель. Так, глава столичного Дептранса, заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов предложил отменить 50%-ную скидку на оплату штрафов, которая действует в первые 20 дней после вынесения постановления.

«Есть те, кто системно нарушает правила дорожного движения, при этом они пользуются скидками, досрочно оплачивают штрафы. Я считаю, что для автомобилистов, которые системно нарушают ПДД, целесообразно рассмотреть вопрос об отмене этого права – оплачивать штраф со скидкой. Это странная льгота», — заявил чиновник.

Ликсутов известен своей «любовью» к автомобилистам. Подозреваем, что упоминание только злостных нарушителей далось ему с трудом, и ему бы хотелось отменить скидку полностью. Одновременно он призвал ежегодно индексировать суммы штрафов «неважно на какие проценты». Что ж, в подобных заявлениях нет ничего удивительного от чиновника, оторванного от народа и понимающего свою несменяемость.

На несколько дней позже депутаты Госдумы от ЛДПР заявили о намерении внести на рассмотрение законопроект об увеличении скидки за быструю оплату по отдельным статьям КоАП с 50% до 70%. Отдельно указывалось, что скидка станет распространяться и в случае нарушения правил парковки. Парламентарии и не думали скрывать, что их предложение – ответ на идею Максима Ликсутова.

«Призывы к отмене скидки на штрафы безосновательны. Во-первых, это не сфера компетенции региональных властей или ГАИ, а прерогатива депутатов Госдумы. Во-вторых, реализация таких предложений возможна лишь внесением соответствующих изменений в КоАП РФ, а на это уполномочены исключительно субъекты законодательной инициативы. Ни ГАИ, ни Департамент транспорта Москвы таким правом не обладают — в отличие от Госдумы», — отметили депутаты.

Полагаем, эта пикировка ничем не закончится: скидки не отменят и не увеличат.

А вот изменения в скоростных лимитах вполне возможны. Не первый месяц активно обсуждается необходимость отказаться от очевидно чрезмерного нештрафуемого порога в 20 км/ч, вернувшись к прежней практике наказания за превышение уже на 10 км/ч. По этой теме активнее других высказывается все тот же Максим Ликсутов. «Это решение нужно принять побыстрее. Мы предполагаем, что его примут в 2019 году», — заявил он.

Однако и тут Дептранс Москвы может лишь высказывать свое мнение, но принятие решений остается за другими ведомствами. Ранее глава ГИБДД России Михаил Черников озвучил абсолютно правильный подход. Менять нештрафуемый порог, безусловно, нужно, но перед этим необходимо провести инспекцию всей дорожной сети страны и понять, насколько корректно на ней расставлены ограничения максимальной скорости. Дело это небыстрое, и, по его словам, условия для пересмотра штрафной сетки сложатся только в 2020-2021 годах.

И, похоже, не только Михаил Черников подозревает, что в России хватает дорог с лимитами, не соответствующими реальным условиям движения. Вице-премьер правительства Максим Акимов дал поручение Минтрансу и МВД до конца текущего года провести ревизию дорог. В первую очередь – недавно построенных и реконструированных трасс. По его мнению, на многих из них можно увеличить максимально разрешенную скорость с 90 до 110 км/ч. Если эта идея будет реализована, машины поедут по ним на 10 км/ч быстрее: вместо нынешних 110 км/ч (90 + 20 нештрафуемых) будет 120 км/ч (110 + 10 нештрафуемых).

К слову, Максим Акимов также распорядился создать систему предупреждения водителей о приближении к мобильным камерам фиксации нарушений. Сейчас знаки ставятся только перед стационарными комплексами. По мнению вице-премьера, при расстановке «треног» немало злоупотреблений, однако информация об их дислокации в общем доступе (официально) отсутствует. Возможно, и перед переносными камерами обяжут устанавливать таблички «Видеофиксация».

Интересно, что одновременно утихли споры о снижении городского лимита с 60 до 50 км/ч. Эту скорость пару лет назад ввели в ряде населенных пунктов Подмосковья, расположенных вдоль трасс, но в рамках всей страны по умолчанию действует прежний режим. За уменьшение порога выступает, главным образом, Москва, которой очень хочется первой достичь нулевого уровня смертности в ДТП.

Еще одну «скоростную» инициативу озвучил глава ГИБДД Михаил Черников. Он предложил снизить предел скорости для автомобилей с детьми на 20 км/ч от базового. Новую норму, по его мнению, стоит прописать в ПДД. Полицейский не конкретизировал, коснется ли она только загородных трасс, или будет действовать на всей дорожной сети. Впрочем, очевидно другое: контролировать ее соблюдение смогут только инспекторы ДПС: дорожные камеры сидящего на заднем сиденье ребенка не разглядят. А так как патрулей на улицах осталось немного, и радарами они не вооружены, предложение вряд ли реализуемо на практике.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ