ПДД, ГОСТ, КоАП и другие, влияющие на жизнь автомобилистов документы в России правят непрерывно. Уследить за всеми новшествами невозможно, но знать их необходимо. Иначе – штраф или чего посерьезнее. Разберемся, что и каким цветом может быть нарисовано на асфальте.

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), водители обязаны выполнять требования дорожных знаков и разметки. Очень многие водители привыкли ориентироваться только по первым. Главным образом по той причине, что в большинстве регионов рисовать линии на асфальте считают излишним. А если они все же есть, то зимой скрыты под снегом, а по весне сходят вместе с ним и самим асфальтом. Но теперь в городах активно устанавливают камеры, которые фиксируют пересечение стоп-линии и сплошной при перестроении. Штрафы рассылают пачками, так что давно пора менять привычки. Смотреть под колеса нужно не только высматривая ямы, но и для контроля разметки.

Напомним основные и очевидные пункты. Дорожная разметка бывает горизонтальной (нанесенной на асфальт) и вертикальной. Со второй все просто: бело-черные полосы служат для обозначения габаритов мостов, тоннелей и иных сооружений. Линии на дороге более разнообразны. Основной их цвет – белый. Так сложилось во всем мире. Однако одним колером палитра дорожных служб не ограничивается.

Желтым цветом на российских дорогах рисуют разметку, запрещающую остановку и стоянку (сплошная или прерывистая линия вдоль бордюра соответственно), обозначающую зону остановки общественного транспорта (ломаная линия) и – недавно введенную в ПДД «вафельницу». Последняя получила индекс 1.26 и «обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Иными словами, сама по себе «вафельница» ничего нового в ПДД не привнесла (выезд на перекресток при заторе был запрещен всегда), это просто подсказка для водителей о границах запретной зоны.

Временная разметка должна наноситься оранжевым цветом. Ее приоритет над белой и желтой прописан в Правилах: «В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки». Применяют этот цвет в зоне проведения ремонтных работ, когда требуется направить транспорт по другой траектории. Логика действий водителей должна быть простой: как только появились оранжевые линии, ориентироваться нужно по ним, закончились – переключаемся на стандартную разметку.

Иногда дорожники используют обычный желтый цвет. Это нарушение, однако на практике оно обычно никого не вводит в ступор. Гораздо чаще нет никакой временной разметки, или ее не разглядеть. Вот это уже гораздо опаснее.

С 1 июня в России утвержден новый ГОСТ на дорожную разметку. Пока его нормы не закреплены в ПДД, они могут применяться на дорогах только в экспериментальном порядке. Кроме того, дорожные службы регионов уже запланировали работы на ближайшие месяцы по прежним стандартам. Это означает, что, вероятнее всего, новшества водители заметят на дорогах не раньше весны 2019 года.

Госстандарт разрешил рисовать желтым цветом не только четыре указанных выше типа разметки, но и линии, разделяющие встречные и попутные потоки. Опыт подсмотрен в Скандинавии: желтые линии лучше белых видны под снегом и в туман. Это повысит безопасность на дорогах в тех регионах, где неблагоприятные погодные условия – норма жизни. Признанный успешным эксперимент в России провели в Мурманской области на трассе Р21 «Кола».

«В Мурманской области отдельные участки Р21 содержатся под уплотненным снежным покровом — так же, как в скандинавских странах, что существенно минимизирует воздействие химических реагентов на окружающую среду. В зимний период горизонтальная разметка белого цвета на фоне снега практически не видна, особенно в период снегопада или тумана. Скандинавский опыт показывает, что желтый спектр в разметке лучше воспринимается водителями, отчетливее различается во время снегопада и сквозь тонкие слои уплотненного снежного покрова как в светлое, так и в темное время суток», — пояснили в Росавтодоре.

Также ГОСТ вводит несколько новых цветов для дорожной разметки. Сейчас применяются белый, черный (для вертикальной разметки), желтый и оранжевый. К ним в документе добавлены красный, зеленый и синий. Про первые два пока ничего не ясно. Скорее всего, их прописали с прицелом на будущее, и конкретное применение пока не придумали. А вот на синий колер некоторые планы уже имеются. Им будут обозначать границы парковочных мест и границы полос на перекрестках. Зачем для этих целей понадобился свой оттенок – вопрос отдельный. Вероятно, в синий «окрасят» машиноместа особого назначения. Например, строго для резидентов. Пока об этом можно только догадываться: подождем конкретики и внедрения новых цветов на дороги.

Отметим еще два новшества ГОСТа. Желтую ломаную линию у автобусных остановок теперь будут рисовать не только вдоль дороги, но и поперек. А пешеходные переходы разрешили обозначать не традиционной «зеброй» (которая все чаще встречается на дорогах в бело-желтом, а не бело-черном окрасе), но и парой параллельных пунктиров.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ