До недавнего времени понятие «отзывная кампания» было для российских автомобилистов чем-то диковинным из заграничной жизни. Но теперь практика бесплатного ремонта за пределами гарантии в порядке вещей и для нашего рынка.
Практика сервисных кампаний и отзывов автомобилей и мотоциклов широко распространена во всем мире. Отзывают технику в тех случаях, когда необходимость ремонта уже точно установлена. Как правило, помогают в этом жалобы владельцев или собственные расследования производителя. На бесплатный ремонт вправе рассчитывать не только обладатели гарантийных машин. Под отзыв может попасть даже 15-летний экземпляр.
Больше всего транспортных средств отзывается в США и Японии. Как правило, чаще всего подобные акции проводят бренды с мировым именем, лидеры рынка, которые заботятся о безопасности своих клиентов и качестве продукции, — и не считают это стыдным или вредящим репутации. В частности, в США случаи, когда дилеры предлагают посетить сервисный центр владельцам сразу нескольких миллионов машин, происходят регулярно.
Для владельцев потенциально неисправных транспортных средств все работы проводятся бесплатно, а клиентов уведомляют сами дилеры по электронной почте или по телефону. Также автомобилисты сами могут проверить VIN-номер своей машины на сайте производителя.
В России пока что транспортные средства миллионами не отзывают, однако масштабные кампании уже никого не удивляют. Только с начала этого года на территории нашей страны было отозвано 28 299 автомобилей и 61 мотоцикл, а отзывных кампаний насчитывается пара десятков.
Лидирует по количеству отозванной техники марка Mercedes-Benz. В сумме за три «подхода» сотрудники бренда предложили посетить дилерский центр покупателям 8 160 автомобилей.
12 января стало известно о дефекте электромеханического усилителя руля модели C-Class 4Matic. Сообщалось, что у логического накопителя программного обеспечения системы может оказаться недостаточно памяти, что может привести к отказу ее работы. В связи с этим на сервис для обновления ПО приглашены владельцы 150 седанов.
Следующая акция затрагивает 1 182 кроссовера серий ML и GL, произведенных с 4 января 2013 по 11 июля 2014 года. Согласно информации, опубликованной на страницах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), штуцер трубки, идущей к стояночному отопителю, может быть неправильно срезан, из-за чего не обеспечивается достаточная герметичность. В результате топливо может вытекать на верхнюю поверхность топливного бака, что создает риск возгорания.
Наконец, самый масштабный отзыв затрагивает 6 828 машин С-Class и GLK-Class, выпущенных с марта 2006 по ноябрь 2009 года. О нем было объявлено 30 марта в связи с некорректной работой системы удержания пассажиров SRS. Дилеры заменят неисправный компонент.
Второе место по числу отозванных автомобилей занимает шведская марка Volvo. Эти машины в первые три месяца текущего года отзывали дважды, а общее количество составляет 8 120 машин.
Первый отзыв был объявлен сразу после новогодних каникул, 15 января, и попадает под него 4 804 автомобиля. По данным производителя, на моделях XC60, XC70, V70, V60, S60, S80, S60CC и V60CC 2015-2016 модельных годов топливо в двигатель подается некорректно. Неисправность может привести к остановке мотора и, как следствие, повышается вероятность аварийной ситуации.
Первого апреля шведы начали еще одну сервисную акцию, затрагивающую 3 316 моделей XC60, XC70, V60CC, V60, S60 и V70, сошедших с конвейера в 2016 году. Причиной послужила вероятность ошибки в программном обеспечении управляющей электроники. Сообщается, что баг может привести к отказу работы электронных систем. Например, приборной панели, усилителя рулевого управления или бортового компьютера. Эта же ошибка может привести к остановке двигателя во время движения.
Замыкает тройку лидеров Jeep и Dodge. Американцы объявляли больше отзывов машин, чем другие марки: на их счету шесть кампаний и 4 632 отозванных автомобиля.
Старт первой сервисной акции был дан 15 февраля 2016 года, а попадало под ее действие только 19 автомобилей Jeep Wrangler и Dodge Viper. Согласно информации на сайте Росстандарта, на этих машинах может сломаться прижимная пружина педали сцепления, что приводит к выходу датчика сцепления из строя. Вроде бы ничего страшного, но дефект может привести к возможности завести машину без начатия на педаль и к незапланированному началу движения.
Уже на следующий день представители американской фирмы объявили еще один отзыв. На этот раз его действие распространяется уже на 1 122 Cherokee, выпущенных в период с 4 января 2013 года по 11 июля 2014-го. Проблема кроется в накапливании электростатического разряда в приводе стеклоочистителя. В результате в момент разряда он может попасть в блок управления электрооборудованием и повредить его компоненты. Сотрудники сервисных центров проведут диагностику и, при необходимости, заменят дефектную деталь.
О следующей кампании, затрагивающей 505 вседорожников Cherokee, Commander и седанов Chrysler 300, выпущенных в сентябре 2007 – апреле 2008, стало известно 25 февраля. Причиной послужила возможность «глюка» блока дистанционного зажигания, который может «залипнуть» между положениями Start и RUN. В итоге модуль может в любой момент переключиться в режим OFF, что приведет к остановке двигателя или отключению электроники.
С небольшим перерывом американцы объявили еще об одной акции, под действие которой попадают 2 496 внедорожников Cherokee и Commander 2005-2007 года выпуска. На этих машинах существует вероятность произвольного изменения положения ключа в замке зажигания, из-за чего в любой момент двигатель может остановиться, также это приведет к отказу рулевого управления и отключению подушек безопасности.
А 14 марта появилось приглашение на сервис для владельцев 71 Cherokee 2014-2015 года выпуска. Сообщается, что на заводе неправильно собрали кондиционер, и шланги узла могут контактировать с коллектором двигателя. Дефект может привести к прогоранию трубки и, как следствие, утечке хладагента и масла кондиционера.
Последний на сегодняшний день отзыв Jeep объявил 23 марта. Он распространяется на 419 автомобилей Grand Cherokee и Liberty, а также Dodge Viper 2001-2003 года выпуска. На этих машинах электроника может дать ложный сигнал на срабатывание передних подушек безопасности и преднатяжителей ремней.
Также отзывными кампаниями отметились и другие автогиганты. В частности, своих дилеров озадачивали необходимостью бесплатного ремонта марки концерна VAG и альянса PSA.