По количеству новшеств система принудительной эвакуации догоняет сферу ОСАГО. Очередной пакет доработок вступает в силу в Москве с 24 июля, а по всей России – с 1 сентября.
Обилие нововведений и доработок – верный признак того, что система изначально создана с ошибками и работает неправильно. В самом факте их наличия нет ничего страшного: любое новое и сложное явление требует отладки уже после запуска. Наоборот, появление корректировок можно только приветствовать, ведь они свидетельствуют о желании что-то улучшить. Так что не будем лишний раз пенять на несовершенство работы «зеленых крокодилов». К примеру, больше года назад был принят закон об эвакуации с рядом поправок. И вот теперь настал черед других новшеств.
Сегодняшняя процедура возврата увезенного на штрафстоянку автомобиля в большинстве случаев оборачивается большими потерями времени, а то и полновесным стрессом. Результат – несколько потраченных часов и разрушенный план дел на день. Кто-то наверняка скажет, что так и должно быть: дескать, процедура отбивает желание нарушать правила парковки в дальнейшем. Но все-таки сознательно превращать наказание в пытку – это признак нецивилизованности.
Одним из главных поводов для недовольства была обязанность оплатить эвакуацию и хранение машины на спецстоянке прямо на месте. Без этого получить законно принадлежащее имущество невозможно. Парадокс: на оплату штрафа за неправильную парковку государству дается два месяца, а отдать деньги частникам нужно без отсрочки. Более того, с точки зрения закона решение о нарушении правил стоянки и остановки вступает в силу только через десять дней после получения копии постановления. В течение этого срока автомобилист вправе оспорить наказание, если считает его несправедливым. Получается, что вина еще не доказана, а деньги уже нужно отдать. И такая схема не напрягала законотворцев в течение многих лет. Теперь же она, к счастью, уходит в прошлое.
С 1 сентября в России можно будет забрать автомобиль со штрафстоянки без оплаты принудительных услуг по перевозке и хранению. В Москве новшество начнет работать даже раньше – уже с 24 июля, причем за оплату на месте предусмотрена скидка в 25% от стандартного тарифа. Разрешение на возврат будет выдаваться сразу. Это избавит автомобилистов от одной из проблем: где сразу найти деньги на вызволение машины. Ведь в некоторых случаях это могут быть десятки тысяч рублей! И ладно, если за необходимой суммой придется просто съездить домой (хотя и это добавит лишнего времени к процессу). А если водитель иногородний, и лишних средств у него с собой нет в принципе?
Логично предположить, что срок на расплату за эвакуацию должен быть такой же, как и в случае с обычными штрафами – десять суток на оспаривание и два месяца на оплату. Но на данный момент он еще не утвержден. Уже не первый месяц ходят разговоры о том, что к осени Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработает единые правила для всех регионов, в которых будут прописаны тарифы на эвакуацию и хранение транспорта на штрафстоянках. Сейчас субъекты Федерации вольны устанавливать их по своему усмотрению. К примеру, в столице стоимость перевозки почему-то привязали к мощности двигателя автомобиля, хотя здравый смысл и рынок подсказывают, что на цену влияют масса (от нее зависит амортизация манипулятора и расход топлива грузовика) и расстояние (опять же, по соображениям амортизации и затрат горючего).
Пока непонятно, на сколько процентов и в какую сторону изменятся тарифы после введения нового порядка. По слухам, принудительная эвакуация станет дешевле, и ее стоимость приблизится к рыночным тарифам. Например, перевезти легковую машину в пределах Москвы можно за две-три тысячи рублей. У «муниципалов» же это обходится в пять-семь тысяч. Сутки на открытой площадке под охраной в городе стоят тоже далеко не тысячу рублей, которую просят штрафстоянки.
Согласно идее ФАС, озвученной еще весной, тариф на эвакуацию должен учитывать некие «технические параметры» автомобиля (они пока не конкретизированы), затраты на топливо, амортизацию, содержание, страховку эвакуаторов, зарплаты водителей и персонала, занятого в этой сфере. Есть и важная ремарка: доходность компании, выигравшей конкурс на перемещение, должна быть ограничена на уровне 9-10%. «Эвакуация не должна быть коммерческой деятельностью, это обеспечительная мера по административному производству», — подчеркивает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
Если оговорка будет учтена, по всей России наверняка услышат «стон» частников, подрядившихся работать в сфере перевозки неправильно припаркованных автомобилей. Жалобы предсказать нетрудно: дескать, низкие тарифы уводят бизнес на убыточный уровень. Вместе со снижением ставок коммерсантов ждет и еще одна проблема. Введение постоплаты снизит уровень поступлений. Для доказательства этого достаточно взглянуть на ситуацию со штрафами. Даже после введения скидки в 50% за быструю оплату собираемость не стала 100%-ной. Согласно статистике, в 2015 году собрано только около 70% от выписанных штрафов. В этом году ожидается чуть больше, но также далеко не 100%. Учитывая немалую стоимость эвакуации, наивно рассчитывать, что за нее все будут расплачиваться быстро и добровольно.
В результате доходы эвакуаторщиков осенью могут сильно упасть. Столичные компании «Сервис-Интегратор» и «Мосгорлогистик» уже говорят об убытках из-за сокращения количества эвакуаций. Это логично: парковаться в Москве стали лучше, да и забирать машины из-под знаков без таблички «Работает эвакуатор» уже год как нельзя. Вот только кто виноват, что некто влез в бизнес, рассчитывая на внушительные прибыли и быструю окупаемость, а надежды не оправдались? Расплачиваться за эти просчеты должны явно не рядовые автомобилисты.