Госдума приняла в первом чтении законопроект об организации дорожного движения, который разрешает, среди прочего, устанавливать плату за право ездить по определенным территориям.

Законопроект «Об организации дорожного движения» пока еще «сырой» и неоднозначный. Это признают даже те, кто принимал участие в его разработке. В начале месяца предполагалось, что его рассмотрение в Госдуме перенесут на 2017 год, дабы авторы смогли внести в него правки и уточнения. Однако это не помешало думскому комитету по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовать документ к принятию. Вчера достаточно неожиданно стало известно, что его обсуждение стоит на повестке дня на 16 декабря, и сегодня законопроект был принят депутатами в первом чтении.

В теории этот документ правильный и нужный. С его помощью планируется наладить систему организации дорожного движения по всей стране. Закон должен четко разграничить полномочия и зоны ответственности различных ведомств, позволить наконец-то учитывать при строительстве новых объектов их влияние на окрестную дорожную сеть, а также приведет к созданию в перспективе специальных структур, ответственных за организацию дорожного движения.

В документе более сорока страниц, однако главные споры возникли вокруг 11-й статьи. В ней, в частности, говорится: «Высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения на дорогах в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток. Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток».

В переводе с юридического языка на русский это означает, что любой населенный пункт может ввести платный въезд на свою территорию или в отдельные районы. Противники этой нормы указывают, что она противоречит конституции, гарантирующей свободу передвижения, а также несвоевременна в условиях нынешнего кризиса. Ее принятие будет способствовать росту социальной напряженности в обществе и его расслоению.

Есть ряд вопросов и у правового управления Госдумы. Юристы полагают, что текст о платном въезде «не соответствует принципам определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вследствие отсутствия на федеральном уровне критериев, определяющих понятие эффективности организации дорожного движения, конкретных случаев, когда введение ограничения (в том числе посредством взимания платы) или прекращения движения является обоснованным, а также их временных пределов».

Иными словами, необходимо четко прописать, при каких параметрах можно будет вводить платный въезд. Без таковых, очевидно, власти смогут быстро придумать аргументы для утверждения нового побора с автомобилистов. Можно не сомневаться, что первой на этом поприще станет Москва. Или вы все еще верите заявлениям мэра и Дептранса, что город не рассматривает платный въезд в ближайшей перспективе?

Юристы полагают, что законопроект «подразумевает передачу неопределенных по объему полномочий и право реализовывать их произвольным образом». Действительно, кто гарантирует установление разумных цен на пользование дорогами? Схожая ситуация уже имеет место в столице, где со 2 декабря появились уличные парковки за 200 рублей в час, на которых не действуют абонементы.

Кроме того, в правовом управлении напоминают, что «альтернативный бесплатный проезд транспортных средств должен быть обеспечен в течение всего срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе». Эта норма содержится в действующем законодательстве, и ее никто не отменял. А вот отказ от нее позволит не только вводить платный въезд в города, но и строить платные автомагистрали без обеспечения их альтернативным проездом.

Как сообщает портал zr.ru, обсуждение законопроекта в Госдуме было весьма эмоциональным. Большинство выступавших парламентариев рекомендовали отклонить законопроект. Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что «лоббируют одни, продвигают другие, заработают третьи, а расхлебывать придется всем нам». Анатолий Грешневиков из партии «Справедливая Россия» полагает, что сразу после принятия закона все местные власти введут плату за въезд на свои территории. Это предположение не лишено логики: такой заманчивый и легкий способ залатать бюджетные дыры!

А Олег Нилов (также из «Справедливой России») начал свое выступление словами: «Вот тебе, бабушка, и Ликсутов день!». Он полагает, что рассматриваемый документ – это не закон о дорогах и безопасности дорожного движения, а «политическая провокация». Причина его появления – нажива, бизнес и набивание карманов. Парламентарий предложил вынести вопрос о возможности введения платного въезда в городах на всенародный референдум, и если большинство населения будет против, сделать соответствующие выводы о компетентности правительства.

Коммунист Валерий Рашкин назвал законопроект механизмом выкачивания денег из населения и усомнился в том, что собранные деньги будут потрачены на заявленные цели – улучшение качества и беопасности дорожного движения. Депутат также высказался за проведение референдума.

Тем не менее, законопроект в первом чтении был принят при значительном перевесе большинства: 319 человек «за» (70,9%), 100 человек – «против» (22.2%) и один воздержавшийся. Второе и третье чтения не заставят себя ждать. Одним словом, готовьте ваши денежки.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ