Самый доступный внедорожник российского рынка давно нуждается в смене поколения. АвтоВАЗ работает над этим. Правда, не так быстро, как хотелось бы самому заводу и потребителям.

Классическая «Нива» сходит с конвейера в Тольятти с 1977 года. В следующем году модель отпразднует 40-летний юбилей. Несмотря на возраст, стабильный спрос на компактный и недорогой внедорожник есть и в России, и в странах СНГ, и даже в Германии. Однако это не повод забывать о модернизации машины. Глобальных перемен в жизни машины было две: рестайлинг 1994 года и растянутая на несколько лет масштабная модернизация, начавшаяся в 2009-м, когда «Лада 4х4» получила приставку «М», и не законченная до сих пор.

Не первый год ходят слухи о готовящейся АвтоВАЗом новой «Ниве». Официальной информации о машине практически нет, так что остается лишь строить догадки, основываясь на известных фактах.

Начнем с платформы. В сложившейся финансовой ситуации на АвтоВАЗе и в стране в целом нечего и мечтать о некой уникальной, вновь разработанной платформе. Такая роскошь обойдется заводу слишком дорого. Кроме того, сделать разработку «тележки» рентабельной, применяя ее только на одной модели (причем далеко не самой массовой), практически нереально. Значит, необходимо закладывать под нее несколько семейств, что потребует еще больших денежных вливаний.

Второй возможный вариант – использовать платформу «Весты», самую современную из имеющихся в распоряжении автогиганта. Нельзя сказать, что она целиком состоит из российских комплектующих, но процент локализации у нее достаточно высокий. (На момент старта производства осенью прошлого года было заявлено около 70%.) А это означает дополнительные возможности для снижения стоимости готового автомобиля.

Кто-то тут же возразит: «Веста» переднеприводная, а мы говорим о внедорожнике. Но давайте вспомним август прошлого года и выставку в «Крокус Экспо», где был показан концептуальный псевдокроссовер Lada Vesta Cross. Тогда вазовцы прозрачно намекнули: для машины прорабатывается вариант с полноприводной трансмиссией. Какой именно, так и осталось загадкой. Подробности представители марки не раскрыли, а сейчас проект и вовсе приостановлен. Но нам важнее тот факт, что в теории платформа «Весты» может быть полноприводной, а значит – может быть использована для вседорожника.

Конечно, наивно полагать, что для легкого кроссовера в Тольятти готовили систему постоянного полного привода с механическими блокировками и понижающей передачей. Скорее всего, речь шла об аналоге трансмиссии «Дастера» с муфтой, подключающей заднюю ось при необходимости. Для «Весты» такой вариант подошел бы идеально, но приняли бы его фанаты «Нивы»?

Раз уж мы упомянули о «Дастере», то вот вам третий возможный путь при создании новой «Нивы»: она получит в основу «тележку» В0. Она освоена АвтоВАЗом не только на примере сборки «Логанов» и «Алмер», но и собственных моделей – «Ларгуса» и «Иксрея». Так почему бы не использовать надежную, простую и к тому же уже оплаченную платформу для еще одной машины? Да, снова встает вопрос об отсутствии серьезного внедорожного арсенала. Однако многочисленные тесты и отзывы свидетельствуют: «Дастер» со своей «паркетной» трансмиссией на проселках любой сложности не становится беспомощным, а упрямо ползет вперед. Но, конечно, в по-настоящему тяжелых условиях «Ниве» и УАЗу иномарка уступит.

Исходя из возможных вариантов, есть шансы, что в следующем поколении «Нива» превратится в кроссовер. Но ведь рынок именно этого и требует! Доля вседорожников стремительно растет, за разработку кроссовера взялся даже УАЗ. Подавляющему большинству покупателей хватает не то что электронноуправляемой муфты – простого переднего привода в сочетании с 18-20 сантиметрами под днищем. А для любителей серьезного офф-роуда АвтоВАЗ сохранит на конвейере классическую «Ниву». Согласно обнародованным планам производства, несколько лет она будет выпускаться параллельно с преемницей.

О двигателе и коробке передач нового внедорожника строить догадки затруднительно. Очевидно, что нынешний агрегат отжил свое. Ему не хватает мощности и момента. Кандидатов на прописку в подкапотном пространстве много. Это вазовские 8- и 16-клапанники объемом 1,6 литра, мощный 122-сильный мотор 1.8, а также, если уж мы рассматриваем вариант «Нивы» на платформе В0, знакомые по «Дастеру» атмосферники 1.6 и 2.0. Коробок передач тоже целая россыпь: механические от ВАЗа или альянса Renault-Nissan, классические автоматы Renault или Jatсo, вариатор Nissan или российский робот. Все они лучше того, что применяется на внедорожнике сейчас. Вопрос лишь в стоимости того или иного решения и ожиданиях потребителей.

Что точно обещают сохранить преемнице, так это небольшие габариты. Как оказалось, несмотря на тесноту в салоне и маленький багажник, многие ценят «Ладу 4х4» именно за компактность. Она дает дополнительные преимущества и на пересеченной местности, и в городе. А последний теперь тоже считается нормальной средой обитания для полноприводников: вспомним хотя бы версию «Урбан» и слоган для обновленного «УАЗа Патриот» — «адаптирован для города».

Первой на рынок выйдет трехдверка, чуть позже появится удлиненная версия с пятью дверями. Когда именно это случится? В лучшем случае – в самом конце 2017 года. По слухам, еще не до конца утверждены инженерно-конструкторские решения, поэтому не «заморожен» и дизайн автомобиля. Пока он проходит под кодовым обозначением Lada 4×4 NG (New Generation, «новое поколение»), но серийная версия, разумеется, получит более благозвучное и легкое для восприятия имя.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ