Самой компактной модели с трехлучевой звездой пошел третий десяток лет. За это время машина сменила четыре поколения. Последняя генерация представлена буквально на днях, и в ней оказалось немало интересного.

Для начала обратимся к истории. Среди премиальных марок достаточно долго бытовало мнение, что люксовый автомобиль не может быть совсем уж маленьким. Потому-то линейки «большой немецкой тройки» открывали игроки одного класса: Audi A4, BMW 3-Series и Mercedes C-Class. «Мерседесовцы» решили рискнуть первыми и еще в начале 1990-х подтвердили: ждите субкомпакт с трехлучевой звездой.

Пятидверный хэтчбек оригинальной компоновки пошел в серию в 1997 году. Автором дизайна был Стив Маттин. Да, тот самый, который уже не первый год отвечает за дизайн родных нам «Лад»! Один из первых скетчей датирован 28 января 1993 года, так что недавно ему исполнилось 25 лет. Вэноподобный А-Class рынок не взорвал и к тому же сразу подмочил репутацию проваленным «лосиным тестом». Пришлось немцам спешно колдовать над настройками ходовой части, менять шины и добавлять ESP в базовое оснащение. Но скандал быстро забылся, и машина вышла на неплохие продажи.

Во втором поколении, дебютировавшем в 2004 году, концепцию сохранили, добавив в линейку еще и трехдверный хэтчбек. Двигатели стали мощнее (до 193 л.с.), но заряженными версиями еще и не пахло: шустрить на таком «вагончике» нелепо и небезопасно. К слову, за «Мерседесом» А-класса последовал субкомпакт из Ингольштадта, Audi A2. Однако машина продержалась на конвейере с 1999 по 2005 годы, разочаровала марку и преемника не получила.

Третий по счету А-Class стал уже хэтчбеком классических пропорций. Его представили в 2012 году. Трехдверку отправили в отставку из-за низкого спроса, зато добавили в гамму настоящую «зажигалку». Mercedes-AMG A 45 имел двухлитровый турбомотор в 360 л.с. (после рестайлинга – 381 л.с.), полный привод и умопомрачительную динамику, 4,2 секунды до сотни. Пробыв в производстве шесть лет, А-Class в кузове W176 уступил место новой машине.

Четвертое поколение станет базой для расширения поголовья самых маленьких «Мерседесов». Сейчас их пять: собственно, А-Class, компактвэн B-Class, четырехдверное купе и универсал CLA, а также кроссовер GLA. В новой генерации к ним должны добавиться стандартный и длиннобазный седаны (второй – для Китая) и вседорожник GLB. Есть мнение, что последний будет похож по дизайну на «Гелендеваген», только маленький. Также не исключено, что Mercedes упразднит семейство CLA, переименовав его в А-Class.

Пока же смотрим на подросший и возмужавший хэтчбек. Дизайном его передок напоминает гораздо более дорогой Mercedes CLS, представленный совсем недавно. Это – новый фирменный стиль марки. Скоро его начнут перенимать остальные легковушки. Автомобиль стал просторнее. Колесная база выросла на 30 миллиметров, проем багажника – на все 200. Объем грузового отсека увеличился с 341 до 370 литров. Любопытно, что немцы предлагают выбрать вариант спинки заднего сиденья. Двухсекционная складывается в пропорции 60:40, трехсекционная – 40:20:40.

Мерседесовцы призывают обратить особое внимание на боковины кузова. На них минимум подштамповок, и машина все равно выглядит очень интересно. Базовые фары, конечно, галогенные, но адаптивные светодиодные можно заказать за доплату. Если есть лишние деньги, можно раскошелиться и на дорогие передние кресла – с обогревом, вентиляцией и массажером. Если учесть, что перед глазами водителя А-класса теперь такой же инструментарий, как во флагманской «эске», почувствовать разницу между младшим и старшим представителями концерна Daimler можно только в нюансах. Например, над «планшетом» А-класса нет противосолнечного козырька. Создатели автомобиля уверяют, что яркости дисплеев хватит, чтобы не оставить водителя без важной информации даже на ярком солнце. В начальной комплектации диагональ экранов составляет семь дюймов (стрелочных приборов не будет в принципе!), в дорогих исполнениях – 10,25 дюйма.

Новейшая мультимедийная система MBUX (Mercedes-Benz User Experience) обладает зачатками искусственного интеллекта. Она подмечает привычки водителя, запоминает их и в нужный момент может напомнить ему, что он забыл сделать. А еще она понимает голосовые команды, причем не только строго формальные. Управление мультимедиа организовано по-новому. Между креслами установили тачпад и блок горячих клавиш. Интерьер радует фоновой подсветкой с 64 цветами, которая распространяется и на дефлекторы вентиляции.

На наборе электронных ассистентов подробно останавливаться не будем. Их на А-классе не меньше, чем у самого дорогого седана, так что машина много чего умеет сама, без помощи водителя. А вот двигателями хэтчбек может хвастаться с полным правом: они все новые! Пока обошлись без трех цилиндров. Бензиновые «четверки» имеют объем 1,33 (163 л.с.) и 2,0 литра (224 л.с.), дизельная – 1,5 литра (116 л.с.). Последний разработан в содружестве с Renault. Коробки передач – 7-ступенчатые преселективные роботы, а «младший» из бензиновых агрегатов может работать в связке с 6-скоростной механикой. Разумеется, появятся машины и с полным приводом 4Matic.

В серию А-Class пойдет весной, а у нас его ожидают летом. Нынешняя «ашка» стоит от 1,68 миллиона рублей. Преемник, очевидно, подорожает, так что мы бы ориентировались как минимум на 1,9 миллиона. Ну а за хэтчбеком последуют и остальные переднеприводные «Мерседесы». Их, как мы уже сказали, будет очень много. И кажется мы знаем, какие из них станут в России бестселлерами: конечно, седан и кроссовер.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ