В ТОП-25 российского рынка за январь-июль этого года оказался десяток кроссоверов и внедорожников. Семь из них обосновались в нижней половине таблицы.

О тройке машин с полным приводом (пусть и предлагающимся для некоторых только в виде опции) – лидерах сегмента мы уже рассказали. Это Renault Duster московской сборки, Toyota RAV4, продающаяся по вменяемой цене, несмотря на поставки из-за рубежа, и ветеран СП GM-АвтоВАЗ Chevrolet Niva. Но вместе с ними в ТОП-25 продаж присутствуют еще семь моделей.

Самая успешная из них – Lada 4×4, в девичестве ВАЗ-2121 «Нива». Нестареющая модель АвтоВАЗа занимает 13-ю строчку в абсолюте и продолжает пользоваться неплохим спросом, проигрывая преемнице «Шниве» совсем немного. Правда, отрицательная динамика относительно прошлого года очень существенная: продано 15 102 внедорожника против 21 901. Автогигант поддерживает интерес к модели постоянными модернизациями. Последние – масштабные доработки ходовой части и появление модной комплектации Urban для удлиненной пятидверной модификации. Согласно планам на сегодняшний день, машина продержится на конвейере аж до 2021 года.

Цены стартуют с отметки 465 700 рублей за «голую» трехдверку (есть только ABS и электроприводы стекол). «Урбаны» и пятидверки стоят больше полумиллиона.

Еще одна исконно российская машина – суровый «УАЗ Патриот», добравшийся до 17-го места в абсолюте и идущий пятым в сегменте внедорожников. Формально модель выпускается с 2005 года, но на самом деле это всего лишь глубокая модернизация УАЗа-3160, появившегося в 1997-м. Трансмиссия – с жестко подключаемым передним мостом и «понижайкой». За январь-июль ульяновский флагман привлек 10 519 покупателей, тогда как за аналогичный период годом ранее таковых было меньше, 9882. Как и другие отечественные долгожители, УАЗ постоянно примеряет обновки. Глобальные изменения по двигателю и трансмиссии завод только анонсирует. Пока же автомобиль готовится предстать перед публикой с новой приборной панелью, единым топливным баком, улучшенной шумо- и виброизоляцией, а также дополнительными опциями вроде обогрева руля и переднего парктроника.

Минимальная цена гиганта со 135-сильным мотором 2.7 составляет 779 000 рублей. Из излишеств уровень оснащения «Классик» предлагает разве что электростеклоподъемники. Дорогие версии «Лимитед», «Анлимитед», «Трофи» и «Экспедишн» вплотную приблизились к отметке в миллион рублей, а исполнение с дизелем (114 л.с.) даже перевалило ее.

Nissan Qashqai (18-я позиция в ТОП-25) заметно прибавил по сравнению с прошлым годом: продано 10 515 кроссоверов против 6402. В 2015-м модель в лидерах не значилась, хотя конструктивных изменений за это время не произошло, да и доступнее вседорожник не стал. Объяснение одно: на фоне конкурентов «Кашкай» стал выглядеть привлекательнее. Модель свежая: второе поколение выпускается с 2014 года, и пока нет намеков даже на первый рестайлинг. Впрочем, и он и не нужен. Автомобиль выглядит современно как на фоне остальных «Ниссанов», так и в компании конкурентов. Qashqai производится в Санкт-Петербурге вместе с еще тремя собратьями – X-Trail, Pathfinder и Murano.

За кроссовер с турбомотором 1.2 отдачей 115 «лошадей», механикой и передним приводом необходимо выложить как минимум 1 099 000 рублей. Исполнение с вариатором дороже на 60 тысяч. Трансмиссия AWD доступна только с двухлитровым двигателем в 144 л.с. и вариатором. Цена – от 1 469 000 рублей.

Kia Sportage мог бы стоять выше «Кашкая», но подвел спрос. Итог – 19-е место и 10 011 проданных машин (год назад – 10 960). Текущее поколение, четвертое по счету, только-только появилось на рынке. Понравившийся публике стиль предшественника корейцы решили серьезно не менять и, пожалуй, угадали. Модель выпускается на заводе «Автотор» в Калининграде, как и большинство других Kia. Степень локализации невелика, так что и заметного выигрыша в цене перед соперниками нет.

Выбор версий у Kia неплохой – 16 возможных исполнений (хотя у упомянутого выше «Кашкая» их на десяток больше). Начальный уровень подразумевает двухлитровый бензиновый атмосферник в 150 сил и, разумеется, передний привод с МКПП. Стоит такой Sportage 1 204 900 рублей. Желающим купить машину с автоматом нужно готовить как минимум на 160 тысяч больше, с полным приводом – на 180. А если выбрать хорошо оснащенный вариант со 185-сильным дизелем или 177-сильным мотором 1.6 турбо, то стоимость перевалит за два миллиона.

Год назад Nissan X-Trail опережал и Kia Sportage, и собрата «Кашкая». Но в 2016-м сник и отвоевал только 20-ю позицию. 9969 переданных клиентам автомобилей – это почти на 2,2 тысячи экземпляров меньше, чем в 2015 году. Ныне выпускаемое третье поколение по возрасту – ровня «Кашкаю». Именно поэтому они практически неотличимы анфас. В профиль и с кормы правильно опознает модель тоже не каждый обыватель. По потребительским свойствам эти два «Ниссана» идентичны, поэтому X-Trail выбирают те, кому просто нужна машина побольше и попросторнее.

В базовой комплектации «Икс-Трейл» на 310 тысяч дороже самого простого «Кашкая» (1 409 000 рублей), однако с одинаковым силовым агрегатом и сопоставимым оснащением переплата будет меньше, порядка 200 тысяч. Упакованный по-максимуму кроссовер с мотором 2.5 (171 л.с.) потянет на два миллиона.

На 21-й строчке таблицы расположился новичок этого года – Lada XRAY. Да, многие (и мы в том числе) часто называют эту модель хэтчбеком, у нее нет полного привода и пластикового обвеса. С другой стороны, дорожному просвету в 195 миллиметров иные «вседорожники» позавидуют, а в основе автомобиля лежит Renault Sandero Stepway – пусть и «псевдо», но все же кроссовер. Так что запишем тольяттинскую новинку в компанию к автомобилям повышенной проходимости. Она продается с середины февраля и, несмотря на высокую для «Лады» цену, пользуется неплохим спросом. На этой неделе на Московском автосалоне АвтоВАЗ может представить новую версию модели – XRAY X с «внедорожным» декором и увеличенным клиренсом. Когда она поступит в продажу, пока неясно.

Lada XRAY выпускается со 106-сильным двигателем 1.6 и механикой (от 589 000 рублей) или с мотором 1.8 в 122 силы и роботом (от 666 000 рублей). Предлагаются четыре уровня оснащения для первого силового агрегата и три – для второго. Кроме того, недавно была анонсирована партия в 500 автомобилей в юбилейной комплектации в честь 50-летия АвтоВАЗа, однако сейчас эта модификация на официальном сайте уже отсутствует.

Замыкает ТОП-25 моделей и десятку самых продаваемых кроссоверов Mazda CX-5. За январь-июль дилеры реализовали 7701 автомобиль (годом ранее – 9458). Неплохой результат для модели, которая локализована в России чисто формально. Сборкой занимается завод Sollers на Дальнем Востоке. Кроссовер вместе с седаном Mazda6 составляет основу благополучия марки в России: в кризис продажи остальных моделей фактически прекратились. CX-5 недавно посвежела после рестайлинга, хотя внешние и внутренние изменения заметит лишь профессиональный взгляд. «Фишка» машины – опционные адаптивные светодиодные фары, превосходящие по функционалу аналоги конкурентов.

Стать обладателем «Мазды» можно за 1 299 000 рублей. Столько стоит переднеприводная версия с механикой и 150-сильным мотором. Доплата за АКПП гуманная, всего 41 тысяча. За 1 660 000 доступны машины с мощным 192-сильным двигателем. Есть и дизель, но за него придется выложить более 1,9 миллиона рублей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ