Постараемся разобраться, почему в мире есть страны-исключения, в которых принято левостороннее движение.
В большинстве стран мира, как и в России, действует правостороннее движение. Большинство это, впрочем, не подавляющее. Всезнающая статистика утверждает, что сегодня эти правила используются на 72% (меньше трех четвертей) всех дорог в мире, по которым ездит около 66% (всего-то две трети) населения планеты. Оставшиеся 28% дорог и 34% населения приходится на левостороннее движение.
Теорий, почему в одних странах используется правостороннее движение, а в других левостороннее масса. Защитники правой стороны уверены, что если человек несет груз, то ему удобнее идти справа от дороги, да и управлять лошадью якобы удобнее правой рукой. Их оппоненты утверждают, что доставать меч удобнее правой рукой, а настоящий джентльмен должен быть готов отразить атаку в любой момент.
Приводятся и доказательства. Весьма спорные, надо заметить. На одной из римских монет изображены два всадника, едущие по левосторонней схеме, а в Великобритании обнаружился выезд из очень старой каменоломни, где правая часть дороги разбита гораздо сильнее левой, из чего сделан вывод, что именно по ней выезжали загруженные тачки. Защитники правостороннего движения приводят более убедительные факты. Судоходные правила предписывают кораблям при встрече расходиться левыми бортами. А морские правила исторически считаются более консервативными, нежели сухопутные, и ими же пользуются жители Британии.
На заре автомобильной промышленности не было необходимости выбирать между транспортным средством с правым и левым рулем, так как располагался он… по центру. Сделано это было ради удобства водителя: шоферу не приходилось обходить машину по проезжей части, на которой джентльмен мог испачкать ботинки. Но с развитием транспорта начало появляться все больше техники с левым рулем, который позволял лучше контролировать встречный поток.
Но все равно доподлинно неизвестно, какая схема движения появилась раньше. Зато точно можно сказать, что чаще всего страны «меняют сторону» из-за соседей. Ведь если тебя окружают страны с правосторонним движением, то логично, что и тебе нужно принять те же правила. Так, например, произошло со Швецией, которая была последним государством континентальной Европы с левосторонним движением. На тот момент в стране было огромное количество лобовых столкновений, виновниками которых зачастую становились водители из соседних стран. В сентябре 1967 года местные власти провели так называемый «День Н» (от Hogertrafikomlaggningen, «правостороннее движение»).
Разумеется, правила поменялись не за один день. Кульминационному моменту предшествовали почти четыре года подготовки. Под правую сторону адаптировали общественный транспорт, по всей стране обновили разметку и установили около 360 000 дорожных знаков. Примерно за месяц до назначенной даты на дорогах Швеции появилось примерно 130 000 информационных щитов с литерой «Н», напоминающей о скором изменении в ПДД. Кроме того, информация о грядущих нововведениях появилась в газетах, телевидении и на радио, логотип появился даже на нижнем белье. Для водителей выпустили специальные перчатки, напоминающие о том, по какой стороне можно ехать: одна из перчаток была зеленой, вторая красной.
В итоге 3 сентября в 4:50 движение по всей стране полностью остановилось. Водители не спеша перестроились на встречную полосу и поехали дальше. Все действо заняло около десяти минут, а регулировать движение помогали волонтеры и военные. На фотографиях же, сохранившихся с того дня, кажется, что на дорогах европейского государства творится полный хаос.
Проект был дорогостоящим: по тем временам властям пришлось заплатить свыше 628 миллионов крон. Сегодня эта сумма примерно равна 64 миллионам евро. К слову, после внедрения новшеств аварийность в Швеции резко снизилась. Первые пару лет водители старались строго соблюдать ПДД и внимательно смотрели на знаки.
Кстати, Россия стала правосторонней еще в XVIII веке. Об этом писал еще датский вице-адмирал Юст Юль, прибывший в нашу страну с визитом в 1709 году. В 1752 году императрица Елизавета I подписала указ, который законодательно закрепил приказ держаться правой стороны дороги. Франция узаконила схему движения в 1789 году и считается, что именно эта страна стала «законодателем мод» в Европе. В Великобритании же левосторонняя схема оказалась закреплена в указе от 1756 года. Отчасти этим и объясняется довольно широкое распространение движения по левой стороне дороги. Ведь в то время Англия имела немалое влияние по всему миру, ей принадлежало достаточное количество колоний. После окончания Второй мировой войны большинство колоний решили ничего не менять в существующих правилах. Так, подобных ПДД придерживаются Индия, Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Япония и Китай. Даже на территории Северной Америки можно найти дороги с подобной схемой – она используется на Ямайке и в Барбадосе. К этому списку стоит также прибавить Австралию, Новую Зеландию и несколько стран Черного континента.
Соседям с «неправильной» схемой движения зачастую приходится строить хитрые развязки за границей, чтобы водители могли сразу перестроиться на нужную сторону дороги.