Практичные «сараи» у практичных российских покупателей пользуются весьма ограниченным спросом. Такой вот парадокс. Отсюда и весьма скромная палитра доступных у дилеров моделей.
Казалось бы, в России универсалы должны быть основным типом кузова. Ведь большинство людей могут позволить себе только один автомобиль. Значит, он должен выполнять любые задачи, в том числе справляться с выездами на дачу, ремонтом и путешествиями всей семьей. Но ажиотажного спроса на «сараи» нет. Многие предпочитают «солидность» седана в ущерб грузовым способностям, других отпугивает размер доплаты, третьи не хотят быть «белой вороной» и долго искать следующего покупателя. Но основной ущерб спросу на пятидверки наносят кроссоверы. Ведь это тоже по сути своей универсалы, но чуть более практичные за счет большего дорожного просвета и высокой посадки и куда более модные.
Рынок соответствующим образом реагирует на вкусы потребителей. Если до кризиса выбор еще худо-бедно был, то сегодня он сильно сократился. Так что перечисление «выживших» много времени не займет.
В бюджетном сегменте универсалов всего два! Это «Лада Калина» и «Лада Ларгус» (приподнятых псевдокроссоверных версий и вседорожников мы в нашем обзоре касаться не будем). «Приора» давно попала под сокращение, а грузопассажирская «Веста» задерживается аж до осени 2017 года. «Калина»-универсал предлагается в тех же комплектациях, что и хэтчбек. Доплата скромная – всего 12 тысяч рублей. Диапазон цен простирается от 447 500 до 595 800 рублей.
«Ларгус» бывает только универсалом и стоит от 524 500 рублей за пятиместную конфигурацию. Машина с третьим рядом сидений оценивается как минимум в 590 000, но его базовая комплектация щедрее. При одинаковом наборе опций пара дополнительных кресел в багажнике потянет на 24 тысяч рублей.
Гольф-класс на российском рынке в кризис стоит на пороге вымирания. В нем выбор моделей больше, но и цены заметно выше. Самый доступный вариант – Kia cee’d SW за 860 тысяч рублей (аналогично оснащенный хэтчбек дешевле на 40 тысяч). Двигатель скромный, всего-то 100-сильный 1.4, зато не придется доплачивать за кондиционер. Если возжелать оснащенную по-максимуму машину, то выложить за нее придется 1 244 900 рублей, однако оптимальные комплектации стоят около миллиона рублей, что по нынешним временам вполне разумно.
Родственный Hyundai i30 Wagon дилеры отдают за 919 900 рублей. Парадокс, но хэтчбек с таким же мотором дороже на 10 тысяч рублей! Kia дешевле, но тут в «базе» уже 130 «лошадей» двигателя объемом 1,6 литра. А вот максимальная комплектация чуть дешевле уже у Hyundai – 1 209 900 рублей. Правда, Kia cee’d SW, который стоит 1 244 900 рублей, оснащен заметно богаче: у него есть навигация, панорамная крыша с люком, 17-дюймовые диски и современные системы активной безопасности.
Универсал из семейства Ford Focus стоит от 991 000 рублей (на 20 тысяч дороже хэтчбека и на 10 тысяч – седана), а в нижней части прайс-листа значится 1 216 000 рублей. Эти суммы можно увеличить за счет дополнительного оборудования. Корейские марки предлагают фиксированные комплектации, а Ford пока верен стратегии, предлагающей собрать индивидуальную конфигурацию.
Если бы в Калуге собирались не только лифтбеки Skoda Octavia, то чешский универсал мог бы стать бестселлером. А так – увы! Хэтчбеки в массовых комплектациях Active, Ambition и Style в зависимости от мотора и коробки передач стоят от 899 000 до 1 324 000 рублей, а такие же универсалы – от 1 159 000 до 1 632 000. Пропасть! Впрочем, на непопулярность «сараев» влияет не только существенный размер доплаты. Базовый лифтбек очень неплох по части практичности, и на его фоне универсал смотрится уже не столь выигрышно.
В среднем классе игроков тоже негусто. Hyundai i40 Wagon дилеры отдают по цене от 1 294 000 рублей. В цену входит двухлитровый двигатель и 6-ступенчатый автомат. Седан с такой же силовой установкой и тем же оснащением доступнее на 70 тысяч.
Volkswagen тоже рискнул предложить российским покупателям большой универсал. Если исполнение Trendline для «Пассата»-седана с мотором 1.4 TSI и коробкой DSG стоит от 1 609 000 рублей, то для пятидверки – уже от 1 759 000. Автомобили в более упакованной версии Comfortline оцениваются как минимум в 1 915 000 рублей. А если выбрать мотор помощнее (180-сильный 1.8 TSI), то отправной точкой станут уже 2 115 000 рублей.
Но «Пассат» покажется недорогим, если взглянуть на цену родственной ему «Шкоды Суперб». Лифтбек, положим, стоит достаточно гуманно для своих габаритов (от 1 294 000 рублей), но «сарай» дороже него почти на миллион! Стартовую цену в 2 205 000 рублей объясняет комплектация Laurin&Klement в сочетании со 180-сильным двигателем и роботом. Лифтбек-то в «базе» имеет всего лишь 1.4 TSI, механику и скромный набор оборудования. Если же отойти от первоначального шока и сравнить одинаковые модификации, то доплата окажется скромной – всего 60 тысяч рублей. Полноприводная Skoda Superb Combi с 280 силами под капотом обойдется в сумму более 2,5 миллиона рублей.
А вот Audi, BMW, Mercedes и прочий премиум в понимании соотечественников с таким типом кузова не котируется. Продажи растут до более-менее серьезных цифр только в том случае, если гамме есть приподнятая версия. Для сравнения: в прошлом году в России продан 61 обычный универсал Audi A6 и 312 Audi A6 Allroad, Volvo V70 на дорогах практически не встречаются, а Volvo XC70 – сплошь и рядом. Но любителям экзотики все-таки предоставлен некоторый выбор.
В линейке BMW только один «сарай» — 5-Series, и только в одной модификации. 245-сильный BMW 528i xDrive Touring предлагают купить за 3 080 000 рублей. Такой же седан доступнее на 90 тысяч рублей. Причем четырехдверка представлена в восьми вариантах мощностью от 184 до 381 л.с. Третья серия в нынешнем поколении универсалом в России не представлена.
Audi ввозит в нашу страну универсалы А4 и А6. «Четверка» в новейшем кузове В9 стоит как минимум 1 870 000 рублей в облике седана и 1 950 000 – с приставкой Avant (плюс 80 тысяч рублей). Эта же пропорция сохраняется для всех остальных версий. А их у Audi A4 Avant целых 12!
С «шестеркой» ситуация уникальная. В ее прайс-листе шесть модификаций седана и восемь универсалов. Как и в случае с Audi A4, пятидверки на 80 тысяч дороже четырехдверок и предлагаются с теми же моторами мощностью от 190 до 450 л.с. Стартовая цена – 2 630 000 рублей. А еще две модификации – это заряженные Audi RS6, которые по сложившейся традиции бывают только универсалами. Версия с 560 силами стоит 7 130 000 рублей, 605-сильная – 7 575 000.
Но щедрее всех на «сараи» Mercedes-Benz. Они представлены в семействах С-класса (от 2 250 000 рублей, плюс 160 тысяч к цене седана), CLA-класса (от 2 240 000 рублей, плюс 60 тысяч) и CLS-класса (от 3 520 000 рублей, без доплаты относительно седана). Универсал в линейке «ешки» временно отсутствует: поколение в кузове W212 сошло со сцены, а пятидверка нового поколения еще не продается даже в Европе.