
На самом деле правильное название этого кабриолета — ЗИЛ-41044, а вот одна из более чем десяти его модификаций получила заводской индекс 115В. Описывать все многообразие вариаций на тему ЗИЛ-41044 — задача отдельной гигантской статьи. Поэтому сегодня, накануне парада в честь 71-ой годовщины окончания Великой Отечественной войны, Дром рассказывает именно про 115В — машину, которая сразу после выхода из цехов завода имени Лихачева получила звание раритета.

Появлением этого автомобиля на свет мы обязаны Дмитрию Устинову — тогдашнему Министру обороны СССР. Во время очередной репетиции парада министр тоскливо оглядел предков «115»-х и спросил инженеров: «Можем ли мы к следующему параду подготовить новый комплекс?» Отрицательно ответить было невозможно, а положительный ответ накладывал очень серьезные обязательства: обычно на создание новых моделей уходит далеко не один год. ЗИЛ-115В предстал перед Устиновым через 9 месяцев, в 1981 году, и Министр пришел в восторг! Он внимательно осмотрел новый автомобиль и сказал: «Но ведь никто не поверит, что это русские построили. Надо прикрепить эмблемы ЗИЛа так, чтобы их было отовсюду видно».



Было изготовлено всего три ЗИЛа-115В. С 1981 по 2009 год они принимали участие в военных парадах на Красной площади: две машины для командующего парадом и Министра обороны, а третья — резервная, она дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций или возможных поломок. Однако за всю историю эксплуатации ни один из автомобилей не подвел. Для повышения надежности в них продублирована система зажигания, установлено по два аккумулятора и бензонасоса. Да и за руль парадных 115-х садились только офицеры, причем в звании не ниже подполковника. Как правило — командир автобазы министерства обороны и его заместители.



При подготовке к параду водителей на эти машины назначают с запасом: 6 человек — по два на машину. Их начинают тренировать задолго до памятной даты: водители привыкают к автомобилю и заодно проверяют его, совершая многокилометровые прогоны. Потом отрабатывают выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей репетиции парада каждый шофер знает свои маневры наизусть
Следуя зарубежной автомобильной моде тех времен, огромную хромированную решетку радиатора сделали главным элементом экстерьера ЗИЛ-115В. Это добавило ему солидности и тяжеловесности, а хромированные накладки вокруг колесных арок завершили картину. Базовую модель «укоротили» на 580 мм, а вместо четырех дверей оставили две. Кузовные панели «выстукивали» на массивной дубовой плахе и вручную собирали в специальном цеху завода имени Лихачева.



Кто-нибудь видел этот автомобиль с поднятым верхом? Смотрите! 20 секунд — и крыша у вас над головами! Причем процесс поднятия тента можно охарактеризовать двумя словами — «к черту логику»: нужно перевести рычаг «автомата» в «паркинг», выжать педаль стояночного тормоза и нажать кнопку справа от водителя под приборной панелью
В отличие от других представителей отечественного автопрома, этот рамный фаэтон и сейчас остается довольно современным. А в начале 80-х «фарш» парадного кабриолета ЗИЛ-115В даже не снился простым советским автолюбителям: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электрическая «крыша», автоматические омыватели и очистители фар.



Интерьер обшит кожей и лакированным березовым шпоном, но ощущения и запаха «бабушкиного комода» тут нет и в помине. Все элементы салона изготавливались вручную, подгонка — идеальна. Радиостанция с автопоиском «ловит» станции в FM-диапазоне. Сиденья и пол (!) с подогревом, а в центре салона установлена тумба с поручнем, за который держится министр при движении стоя. Но переднего пассажирского сиденья нет: иначе Министру обороны было бы неудобно покидать автомобиль перед произнесением торжественной речи. Машина оснащена блоком микрофонов и радиостанцией в багажнике, которая разносит на всю страну ритуальную фразу «Здравствуйте, товарищи!».



Наверное, вы никогда не обращали внимание на то, что микрофоны на парадных фаэтонах никогда не «фонят», не реагируют на порывы ветра и осадки? Во время объезда войск Министру обороны и командующему парадом не приходится даже наклонять голову к микрофону: звук зарождается, как в звукозаписывающей студии. Секрет столь удивительной акустики кроется в уникальных технологиях, примененных в комплексе спецсвязи «Репетитор». На микрофонах даже поролоновые чехлы звукопроводящие: их замораживали в жидком азоте и вытачивали на токарном станке
Возить Министра обороны, принимающего парад, — великая честь. Водитель в прямом смысле отвечает за его здоровье и равновесие: на брусчатке Красной площади даже парадный фаэтон изрядно потряхивает. Однако некоторые хитрости все же предусмотрены: для подстраховки на месте переднего пассажирского сиденья установлен поручень. Когда Министр обороны, принимая парад на Красной площади, отдает честь правой рукой, левой он держится за ручку, а со стороны кажется, что он просто стоит по стойке смирно.



Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион, расположенный вдоль рамы. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Телескопические амортизаторы установлены спереди и сзади
Ехать на этой машине стоя почти так же удобно, как и сидя. Коробка передач работает очень плавно и совсем не норовит пинком перебросить тебя через лобовое стекло, когда стоишь на месте Министра обороны. Под капотом почти 8 литров чистой бензиновой силы: по нынешним меркам — очень неслабо.

Разгоняется автомобиль, как королева Елизавета на стометровке. Переключение с первой на вторую передачу не ощущается вообще. Руль легкий, но управлять ЗИЛом с непривычки сложно: нулевое положение «баранки» найти также сложно, как и передний габарит при маневрировании. В повороты автомобиль входит уверенно, но со стороны это выглядит страшновато: крены — просто корабельные. Вообще, для того чтобы привыкнуть к специфике работы подвески этого автомобиля, нужно обладать приличной долей авантюризма и наличием хорошего вестибулярного аппарата. По-другому никак.

Гонять и «закусывать» апексы на фаэтоне не нужно: его основная задача — движение по брусчатке на скорости, не превышающей 16 км/ч. И ее он выполняет на отлично! Давление в шинах, настройки задней рессорной и передней торсионной подвесок подобраны так, чтобы обеспечить крейсерскую плавность хода. Да, этот автомобиль валкий и мягкий, как пружинный диван, но в его случае это плюс.



Вручную собраны не только кузов и салон, но и двигатель. Мотор ЗИЛ-4104 — атмосферный, бензиновый, 4-тактный, 8-цилиндровый, V-образный, с рабочим объемом 7,6 л и мощностью 353 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. По 2 клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. 2 верхних распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. 4-камерный карбюратор питается двумя электрическими бензонасосами.
Не удивительно, что при такой «эксплуатации» вся тройка парадных фаэтонов прекрасно выглядит. Хранятся они в музее 147-й автобазы Минобороны РФ, среди множества своих предков, и с них там буквально сдувают пылинки!

Технические характеристики ЗИЛ-115В (данные производителя)
| Кузов | |
|---|---|
| Тип | Фаэтон |
| Количество мест/дверей | 3/2 |
| Двигатель | |
| Тип | Бензиновый |
| Расположение двигателя | Спереди продольно |
| Кол-во и расположение цилиндров | 8, V-образно |
| Рабочий объем, л | 7,6 |
| Мощность, л.с. при об/мин | 353/4200 |
| Крутящий момент, Нм при об/мин | н.д. |
| Трансмиссия | |
| Привод | Задний |
| Коробка передач | 4–АКПП |
| Тормоза | |
| Передние | Дисковые вентилируемые |
| Задние | Дисковые |
| Подвеска | |
| Передняя | Независимая (сдвоенные треугольные поперечные рычаги, торсионы, поперечный стабилизатор, телескопические амортизаторы) |
| Задняя | Зависимая (реактивные тяги, листовые рессоры, телескопические амортизаторы) |
| Размеры, объем, вес | |
| Длина/ширина/высота, мм | 5750х2086х1500 |
| Колесная база, мм | н.д. |
| Клиренс, мм | 170 |
| Снаряженная масса, кг | 3015 |
| Объем топливного бака, л | 120 |
| Объем багажника, л | н.д. |
| Шины | н.д. |
| Динамические характеристики | |
| Максимальная скорость, км/ч | 200 |
| Разгон до 100 км/ч, сек. | 13 |
| Расход топлива, л/100 км | |
| Комбинированный цикл | 20 |
| Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н.д. |
| Стоимость автомобиля, руб. | |
| Базовая комплектация | бесценен |
Фотобонус















































































