На самом деле правильное название этого кабриолета — ЗИЛ-41044, а вот одна из более чем десяти его модификаций получила заводской индекс 115В. Описывать все многообразие вариаций на тему ЗИЛ-41044 — задача отдельной гигантской статьи. Поэтому сегодня, накануне парада в честь 71-ой годовщины окончания Великой Отечественной войны, Дром рассказывает именно про 115В — машину, которая сразу после выхода из цехов завода имени Лихачева получила звание раритета.

Появлением этого автомобиля на свет мы обязаны Дмитрию Устинову — тогдашнему Министру обороны СССР. Во время очередной репетиции парада министр тоскливо оглядел предков «115»-х и спросил инженеров: «Можем ли мы к следующему параду подготовить новый комплекс?» Отрицательно ответить было невозможно, а положительный ответ накладывал очень серьезные обязательства: обычно на создание новых моделей уходит далеко не один год. ЗИЛ-115В предстал перед Устиновым через 9 месяцев, в 1981 году, и Министр пришел в восторг! Он внимательно осмотрел новый автомобиль и сказал: «Но ведь никто не поверит, что это русские построили. Надо прикрепить эмблемы ЗИЛа так, чтобы их было отовсюду видно».

Было изготовлено всего три ЗИЛа-115В. С 1981 по 2009 год они принимали участие в военных парадах на Красной площади: две машины для командующего парадом и Министра обороны, а третья — резервная, она дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций или возможных поломок. Однако за всю историю эксплуатации ни один из автомобилей не подвел. Для повышения надежности в них продублирована система зажигания, установлено по два аккумулятора и бензонасоса. Да и за руль парадных 115-х садились только офицеры, причем в звании не ниже подполковника. Как правило — командир автобазы министерства обороны и его заместители.

При подготовке к параду водителей на эти машины назначают с запасом: 6 человек — по два на машину. Их начинают тренировать задолго до памятной даты: водители привыкают к автомобилю и заодно проверяют его, совершая многокилометровые прогоны. Потом отрабатывают выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей репетиции парада каждый шофер знает свои маневры наизусть

Следуя зарубежной автомобильной моде тех времен, огромную хромированную решетку радиатора сделали главным элементом экстерьера ЗИЛ-115В. Это добавило ему солидности и тяжеловесности, а хромированные накладки вокруг колесных арок завершили картину. Базовую модель «укоротили» на 580 мм, а вместо четырех дверей оставили две. Кузовные панели «выстукивали» на массивной дубовой плахе и вручную собирали в специальном цеху завода имени Лихачева.

Кто-нибудь видел этот автомобиль с поднятым верхом? Смотрите! 20 секунд — и крыша у вас над головами! Причем процесс поднятия тента можно охарактеризовать двумя словами — «к черту логику»: нужно перевести рычаг «автомата» в «паркинг», выжать педаль стояночного тормоза и нажать кнопку справа от водителя под приборной панелью

В отличие от других представителей отечественного автопрома, этот рамный фаэтон и сейчас остается довольно современным. А в начале 80-х «фарш» парадного кабриолета ЗИЛ-115В даже не снился простым советским автолюбителям: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электрическая «крыша», автоматические омыватели и очистители фар.

Интерьер обшит кожей и лакированным березовым шпоном, но ощущения и запаха «бабушкиного комода» тут нет и в помине. Все элементы салона изготавливались вручную, подгонка — идеальна. Радиостанция с автопоиском «ловит» станции в FM-диапазоне. Сиденья и пол (!) с подогревом, а в центре салона установлена тумба с поручнем, за который держится министр при движении стоя. Но переднего пассажирского сиденья нет: иначе Министру обороны было бы неудобно покидать автомобиль перед произнесением торжественной речи. Машина оснащена блоком микрофонов и радиостанцией в багажнике, которая разносит на всю страну ритуальную фразу «Здравствуйте, товарищи!».

Наверное, вы никогда не обращали внимание на то, что микрофоны на парадных фаэтонах никогда не «фонят», не реагируют на порывы ветра и осадки? Во время объезда войск Министру обороны и командующему парадом не приходится даже наклонять голову к микрофону: звук зарождается, как в звукозаписывающей студии. Секрет столь удивительной акустики кроется в уникальных технологиях, примененных в комплексе спецсвязи «Репетитор». На микрофонах даже поролоновые чехлы звукопроводящие: их замораживали в жидком азоте и вытачивали на токарном станке

Возить Министра обороны, принимающего парад, — великая честь. Водитель в прямом смысле отвечает за его здоровье и равновесие: на брусчатке Красной площади даже парадный фаэтон изрядно потряхивает. Однако некоторые хитрости все же предусмотрены: для подстраховки на месте переднего пассажирского сиденья установлен поручень. Когда Министр обороны, принимая парад на Красной площади, отдает честь правой рукой, левой он держится за ручку, а со стороны кажется, что он просто стоит по стойке смирно.

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион, расположенный вдоль рамы. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Телескопические амортизаторы установлены спереди и сзади

Ехать на этой машине стоя почти так же удобно, как и сидя. Коробка передач работает очень плавно и совсем не норовит пинком перебросить тебя через лобовое стекло, когда стоишь на месте Министра обороны. Под капотом почти 8 литров чистой бензиновой силы: по нынешним меркам — очень неслабо.

Разгоняется автомобиль, как королева Елизавета на стометровке. Переключение с первой на вторую передачу не ощущается вообще. Руль легкий, но управлять ЗИЛом с непривычки сложно: нулевое положение «баранки» найти также сложно, как и передний габарит при маневрировании. В повороты автомобиль входит уверенно, но со стороны это выглядит страшновато: крены — просто корабельные. Вообще, для того чтобы привыкнуть к специфике работы подвески этого автомобиля, нужно обладать приличной долей авантюризма и наличием хорошего вестибулярного аппарата. По-другому никак.

Гонять и «закусывать» апексы на фаэтоне не нужно: его основная задача — движение по брусчатке на скорости, не превышающей 16 км/ч. И ее он выполняет на отлично! Давление в шинах, настройки задней рессорной и передней торсионной подвесок подобраны так, чтобы обеспечить крейсерскую плавность хода. Да, этот автомобиль валкий и мягкий, как пружинный диван, но в его случае это плюс.

Вручную собраны не только кузов и салон, но и двигатель. Мотор ЗИЛ-4104 — атмосферный, бензиновый, 4-тактный, 8-цилиндровый, V-образный, с рабочим объемом 7,6 л и мощностью 353 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. По 2 клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. 2 верхних распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. 4-камерный карбюратор питается двумя электрическими бензонасосами.

Не удивительно, что при такой «эксплуатации» вся тройка парадных фаэтонов прекрасно выглядит. Хранятся они в музее 147-й автобазы Минобороны РФ, среди множества своих предков, и с них там буквально сдувают пылинки!

Технические характеристики ЗИЛ-115В (данные производителя)

Кузов
Тип Фаэтон
Количество мест/дверей 3/2
Двигатель
Тип Бензиновый
Расположение двигателя Спереди продольно
Кол-во и расположение цилиндров  8, V-образно
Рабочий объем, л 7,6
Мощность, л.с. при об/мин 353/4200
Крутящий момент, Нм при об/мин  н.д.
Трансмиссия
Привод Задний
Коробка передач 4–АКПП
Тормоза
Передние Дисковые вентилируемые
Задние Дисковые
Подвеска
Передняя Независимая (сдвоенные треугольные поперечные рычаги, торсионы, поперечный стабилизатор, телескопические амортизаторы)
Задняя Зависимая (реактивные тяги, листовые рессоры, телескопические амортизаторы)
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 5750х2086х1500
Колесная база, мм н.д.
Клиренс, мм 170
Снаряженная масса, кг 3015
Объем топливного бака, л 120
Объем багажника, л н.д.
Шины н.д.
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 200
Разгон до 100 км/ч, сек. 13
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл 20
Выбросы СО2, г/км, эк. класс н.д.
Стоимость автомобиля, руб.
Базовая комплектация бесценен

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ