Как бы ты ни вел себя за рулем, все остальные кажутся дураками: либо вокруг все «тупят», либо носятся как бешеные, нагло лезут на обочину или встают в хвост очереди у одного из пяти шлагбаумов на парковке, зависают в левом ряду на свободной трассе или перестраиваются в заторах без толку. Мы в cars.ru гадать не любим и все проверяем. В этой серии «Разрушителей легенд» мы решили выяснить, что же все-таки эффективнее: спокойно ехать в одном ряду или играть в шашки?
У «шахматистов», прыгающих из ряда в ряд, своя религия — соседний поток всегда едет быстрее.
Причем наличие пробки совсем необязательно: и в свободном потоке «шахматисты» постоянно перестраиваются, ныряя из просвета в просвет. Кто-то делает это с изяществом, включая поворотники и быстро виляя между машинами, которые не успевают даже испугаться. Кто-то — хамски, заставляя оттормаживаться других и уворачиваться от столкновений и воображая себя при этом Квятом.
Спокойные мастодонты, предпочитающие занять один ряд, обычно левый, уверены: постоянно перестраиваться бесполезно, лучше ровно ехать в одной полосе. А если и проиграешь пару минут, то нервов оно не стоит.
Чтобы разрушить или подтвердить эту легенду, мы решили проехаться полный круг по МКАДу (109 километров) в час дня, когда серьезных пробок уже и еще нет, зато интенсивность движения постоянно меняется — от свободного потока до раздражающих заторов. Одному автомобилю предстояло занять левую полосу и никогда с нее не съезжать (за исключением ограждений из-за дорожных работ и прочих форс-мажоров), а второму — постоянно перестраиваться, «вышивая» между рядами.
Ход эксперимента фиксировали камеры, установленные в автомобили.
Максимально допустимая скорость для обеих машин была ограничена нами на 120 км/ч, то есть плюс 20 км/ч к разрешенной на Кольцевой «сотке», которые могут понадобиться для резкого перестроения или в левом ряду на пустой дороге без ущерба для Кодекса об административных правонарушениях. Маршрут пролегал по внутренней стороне, точка старта, оно же финиш, находилась сразу после съезда с Ярославского шоссе.
«Тошнить» в левый ряд со «сложными щами» мы отправили Lexus GX. К слову, от машины тоже во многом зависят привычки и философия водителя. На здоровом валком джипе перестраиваться лишний раз не хочется, зато из левого ряда его никто прогнать не пытается — то ли опасаются «монстра», то ли понимают, что обычно таких упрямцев не смутишь ни дальним светом, ни гудками, ни прочими лучами ненависти.
Установка «занять левый ряд и не париться» сначала действовала умиротворяюще.
К чему беспокоиться, если за потоком следить не нужно, едешь спокойно, разгоняясь там, где посвободнее, и притормаживая в пробке, слушай себе музыку. Если б у машины был адаптивный круиз-контроль, то и вовсе можно было бы вообразить себя в автопилоте. Однако на нашем МКАДе без перестроений не обошлось — раза три пришлось включать поворотники и съезжать правее, чтобы объехать огороженные места ремонта, и один раз — пропустить скорую помощь.
И все же ехать постоянно в одном ряду тяжеловато, особенно в течение двух с лишним часов. Дело не в шашках, просто иногда как попадется впереди какой-то еще более ленивый гад, сбросивший скорость до 80 км/ч, а полоса справа заманчиво пустует. Хотя если судить по товарищам, которые даже на съезд с многополосной дороги начинают перестраиваться метров за триста, подрезая и замедляя весь поток, это смущает далеко не всех.
«Шахматить» в эксперименте предстояло универсалу Hyundai i40 — самый обычный «сарай» с довольно плавными повадками и ленивым «автоматом», далекими от привычек спорткаров. Задачи прыгать в каждую дырку с выпученными глазами не стояло — просто перестраиваться в просвет в потоке, когда появляется такая возможность, стараться попадать в тот ряд, который, как кажется, все же едет быстрее. Никаких обочин и превышений скорости, как договорились.
В «желтых» по пробочной шкале местах есть резон включать «чувство потока»: вовремя заметив замедляющиеся ряды и уйдя в те, которые более-менее едут, можно здорово сэкономить время и нервы.
Целенаправленная и непрерывная игра в шашки — занятие довольно нервное и требующее постоянной концентрации. В потоке средней скорости, когда все катятся 80-90 км/ч, «шахматить» чаще всего бесполезно. Если зацепиться взглядом за какую-нибудь машину, мирно идущую в левом ряду, скоро замечаешь, что обогнать ее не выходит вообще никак: темп оказывается абсолютно одинаковым. Еще меньше смысла от метаний по полосам на пустой дороге — если, конечно, не превышать скорость.
А еще скоро в ПДД может появиться пункт «агрессивное вождение», под который попадают в том числе и «частые перестроения», так что любители вышивать рискуют в ближайшее время превратиться в злостных нарушителей правил.
Результаты эксперимента однозначны: шашки позволили выиграть около 15 минут на 109 «мкадных» километрах. По левому ряду маршурт был преодолен за 2 часа 15 минут 35 секунд, с перестроениями — за 2 часа 00 минут 49 секунд. Основная часть сэкономленного времени пришлась на оперативные перестроения из-за ремонтов, аварий и съездов на примыкающие дороги. Однако же в левом ряду об этих съездах вообще беспокоиться не приходилось — они слишком далеко. А на самом деле ехать можно как угодно, потому что если взять средний путь москвича из дома на работу длиной около 20 километров, то выигрыш в шашки составит смешные две минуты с лишним.
Для оценки настроения водителей единой объективной шкалы не нашлось. Езда с перестроениями вроде бы веселее — совершаешь какие-то движения, вмешиваешься в собственную пробочную судьбу, но порой суетишься не по делу. Ехать по одному ряду скучновато, спать хочется от тягомотины, хлопот меньше, но все равно попадется какой-нибудь раздражающий тихоход или любитель повиснуть на заднем бампере.
Источник: cars.ru