35 000 километров на Skoda Yeti без остановки? От Мурманска до Магадана? По дорогам и направлениям? Да они ж развалятся! Вот и мы думали, что рекордный автопробег по незакольцованному маршруту на стандартных кроссоверах из Чехии оборвется где-то на середине пути. Проехав в составе потенциальных рекордсменов один из этапов, я даже не торопился садиться за отчет: пусть сначала доедут, а там поглядим. Доехали! И не развалились!

В пробег отправились полноприводные кроссоверы с моторами 1,8 л (152 л.с.) и 6-ступенчатыми трансмиссиями DSG. Все автомобили стандартные, в комплектациях Style. Но «рекордсмены» — во внедорожном исполнении Outdoor. Нашей группе повезло и с погодой, и с дорогами, так что никакого преимущества улучшенная геометрия не дала

Картинка за окном не меняется уже пару часов. Поля, жиденькие лесосеки и гладкий, как бильярдный стол, пейзаж. Редкие попутки лишь усиливают чувство отрешенности. Серая лента шоссе уходит к горизонту. И вдруг ровный асфальт прорезает широкая рытвина с полметра глубиной. Тормозить поздно, да и увернуться от огромной воронки уже не выйдет. Резко влево, перед самой колдобиной — контрвыпад рулем в противофазе, чтобы разгрузить правый борт. И не дышать… Проскочили! Эх, дорожники, мать вашу так! Чтоб вам икалось при каждом пробое подвески «моего» Yeti.

Иногда складывается впечатление, что катки у наших асфальтоукладчиков не совсем круглые. Едешь по свежему покрытию, с нарядной разметкой. Ям нет, но машину все равно «колбасит» из стороны в сторону. Подвеска Yeti неплохо справляется с «шишками» и короткими волнами, но попав в широкую лунку с острым краем, пропускает удар

Чем богаты… тем и торгуем. Ассортимент придорожных развалов олицетворяет богатство и традиции края. На Алтае это мед, орехи, сувениры, обереги, травы, лечебные настойки. Есть даже «струи бобра». Проехать мимо невозможно! 

Позже, почитав отчеты коллег, я понял, что моя вахта от Горно-Алтайска до Красноярска (1650 км) получилась едва ли не самой беспроблемной за весь маршрут. Да, были раздолбанные дороги, грейдеры и проселки. А внезапные «переставки», описанные выше, приходилось делать по десять раз на дню. Но шесть экипажей (два зачетных + техничка и три журналистских) за три дня пути не пробили ни одной покрышки, хотя до нас ребята меняли колеса регулярно. Всего за пробег было «убито» 15 шин и по одному комплекту заменили по износу. Расходники!

Yeti — крепкий малый. Половина маршрута позади, но пока отвалилась лишь пластиковая «юбка» переднего бампера на одной из машин — прихватили хомутами. Однако расход по трассе оказался высоковат. Уменьшить значение на дисплее получилось лишь ближе к Красноярску — до 8,9 л/100 км

Yeti и Йети 

Что за безумная идея, спросите вы? Не идея, а проект «Сокровенная Россия» при участии компании LAV Productions и Русского географического общества, призванный подчеркнуть бескрайние просторы нашей Родины. А заодно попытаться побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый длинный автопробег в границах одной страны по незакольцованному маршруту», который до этого принадлежал индусам. В апреле 2016-го те преодолели 36 060 км на кроссоверах Mahindra XUVE 500. Мы же мчим по нашей необъятной стране на совершенно стандартных паркетниках Skoda Yeti.

С мощным турбомотором и классно настроенным шасси легко «пилить на дальняк». Обгоны даются без риска, а если переоценил свои силы на виражах, выручат точный руль и безошибочные тормоза

Честно говоря, в правильности выбора автомобилей я поначалу сомневался. Yeti? С «непосредственным» турбомотором и «роботом»? В Сибирь?! Ну-ну… Но автомобильчик оказался с характером. Компактный снаружи, в длину всего 4222 мм, вместительный внутри. Пожитки трех членов экипажа влезают в трансформируемый багажник «со свистом». Кресло с безупречным профилем рассчитано на правильную посадку: спина вертикально, руки согнуты в локтях. Приборы и органы управления — что букварь для второклассника: знаем наизусть. Обзорность — достаточная.

В багажнике дополнительная «запаска», на всякий пожарный. И все равно в отсеке остается место для трех небольших сумок

У Yeti практически нет проколов ни в эргономике, ни по механике. Правда, на фоне конкурентов чешский кроссовер дороговат: версии с мотором 1.8 и полным приводом стоят 1 366 000–1 440 000 рублей. На мой взгляд, более высокая цена Шкоды оправдана продуманностью конструкции. Лучше немного переплатить и быть всем довольным, чем поскряжничать и затем годами мириться с недостатками 

Турбомотор — зверь! Почти без турбоямы он разгоняет легкий кроссовер с усердием V-образной «шестерки». Педаль газа точна как аптекарские весы, что не только улучшает качество динамики, но делает ее более эмоциональной. Правда, преселективная трансмиссия не любит рваный ритм — затыкается при частых сменах передач. Но в трассовом режиме «робот» работает на уровне высококлассного водителя. С такими помощниками любой обгон совершается без учащения пульса.

Иногда таблички у дорог пугают, но чаще радуют креативом или размером. Как, например, стела в Таштагольском районе длиной не менее 50 метров

«Назад пятьсот, пятьсот вперед…». В подобных путешествиях познаешь реальный масштаб нашей страны. Велика Россия! Но случись что в дороге, рассчитывать можно лишь на свои силы. «Сигналим зря — пурга и некому помочь!»

Подвеска жестковата. В крупных городах ее упругость в тему, но на израненных дорогах южного Алтая хотелось бы большего комфорта. Зато непробиваемость на высоте. Ямы средней глубины Yeti проскакивает под смачные шлепки шин, и лишь на реальных колдобинах стонет от ударов. Но на грейдерах, где почти все неровности одного размера, «чех» не уступит в скорости ни «Жигулям», ни Логану.

В карьере «Черниговец» трудятся несколько самосвалов БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т. Это самый крупный грузовик из выпускаемых в мире, который, к слову, тоже занесен в книгу Гиннесса. Нам же показали великана поменьше — БЕЛАЗ-7530, способного увезти «всего» 220 т. Полная масса самосвала — 376 т. То есть без груза «тридцатка» весит 156 тонн! В час такой монстр сжирает 208 л солярки. «Максималка» — 64 км/ч

В разрезе «Черниговец» добывают уголь открытым способом уже около полувека. По оценкам специалистов, запас породы составляет 220 млн т. Это хватит еще на 30 лет работы. Сразу вспомнилась шутка: если ты молод и энергичен, приходи к нам строить карьер…

Полный привод? Честно говоря, мне он ни разу не понадобился. С таким же успехом можно было ехать на переднеприводном кроссовере. Разве что с муфтой в задней оси ловчее совать журналистские носы куда не следует. Мы вот, к примеру, побывали на угольном разрезе «Черниговец», что под Кемерово. Познакомились с техникой и производством. Что уж говорить, и карьер, и работающие там БЕЛАЗЫ вгоняют в трепет. Кинг-Конги среди себе подобных! А уж какая тут дисциплина?! Ни шагу без сопровождающего! Однако отъехав с напарником с десяток километров и свернув в лесок, мы нашли нелегальную точку загрузки угля (на фото ниже). Вокруг ни души…

А это кто спрятался за шумовым экраном? Ради кадра притаившегося «частника» с арендованным радаром пришлось делать крюк в пять лишних километров. Помните анекдот? «Зарплату не повышать, выдать сотруднику знак ограничения скорости и радар». Спустя десять лет шутка стала реальностью — уже не смешно. И скажите на милость, какую цель преследует методика скрытого контроля скорости? Повышению поступлений в местную казну? Коррупции на дорогах? Тогда все сделано верно: попался — плати! Но к безопасности движения «стрельба из засады» отношения не имеет. Ведь если опасности не видно, то и снижать скорость никто не будет.

Пустая трасса, знак 60, ловушка с радаром. Знакомая картина? Наша инспекция прячется по кустам едва ли не со дня своего основания, и не собирается менять пристреленную методику. Мало того что это неэффективно с позиции безопасности движения, так еще и подло! Как после этого относиться к инспектору с уважением?

Как-то на аварийном участке дороги я предложил сотруднику госавтоинспекции выкатить его автомобиль из кустов. Говорю — тогда все сбросят скорость, и вероятность аварий снизится в сто раз. Знаете, что он ответил? Чтоб я с голоду сдох?! После подобных встреч крепнет уверенность, что переаттестацию прошли не самые порядочные, а самые ушлые гаишники.

Задавшись целью, можно собрать целую коллекцию олицетворений вождя пролетариата. В Кемерово стоящий на площади Ленин явно недоволен обилием российских флагов, а на подъезде к Красноярску открыто агитирует голосовать за коммунистов. Но, пожалуй, самая неожиданная находка — иконостас вождя на 80-метровой скале на берегу реки Бии, рядом с селом Турочак (Алтай). Его выполнил местный учитель, поднимаясь на отвес несколько месяцев кряду. Раньше рядом с Ильичом был профиль Сталина, однако его затерли неизвестные еще в 50-е годы

Чем богаче регион, тем лучше дороги. На Кузбассе асфальт очень приличного качества, а инфраструктура неплохо развита. Можно и поесть, и заправиться. С обочин продают грибы, шишки, орешки

Это все Кемерово. В покрытом угольной пылью городе все куда-то спешат, подрезают. Пробки с хаотичными перестроениями, камеры, засады… Сплошная нервотрепка. Южный Алтай, к слову, тоже не впечатлил. Красиво, конечно: скалы, поросшие елями, луга с будто подстриженной травой, реки. За очередным поворотом… то же самое. Одинаковая красота быстро приедается. Одна отрада — извилистые дороги с перепадами высот. Тут Yeti в своей стихии. В поворотах кроссовер почти не кренится и очень точно и при этом мягко следует за рулем. Особо успешно «снежному человеку» даются лавирования между колдобинами. Ловлю себя на том, что объезжаю многочисленные ямы, скорее, ради драйверского кайфа.

Новокузнецк — город сталеваров. Это заметно по количеству отлитых из бронзы статуй трудящихся

Чего только не встретишь в пути. Например, потрепанный «двести шестой» Пыжик с британскими номерами. Хотели расспросить водителя, как его сюда занесло, но не дождались

В Новокузнецке тоже чувствуется промышленный привкус. Стальной! Но уровень жизни все же пониже, чем в богатом углем Кемерово. Зато жители более беззаботные, веселые. Особо запомнилась добродушная продавщица кондитерского отдела. Румяная девчушка-хохотушка соблазняла меня кондитерскими сладостями. «Попробуйте наше курабье. Ой, вы с Москвы? Когда-нибудь я тоже перееду в Москву». Все рвутся в Столицу! А я бы, будь моя воля, уехал бы из нее куда подальше. Да хоть в Томск!

В центре Томска бревенчатые срубы мирно уживаются с современной архитектурой. Отдельное здание из красного кирпича, построенное еще в 1888 году, — старейший ресторан города, в котором трапезничал А.П. Чехов. И как говорят, писатель остался не очень доволен качеством блюд. А нам понравилось!

Подъезжая, думал: очередной урбанистический мегаполис. Оказалось — милый городок с неповторимой архитектурой в винтажном стиле. Красивых девушек тут так много, что к ночи начинать ныть шея. Особо надо быть внимательным при переходе улиц. Глазами по сторонам стреляют и водители, и пешеходы. Но в целом на дорогах Томска царит культурное благополучие: Мерседесы пропускают рейсовые «Пазики», все молча ждут, пока те меняют пассажиров на остановках.

На подъезде к Красноярску

Красноярск другой. Здесь тоже много молодежи, но еще больше навороченных тачек. Под окном гостиницы всю ночь гонялись дрифтеры и стритрейсеры. Yeti вполне мог бы посоревноваться в ускорении на четверть мили в классе начального уровня. Ровно 9 секунд «до сотни» и очень быстрый «робот» оставляют шансы на победу. Но не выйдет — я сдал ключи от Шкоды. Приехали!

Утром мы едем в красноярский аэропорт с огромной «курилкой» на открытом воздухе, да еще с видом на взлетную полосу, а боевые экипажи — в дилерский центр на интервью. После официального дня отдыха они поедут дальше, на северо-восток страны. Мурманск, Архангельск, Калуга, Кемерово, Якутск…. Стартовав 20 июня в городе Никель на границе с Норвегией, спустя полтора месяца два зачетных кроссовера Skoda Yeti финишируют в конечной точке маршрута — Магадане. За 72 дня экипажи, проехав через 61 регион, преодолеют рекордные 40 000 км. Как говорится — «не вынимая»… Ребята — настоящие герои! Поздравляем с рекордом! Отметим и смелость российского офиса Шкоды. Чтобы отправить в авантюрное путешествие стоковые машины, нужно быть очень уверенным в надежности своей продукции.

Технические характеристики Skoda Yeti 1.8 TSI 4×4 (данные производителя)

Кузов
Тип Универсал (SUV)
Количество мест/дверей 5/5
Двигатель
Тип Бензиновый, с турбонаддувом
Расположение двигателя Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров  4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 1798
Мощность, л.с. при об/мин 152/4300–6200
Крутящий момент, Нм при об/мин  250/1500–4200
Трансмиссия
Привод Полный
Коробка передач 6–РКП (DSG)
Тормоза
Передние Дисковые вентилируемые
Задние Дисковые
Подвеска
Передняя Независимая, пружинная, McPherson
Задняя Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 4222х1793х1691
Колесная база, мм 2578
Клиренс, мм 180
Снаряженная масса, кг 1465
Объем топливного бака, л 60
Объем багажника, л 322–1665
Шины 215/60 R16
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 192
Разгон до 100 км/ч, сек. 9,0
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл 8,0
Выбросы СО2, г/км, эк. класс 184, Еuro-5
Стоимость автомобиля, руб.
Тестовый автомобиль 1 366 000

Фотобонус

Читайте также на Дроме

91867
310

Тест-драйв минивэна Toyota Alphard. Кабинет

91602
255

Сравнительный тест Haval H8 и Jeep Grand Cherokee. Неравенство

121346
453

Весеннее повышение. 10 законов, ужесточающих ответственность водителей

89677
296

Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado и Haval H9. Прадорожники

77093
170

Toyota Hiace с V8. Тихо, быстро, мягко

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ