Первый полностью электрический SUV, сумасшедший и фантастический.
Управление Tesla — как, в общем-то, и любым электромобилем — незабываемый опыт. Если вы никогда прежде этого не делали, то в первый раз это буквально откровение. Мне очень повезло; я могу сказать, что с первым в моей жизни электромобилем я познакомился на премьере Tesla Roadster в 2006 году. Очутившись за рулем полностью электрического автомобиля, коим оказался тот самый Roadster, спустя несколько лет, я никак не мог поверить, что им настолько легко управлять. Постоянный крутящий момент — это не миф, и он перевернет ваше мироощущение.
Несмотря на везение, история моего знакомства с электромобилями вряд ли отличается от того пути, по которому сотни тысяч людей по всему миру следовали последние десять лет. В 2016 году оказаться за рулем подобной машины — проще, чем когда-либо, особенно если ваши ежедневные маршруты не превышают расстояния в 80–100 километров. Качественно собранные подержанные Nissan Leaf доступны в цене, кроме того, практически все автопроизводители предлагают свои электроварианты (к сожалению, зачастую только в Калифорнии). Но все уже готово к революции; грядет новое поколение автомобилей, работающих от батарей, которое поможет сотням тысяч людей переосмыслить идею машины на электрической тяге. Первыми вестниками новой эры станут готовящиеся к выходу Tesla Model 3 и Chevy Bolt. Они смогут преодолеть на одном заряде свыше 300 километров и будут стоить в пределах $35 000 (до применения льгот). И в продаже появятся уже в ближайшем будущем.
Именно эти подробности придают тестированию Tesla Model X в данный момент особую изюминку. Модели EV начали поступать в продажу в сентябре 2015 года, и на этой неделе мне, наконец, выпал шанс протестировать один экземпляр благодаря щедрости Рэнди Хансена, проживающего в Оушенсайд, штат Калифорния. Хансен купил пять машин Tesla, и его второй Model X должен прибыть со дня на день. Нам же для послеполуденной прогулки он одолжил роскошную модель P90D цвета Signature Red стоимостью $144 950, включая опцию Ludicrous Speed за $10 000. Другими словами, это лучшая модель из доступных на данный момент. Разъезжая со счастливым лицом по окрестным дорогам и хайвеям, я задумался о том, как работает третья модель Tesla (учитывая опыт управления Roadster и Model S), и о том, как она предсказывает будущее. И, конечно же, о том, как она едет.
Model Х может подстраиваться под ваше настроение — в пределах разумного.
Честно говоря, суть в том, что абсолютно невозможно понять, как Model X едет. Буквально все здесь контролируется электроникой, так что водитель может все настроить в соответствии со своими предпочтениями, и даже с легкостью сохранить эти настройки. В других новомодных автомобилях вы можете сохранить в памяти бортового компьютера нужные вам положения сидений и боковых зеркал, в Х же водитель может выбрать и сохранить, например, настройки уровня реакции регенеративных тормозов (стандартный или низкий), хочет ли он включить или отключить функцию повышенной проходимости, каким должен быть руль (комфортным, стандартным или спортивным) и какой режим ускорения (sport или ludicrous) ему нравится больше всего. Подвеска также регулируемая, и ее можно настроить таким образом, чтобы она автоматически опускала кузов, когда скорость движения превышает предустановленные значения. Другими словами, Model X может подстраиваться под ваше настроение — в пределах разумного.
Мы поиграли с настройками, протестировали различные функции и выяснили, что вне зависимости от того, что вы выберете, машина всегда стабильна, бесшумна и агрессивна, когда необходимо. Стоит отметить, нам понравились стандартные тормоза (оперировать при управлении автомобилем одной ногой божественно), руль в режиме «Комфорт» и, конечно же, режим ускорения Ludicrous в качестве вишенки на торте. В ходе нашего тест-драйва мы не пытались жечь покрышки, поскольку эта машина принадлежит частному лицу, но в качестве хорошей новости можно отметить возможность получения визуального ряда сверхсветовой скорости, даже если машина стоит на месте.
Если прежде вам доводилось управлять Model S, то в Х вам будет очень комфортно. Model X больше, и, несомненно, тяжелее, но сидя за рулем, легко забыть, которой из них вы в данный момент управляете. Разве что сидишь чуть выше, а вот 17-дюймовый сенсорный монитор, при помощи которого можно управлять многочисленными функциями SUV, точно такой же, как в S, да и передняя панель практически идентична. Едет новинка так же тихо, стремительно и мощно, как любой представитель Model S.
В режиме Ludicrous все, кто стоял с вами в одной линии перед светофором, мгновенно превращаются в крохотные точки в зеркале заднего вида.
Изящество игры с постоянно доступным большим крутящим моментом на дорогах общего пользования заключается в том, что ограничения скорости лишь подсказывают вам, насколько быстро вы можете ехать, а не насколько стремительно вы разовьете подобную скорость. Ускорение с места до банальных 70 км/ч в режиме Ludicrous превращает всех, кто стоял в вами на светофоре, в крошечные точки в зеркале заднего вида.
Благодаря качественной звукоизоляции салона, обеспечивающей ему тишину, можно услышать, как мотор потихоньку подвывает, но этот звук абсолютно не мешает и без проблем заглушается звуком работающей системы климат-контроля или музыки. Если все отключить, слышно пение птиц, доносящееся извне, даже когда стекла подняты.
Существенное отличие между моделями S и X можно заметить, посмотрев вверх. У Model X просто нереально огромное ветровое стекло. Как будто его соединили с люком на крыше в единую конструкцию без каких-либо перемычек, ограничивающих обзор или солнечный свет. У стокового ветрового стекла есть затонированная секция в верхней части, доходящая до того уровня, где крепятся раскладывающиеся солнцезащитные козырьки (это те странноватые маленькие козырьки, расположенные над передними дверьми, которые можно передвинуть на лобовое стекло, чтобы блокировать прямые солнечные лучи, кроме определенного времени суток, когда солнце стоит под особым углом к горизонту). Но если честно, заводской тонировки явно недостаточно. Наш автомобиль после покупки был дополнительно затонирован. И это очень правильное решение, если вы собираетесь ездить на Model X, скажем, в Калифорнии. Несмотря на всю крутость идеи с подобным лобовым стеклом, чаще всего меня одолевало желание прикрыться от палящего солнца.
Ощущению футуристичности способствует огромный сенсорный монитор в салоне Х.
Ощущению футуристичности способствует и огромный сенсорный монитор в салоне Х. Как и в Model S, им можно пользоваться при любом угле обозрения, он достаточно прост в обращении и позволяет контролировать работу бесконечного количества опций, в отличие от машин с кнопками. А ведь я из тех, кому нравятся кнопки. Видимо, все дело в том, что в Tesla делают правильные сенсорные мониторы. Помимо кнопок на него можно вывести изображение с камеры заднего вида, можно выйти в интернет и даже работать со сторонними приложениями. Как и Model S, Х получил бета-версию автопилота, которая позволяет водителю многие километры пути не касаться рулевого колеса.
Поскольку Х — это SUV, мы не можем ограничиться одним лишь впечатлением от вождения. Наличие буквы U (U, utility — практичность) означает, что Х должен быть практичным и функциональным. Вы можете заказать машину в семиместном исполнении (у нас было шесть сидений, два в среднем ряду оснащены специальными креплениями собственного дизайна Tesla). Хансен, проехав на Х чуть больше 8000 км, жаловался именно на эти сиденья, называя их убийственными. Он считает, что простой трехместный задний диван обеспечивает куда больше возможностей при перевозке различных грузов, а также позволяет пассажирам чувствовать себя вполне комфортно. Я сел назад; кресла просторные и очень удобные, в них легко садиться и из них легко выходить, не в последнюю очередь благодаря дверям «крылья сокола», которые распахиваются вертикально вверх нажатием на кнопку. Маску нужны такие двери для его пятерых детей, и Хансен считает, что они очень удобны в повседневной жизни. Также он пользовался специальным багажником для перевозки велосипеда, который крепится к буксировочному фаркопу, поскольку из-за специфичных дверей перевозить что-либо на крыше не получится.
Все ультрасовременные технологии сопровождаются определенной долей странностей.
Все эти ультрасовременные технологии сопровождаются определенной долей странностей. У меня возникли некоторые сложности с системой навигации, она периодически просто переставала показывать мой маршрут движения, а Хансен отметил, что он научился перезагружать всю систему в случае каких-либо неполадок. Как первопроходец, он готов к любым трудностям на своем пути. Двери «крылья сокола» периодически отказываются открываться, поскольку их датчики сообщают о наличии каких-то препятствий, даже когда ничего подобного нет. И они не всегда полностью корректно закрываются, оставляя небольшие зазоры.
За три месяца эксплуатации Хансен несколько раз скачивал обновления для дополнительных приложений и исправления некорректно работающих программ. Когда он приезжает в сервисный центр, там тоже многое меняют и чинят (бесплатно, конечно же). Tesla заменили актуаторы в дверях, коврики для перехода на версию с шестью посадочными местами. Иногда загорается индикатор неисправности тормозной системы и тогда нужно останавливаться и заглушить машину, чтобы перезагрузить компьютер. Если начинаются проблемы с системой навигации, Хансен знает, что делать: нужно нажать две кнопки на рулевом колесе и удерживать их несколько секунд. Этим способом можно перезагрузить все программное обеспечение, которое напрямую не участвует в процессе управления автомобилем. Так что с появлением Х в вашем гараже придется научиться периодически делать подобные вещи.
Тот факт, что Tesla называют готовящийся к релизу автомобиль Model 3, способен кое-что рассказать об Х. На самом деле Model X не является третьей моделью компании. Это модифицированная версия модели S, с которой инженеры Tesla поработали еще несколько лет. И потому в ней полно намеков на будущее Model 3 и Tesla (кстати, не все они положительные). Model X — новый мост от истоков компании к новой главе в ее истории.
Сейчас никто не станет оспаривать способность Tesla создавать невероятные автомобили.
Да, сейчас никто не станет оспаривать способность Tesla создавать невероятные автомобили. Model S буквально взорвал сознание публики, и, как нам удалось выяснить, Х удалось сделать это еще раз. Но ведь машина за $100 000 обязана быть впечатляющей. Очень скоро Tesla собираются приступить к выпуску «дешевых» автомобилей для всех. Поскольку средняя стоимость сделки по покупке автомобиля в прошлом году составила около $34 000, Model 3 выйдет на широкий рынок с правильной ценой, доступной миллионам покупателей.
Все проблемы с Х, о которых мы рассказали, не означают, что автомобиль не доделали. Он скорее напоминает стейк прожарки с кровью. Некоторые будут абсолютно счастливы наличию крови в сочном куске предложенного мяса. Другие же предпочитают хорошо прожаренный стейк. Другими словами, они захотят получить полностью готовый автомобиль. Когда имеешь дело с клиентами, которые готовы отдать больше 100 тысяч долларов за машину, причем она иногда может быть пятой по счету Tesla, хочется верить, что они пройдут с вами через все испытания. Они не ждут, пока блюдо полностью приготовится. Они уже голодны.
Спецификации Tesla Model X (данные производителя):
Мощность электромоторов | 503 л.с. (задняя ось), 259 л.с. (передняя ось) |
Расположение двигателей | спереди и сзади |
Трансмиссия | односкоростная |
Время разгона с 0 до 100 км/ч | 3,2 сек. |
Максимальная скорость | 250 км/ч |
Тип привода | полный |
Масса | 2440 кг |
Количество мест | 2 + 2 + 3 |
Вместимость багажника | 2180 л |
Расход (эквивалентный) | 2,64 л на 100 км пробега по городу/ 2,61 л по трассе |
Стоимость базовой комплектации | $80 000 |
Стоимость тестируемой комплектации | $144 950 |