Через пару дней сменится очередной год, придется привыкать к цифре 2016 вместо 2015. Там, в новом году, нас ждет много событий, для водителей они будут и веселыми, и гадкими: новые законы, правила, запреты и разрешения. Не меньше, чем набралось за предыдущие 12 месяцев! Мы вспомнили, что интересного произошло в жизни автомобилистов в 2015 году и что ждет их после первой похмельной рюмки в 2016.
Мало вспомнить, о чем наболтали депутаты в Госдуме и транспортные чиновники в перерывах между обедом и играми на планшете, надо еще разобраться, что реально начало работать в уходящем году. А то, как водится, сначала дерзкий законопроект активно обсуждают, перебивая друг друга, а затем все плавно сходит на нет.
Было
Начнем с будущих водителей. Так, с сентября действуют программы переподготовки водителей, упрощающие получение прав какой-либо новой категории при наличии хотя бы одной действующей. К концу года подготовили усложнение экзаменов на права, включающее дополнительные вопросы и практические упражнения и другой принцип подсчета штрафных баллов. И все же реформа системы, начавшаяся еще в 2013 году, на практике пока не завершена, так что на будущий год накоплено немало новых идей. В качестве поблажки в столичных поликлиниках для получения водительской медсправки заработало «одно окно».
Экспериментировали в 2015 году и с обязательной страховкой. В апреле тарифы на ОСАГО выросли вкупе с увеличением территориальных коэффициентов, так что полисы подорожали на 40-60%. Зато в декабре выросли и выплаты, так как страховщики пересчитали стоимость автозапчастей. Полисы начали продавать через Интернет.
Продолжается «шорох» вокруг пьянства за рулем и агрессивного вождения в связи с суперпланом по борьбе с ростом аварий на дорогах — в этом году снова обсуждали различные кары и требования, которые пока так и не приняли, например, отбирать права на 20 лет или обязать начинающих водителей ездить не быстрее 70 км/ч или на только на моломощных машинах. Действительно работать с 1 июля 2015 года начала уголовная ответственность за повторную езду в пьяном виде и повторный отказ от проверки на опьянение, сесть можно на пару лет, заодно заплатив штраф в 30 тысяч рублей и лишившись прав, пешеходов обязали носить светоотражатели на одежде вне населенных пунктов, а водителей — в ряде случаев убирать за собой после аварии, в чем даже гаишники так до конца и не разобрались. Все изменения в ПДД — здесь на тарелочке. Также ГИБДД под конец года уговорила власти ввести скрытое патрулирование.
Продажи новых машин в связи с погодой и всеобщей экономической тоской вылетели в трубу, поэтому наше заботливое государство поспешило рынок поддержать льготными кредитами. Сначала до 31 декабря, а потом еще на полгода — до 30 июня 2016.
Не забывают власти, сговорившись с госкомпанией «Автодор», о монетизации асфальта — в этом году плату ввели за проезд еще по нескольким участкам трассы М4 «Дон» и трассы М11, в частности — с кучей недоумений — по дороге от Москвы до Солнечногорска. Немало шума устроила система взимания платы с большегрузов за «нанесение вреда федеральным дорогам» — «Платон», заработавший с 15 ноября и приведшая к акциям протеста дальнобойщиков. Испугавшись акций протеста, президент снизил штраф за неуплату сборов с 450 тысяч до 5 тысяч рублей.
Неслабо колбасило систему платных парковок в столице — в основном потому, что приходилось убирать дикарские недоработки нововведения: запрещать эвакуацию при водителе, упрощать возврат средств за незаконный увоз машины, да и вовсе приструнить эвакуаторщиков и запретить увозить автомобили с улиц без специальных табличек. Под конец года «зеленые крокодилы» притихли, эвакуаций стало меньше. Выпустили даже проект закона «О парковании», но ему, похоже, предстоит еще немало доработок. Под шумок платную парковку продолжили расширять, увеличивать тарифы и внедрять в других городах необъятной. Заодно штраф за парковку на газоне в Москве вырос до пять тысяч рублей.
Многие эксперименты начинаются со столицы нашей Родины, а затем распространяются и по другим городам.
В качестве эксперимента по ночам с ноября стоянку в платных зонах Москвы сделали бесплатной. А по воскресеньям и праздникам весь день парковаться можно безвозмездно — данный пилотный проект окончательно легализуют с начала нового года.
По удачному «стечению обстоятельств» в столице заработал «каршеринг» — краткосрочный прокат автомобилей, стоянку которых как раз оплачивать не надо. Под конец года вспомнили о таксистах, которым полагается беспрепятственно ездить по выделенке для общественного транспорта. Да и самим ОТ вроде как занялись, взяв под контроль маршрутки.
Чей-то родственник-программист в мэрии Москвы продолжил выпускать различные приложения для мобильных устройств, среди которых немало предусмотрено для автомобилистов. Например, появился «Помощник Москвы», якобы позволяющий стучать на нарушителей ПДД. А «Электронный атлас», альтернатива «Яндекс.картам», перестал работать через пару недель после запуска — главное, что бюджет освоен.
Продуктивно прошел год для столичного ЦОДД и камер фотофиксации. Последние научились следить за выездом на обочину МКАД, реверсивную полосу, за грузовиками на МКАД и ТТК. В следующем году они станут еще умнее. Активно осваивают технологии и власти Подмосковья, пробующие привлекать к созданию сети фотофиксации и частные инвестиции.
Будет
В начале января мы будем пожинать плоды экспериментов и решений конца 2015 года. Те же московские камеры научатся вылавливать автомобили без ОСАГО, карать за парковку на газонах, тротуарах и пешеходных переходах, а также следить за поворотной полосой. Также с 15 января должников приставы начнут лишать прав.
Хорошая новость для аккуратистов — с нового года тем, кто платит штрафы сразу (а именно в течение 20 дней), будет полагаться скидка 50%. ГИБДД выпрашивает новые алкотестеры, с помощью которых хочет проводить упрощенное освидетельствование на пьянку.
Законотворцам, вернувшимся с каникул, предстоит обсуждать много интересного, что они напридумывали в ажиотаже в уходящем году. Маловероятно, что хоть часть из этих горячечных фантазий сбудется, но грозят сажать за участие в дорожных конфликтах и серьезное превышение скорости, отправлять мести улицы за тонировку, завести в автошколах кабинеты наркологов, а пьянчуг с правами — отправлять на принудительное лечение.
Что ж, 2016 год обещает быть не менее насыщенным! Хорошо, что сейчас нам все по барабану, а в голове — только мысли о том, как встречать Новый год, куда завалился подаренный на прошлые праздники алкотестер и как с непривычки передвигаться по праздничным дорогам без пробок.