Испытание вездеходов ТРЭКОЛ-39041 и ТРЭКОЛ «Трофи». Море по колено
Море по колено и горы по плечо… когда едешь на вездеходе ТРЭКОЛ-39041. Четырехколесник на «пневматиках» с кузовом от уазовского «козлика» вымахал в высоту под два с половиной метра, из которых ровно 500 мм — дорожный просвет. Перспективный однообъемник ТРЭКОЛ «Трофи» на основе «буханки» еще выше: 2850 мм. Оба вездехода Drom.ru испытал на военном полигоне в подмосковных Бронницах.
Вездеход с кузовом от «козлика» с многочисленными модернизациями выпускается с 2006 года. Раньше кузова были брезентовыми, но сейчас их вытеснили цельнометаллические. Однообъемник с кузовом от «буханки» — новейшая разработка компании
Капотный ТРЭКОЛ замирает у светофора. «У этого экземпляра турбодизель Hyundai, мосты от военного УАЗа, с бортовыми редукторами, и колеса размерностью 1300х600», — говорит водитель-испытатель Андрей. — «Тормоза барабанные, но по заказу можно поставить дисковые. Такие, на мой взгляд, предпочтительнее…». Вездеход трогается с места, и неожиданно бодро разогнавшись до 60 км/ч, вливается в городской поток. «У импортных дизельных моторов 5-ступенчатая коробка передач, а у агрегатов «ЗМЗ» — 4-ступенчатая», — объясняет Андрей.
На протестированном нами вездеходе стоял 83-сильный турбодизель Hyundai D4BF от малотоннажного грузовичка Porter. Возможна установка более мощной версии этого мотора D4BH (100 л.с.). Кроме импортных агрегатов на ТРЭКОЛы ставят отечественные моторы ЗМЗ: инжекторные «406», «409», и все реже карбюраторный «четыреста второй»
Конструкция ТРЭКОЛа — симбиоз из покупных и оригинальных деталей. Все кронштейны, дисковый стояночный тормоз и «чулки» мостов для увеличения колеи подмосковная фирма изготавливает самостоятельно
На первый взгляд конструкция вездехода незатейлива. Уазовский кузов первой комплектации, состыкованный с рамой от «буханки» (она лучше подходит по длине), на выбор оснащают одним из четырех двигателей. Раздаточная коробка с индексом 33027 от полноприводного «Соболя» с межосевым дифференциалом и штатной блокировкой, а опционные дисковые механизмы рабочей тормозной системы — некий микст из уазовских и газовских узлов. С миру по нитке. Но в ТРЭКОЛе хватает и оригинальных деталей. Нижний периметр кузова с широкими крыльями, «чулки» мостов, дисковый стояночный тормоз, топливный бак, шины. Их по матрицам ТРЭКОЛа изготавливает волгоградская фирма «Волтаир Пром».
Три топливных бака (2 штатных по 35 л + оригинальный 60 л) общей емкостью 140 л, которых при среднем расходе в 17-20 литров солярки должно гарантированно хватать на 500 км. Распашная дверь багажного отсека не сочетается с подвесным лодочным мотором или водометом. Под навесные агрегаты используется кузов с откидным бортом
Дьявол кроется в деталях. Именно мелкие, на первый взгляд несущественные недоработки говорят о внимательности конструкторов к своему изделию. Если обследовать ТРЭКОЛ-39041 с лупой, можно прийти к неожиданному выводу: кто-то уже сделал это до нас. Мягкие экраны, прикрывающие двигатель от грязи, удобные подножки с фрикционной сверловкой и даже крышка бензобака с поводком, чтоб не потерялась. ТРЭКОЛ вообще оставляет впечатление толково сделанной вещи.
Впрочем, один серьезный прокол в конструкции вездехода все же есть. В задних дверных проемах отсутствуют ручки-поручни. Ведь машина высокая и забираться в нее непросто. Наш фотограф, пробираясь на задний ряд, интуитивно хватался рукой за среднюю стойку кузова: «Если дверь вдруг закроется порывом ветра, я останусь без пальцев!». Конструкторам на заметку!
Выгодное отличие ТРЭКОЛа от прочих вездеходов — привычные для каждого водителя органы управления
Кнопки «Л» и «П» на «бороде» центральной консоли — переключатели между топливными баками. Рычаг КПП на оригинальном подиуме. Перед глазами водителя цифровой тахометр. Кресла штатные — от УАЗика. В задней части салона не хватает ухватистой ручки
Знаете, что в ТРЭКОЛе поражает больше всего? Тишина в салоне. Конечно, уазовский кузов со сдвижными фрамугами пропускает много наружного «мусора», но механических шумов внутри — минимум. Ровно тарахтит 83-сильный дизелек, как-то по особенному мягко шелестят тонкостенные «пневматики» сверхнизкого давления. Трансмиссионные же шумы и вибрации до приподнятого на второй этаж кузова попросту не доходят. Правда, если на асфальте разогнать вездеход до максимальных 70 км/ч, тот начнет козлить, досаждая вертикальными колебаниями с частой амплитудой. Зато дорожные неровности растворяются в мягких шинах почти без остатка.
На асфальте, при давлении в «пневматиках» в максимальные 0,6 атмосферы, комфорт в салоне напрямую зависит от скорости движения. При 60 км/ч — тишь да гладь, но стоит поехать быстрее, и вездеход начинает подпрыгивать
«Обкатку проходят все без исключения машины», — говорит Андрей. — «100 километров по асфальту, затем проверка на пересеченной местности, и обязательный сплав на воде, чтобы убедиться в герметичности агрегатов. Сегодня тоже поплаваем!» Но сначала «пересеченка». Косогор с перегибом, крутой подъем с обязательным включением «понижайки», соскок с метровой ступеньки… Если шины цепляются за грунт, вездеход будет упорно двигаться вперед. В какой-то момент начинает казаться, что на просторах военного полигона просто нет преград, способных «заякорить» ТРЭКОЛы.
Однако бассейн с топкой и глубокой жижей капотный вездеход форсирует менее уверенно. Оригинальные шины ТРЭКОЛ-1300 с протектором в мелкую шашечку, предназначенные в первую очередь для снежной целины и болотистой местности, плохо справляются с грязевыми участками. По той же причине трудно выбраться из скользкой колеи с пологим краем. Если же понизить давление в шинах с «асфальтовых» 0,6, до 0,2 атм., то время на преодоление тех же преград уменьшается примерно вдвое. Но даже в этом случае вездеход продолжит буксовать и плужить передними колесами по глиняной колее. Решение есть — шины с развитыми грунтозацепами, которых в арсенале подмосковной фирмы аж три вида, включая универсальные. Правда, нам на подобных «дутиках» поездить не удалось.
Вездеходы комплектуют разными типами шин: от тонкостенных, сверхнизкого давления на грунт, до универсальных повышенной грузоподъемности
Для вездеходов, подобных ТРЭКОЛу, давление в «пневматиках» — важнейший фактор, влияющий на проходимость. Испытатели подмосковной фирмы рекомендуют «сдуваться» на тяжелых грунтах до «единицы» (0,1 атм.), а в особых случаях даже до 0,08 атм. Но не ниже! Иначе можно повредить покрышку. И обязательно «подкачаться» после преодоления сложного участка. Увы, централизованная подкачка шин, которая могла бы здорово облегчить жизнь водителю, в базовую комплектацию ТРЭКОЛа не входит. Есть лишь компрессор и шланг с манометром.
Чем ниже несущая поверхность грунта, тем меньше воздуха нужно оставлять в «пневматиках». При значениях в 0,2 атмосферы вездеход увереннее штурмует грязевые участки. Но наиболее разительные перемены в плавности хода: на тех же неровностях, где тебя нещадно подбрасывало, теперь лишь легонько покачивает. Надо только помнить, что руль необходимо поворачивать с упреждением. От первичной команды до отклика проходит добрая секунда. На месте баранку и вовсе не провернешь
Из трех испытанных нами вездеходов централизованной подкачки шин не было ни у одного. Меж тем возможность быстро подогнать давление в шинах под рельеф местности — ключевой момент, напрямую влияющий на проходимость. Тем более что данная опция не так дорога — 59 000 рублей. Если добавить «автоподкачку» в базовую комплектацию вездеходов, ее себестоимость будет еще ниже. Ведь в жизни никто не станет менять давление в шинах вручную по нескольку раз за поездку. Скорее всего, подберут средне-оптимальное значение, да так и будут ездить.
Лечь под «танк»? Ради красивого кадра наш фотограф Андрей Бак способен и на такое!
Испытания вездеходов ТРЭКОЛ-39041 и ТРЭКОЛ «Трофи» на военном полигоне в Бронницах. С комментариями отчаянного оператора
«Межколесные блокировки? Мы экспериментировали с «межколесниками», но отказались от их использования по двум причинам», говорят разработчики подмосковных вездеходов: «а) не устроила надежность данных узлов, б) возрастают нагрузки на основные узлы трансмиссии. Проще говоря, с осевыми блокировками велик риск порвать «раздатку». Хотя если клиент настаивает, установим на ТРЭКОЛы практически любое допоборудование. Был случай, когда заказчик пожелал оснастить вездеход откидными лобовыми стеклами… чтобы охотиться, не покидая салона».
Приводняется вездеход без «адреналина». Чуть притапливает переднюю ось, затем выравнивается и покачивается на водной глади словно поплавок
На воде газовать бессмысленно. Шины без лопастей обеспечивают слабую поступательную тягу и при частом вращении нагоняют перед собой бурун, который даже может толкнуть вездеход в обратном направлении. Наиболее уверенный ход на плаву достигается на третьей передаче и оборотах двигателя не выше 1100 об/мин
Зато способность плавать — при установке шин с высотой профиля от 1300 мм — заложена в капотные вездеходы на конструктивном уровне. Правда, на наш взгляд, «судоходство» ТРЭКОЛов лучше рассматривать как дополнительный бонус. Без подвесного мотора или водомета скорость машины на плаву не превышает 3 км/ч. И то по паспорту. На деле — раза в три медленнее. Пока Андрей в рамках испытательной программы переплывал небольшой водоем, мы с фотографом успели немного подмерзнуть.
Под три метра ростом, косая сажень в плечах… Ни одна фотография не в силах передать могущество этого вездехода. Красавец!
В отличие от модели 39041, посадка в «Трофи» не вызывает проблем ни у водителя, ни у пассажиров — спасибо конструкторам за многочисленные поручни. Да и достоинства однообъемного кузова переоценить сложно
Однообъемному ТРЭКОЛу «Трофи» на шинах меньшей размерности водные процедуры и вовсе противопоказаны. «Не утонет», — говорят испытатели, — «но с высоким центром масс и неоптимальной развесовкой у данной модели все-таки великовата вероятность «кораблекрушения». Вообще, показалось, что отношение специалистов фирмы к новому однообъемнику на основе «буханки» — как к ребенку «по залету». Судоходные качества — нулевые. Возможности на «пересеченке» из-за высокого кузова ограничены. Но заказы на грузопассажирские вездеходы есть, хотя на сегодняшний день продан всего один экземпляр.
Вездеход с высоким центром масс требует от водителя особой осторожности. ТРЭКОЛ «Трофи» так и хочется назвать двухэтажным
Впрочем, есть у «Трофи» и неоспоримые плюсы. Вместимость, ради которой и задумывался этот проект, возможность ремонта двигателя и иных узлов прямо в салоне вездехода — в тепле! Бескапотная компоновка, позволяющая отслеживать обстановку перед собой до последнего сантиметра — тоже немаловажный фактор для вездехода. Наконец, ТРЭКОЛ «Трофи» просто классно выглядит! Впрочем, внешность для утилитарной машины — дело десятое. Первостепенная задача подобного вездехода — доставка людей и грузов в труднодоступные районы.
Как по заказу! В ходе испытаний на одном из вездеходов выявилась неисправность тормозной системы — выдавило рабочий цилиндр. Пока испытатели устраняли поломку, мы сгоняли на ближайшую заправку за тормозной жидкостью
Знают в фирме ТРЭКОЛ и о вездеходе «Шерп», который Drom.ru испытал еще прошлой зимой. К конструктору Алексею Гарагашьяну и его детищу здесь относятся с уважением, и даже признают выдающуюся проходимость питерской машины. Но конкурентом ТРЭКОЛам не считают. Подмосковные вездеходы универсальнее. Если по асфальту «Шерп» может передвигаться лишь на прицепе, то ТРЭКОЛы способны ездить по всем типам покрытия своим ходом. Ну и, конечно, цена: от 1 630 000 рублей за модель «Трофи», и от 1 840 000 за капотный 39041. Стандартный «Шерп» с тентованным кузовом обойдется минимум в 3 750 000 рублей. Но главный ТРЭКОЛовский козырь — широкая линейка моделей и модификаций, включая флагманский шестиколесник с оригинальным стеклопластиковым кузовом — ТРЭКОЛ-39294. Об этом вездеходе мы расскажем в другой раз.
Имя ТРЭКОЛ расшифровывается как «ТРанспорт ЭКОЛогический»
Технические характеристики ТРЭКОЛ-39041 и ТРЭКОЛ «Трофи» (данные производителя):
ТРЭКОЛ-39041 | ТРЭКОЛ «Трофи» | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Микроавтобус (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 8/4 |
Двигатель | ||
Тип | Дизельный, с турбонаддувом (Hyundai D4BF) | Бензиновый (ЗМЗ-4091.10) |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2476 | 2693 |
Мощность, л. с. при об/мин | 83/н.д. | 125/н.д. |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 196/н.д. | 219,5/н.д. |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | 5-МКПП | 5-МКПП |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4380х2540х2470 | 4370х2540х2800 |
Клиренс, мм | 500 | 490 |
Снаряженная масса, кг | 1950 | 2200 |
Грузоподъемность на плотном грунте | 450 | 800 |
Грузоподъемность на слабонесущем грунте и на плаву | 350 | 450 |
Объем топливного бака, л | 148 | 77 |
Шины | ТРЭКОЛ, бескамерные, сверхнизкого давления | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 70 | н.д. |
Стоимость, руб. (по состоянию на сентябрь 2016 года) | ||
Базовая версия | 2 260 000 | 1 630 000 |
За кадром
Машинки, танчики, самолетики… Даже в 40 лет мужик с технической жилкой остается ребенком! По ходу этого теста особенно помолодел наш фотограф, «расстрелявший» из своего Кэнона все движущиеся объекты в округе. Андрей, конфетку будешь?!
Другие статьи из раздела «Вездеходы»
85143
159
Шестиколесный вездеход от НИИКА: Бурка за свой счет
94739
190
Тест-драйв вездехода «Шерп». Шерпанутый
122078
118
Репортаж Drom.ru с выставки «Вездеход-2014»
105969
191
Тест-драйв 12-колесного вездехода. Крылат ли Пегас?
48756
38
Сделал сам. Уникальные вездеходы штучного производства
поделиться