Погода в этом году не устает удивлять. Дождливое лето и короткая осень закончились настолько ранним приходом зимы, что вовремя переобуться не успели даже те, кто всегда это делал заблаговременно.
Все ближе тот день, когда власти утвердят штраф за использование покрышек не по сезону. Как именно будет реализован контроль, и какие границы лета и зимы установят законотворцы, пока непонятно. Поможет ли новая санкция уменьшить количество аварий с участием нерадивых автомобилистов? Мы надеемся, что положительный эффект будет. А пока предлагаем освежить знания о том, когда нужно менять шины, и как следует их хранить.
Эксперты сходятся во мнении, что переобувать машину стоит, как только среднесуточная температура держится на уровне плюс 5-7 градусов хотя бы неделю. Такая погода является оптимальной, так как при дальнейшем похолодании осенью высока вероятность выпадения снега и образования наледи.
Проще всего заблаговременно обзавестись двумя комплектами колес в сборе. Это самый дорогой вариант, ведь диски – удовольствие не из дешевых. Зато в перспективе автомобилист сможет сэкономить на шиномонтаже, да и отпадает необходимость зависеть от очередей за услугами профессионалов. Сменить колеса можно в любой удобный момент самостоятельно. Как правило, подобный способ более всего интересен людям, которые планируют использовать свой автомобиль как минимум года три-четыре. Еще один плюс: при продаже машины один из комплектов можно оставить в гараже и использовать на новом автомобиле.
Не стоит думать, что шины можно хранить, как угодно. От неправильного хранения автомобильная резина портится. Если покрышки надеты на диски, то их нужно сложить стопкой. Резину без дисков следует хранить вертикально. В противном случае владелец рискует испортить шины: при хранении на боку колесо может деформироваться, и его уже не удастся установить на диск. Сегодня масса организаций предлагает услугу сезонного хранения резины, но не везде эти несложные правила соблюдаются. Так что автомобилистам будет нелишне узнать, как лежат покрышки, а лучше собственными глазами увидеть склад выбранной фирмы.
Более бюджетный способ – покупка только зимних покрышек. В этом случае автовладельцу придется два раза в год посещать шиномонтаж и платить за полный комплекс услуг. Сегодня это редко стоит дешевле полутора тысяч рублей, поэтому стоит закладывать траты в размере как минимум 3000 рублей в год. Эксперты указывают, что частая перебортировка отрицательно сказывается на прочности и ресурсе шин. Подход с переобувкой дважды в год можно рекомендовать тем, кто ездит много и, соответственно, редко использует один комплект покрышек дольше трех лет.
Самый недорогой вариант, который понравится автомобилистам с низким достатком, — использование всесезонной резины. Правда, уверенно ездить на ней можно разве что в южных регионах, где снег вообще редкий гость. Для центральной же полосы (не говоря уже о севере) нашей страны, это решение весьма сомнительное. Но автомобилисты об этом не задумываются, ведь экономия на втором комплекте колес значительная, да и с наступлением холодом ничего не нужно делать. А в аварию, вполне вероятно, такие водители и не попадут.
Некоторые автовладельцы приспособились использовать один комплект зимней резины круглый год. Осенью они покупают четыре нешипованные покрышки, которые отлично отрабатывают зиму, а за жаркое лето мягкая резина окончательно изнашивается. К осени пора покупать новый комплект. Эту небольшую хитрость, как правило, используют владельцы полноприводных моделей. Опасность – в недостаточно хороших характеристиках зимних покрышек на горячем асфальте.
Разумеется, есть еще отдельная категория автомобилистов, которые уверены, что их уровень водительского мастерства позволяет проездить всю зиму на летней резине. Спешим их разочаровать: это не так. Коммунальные службы не в состоянии устранить все последствия снегопада за пять минут, также как и убрать наледь со всех улиц города. Да и дворы редко убирают до идеального состояния. Ну а, например, ледяной дождь превращает автомобиль на летних шинах практически в неуправляемый снаряд.
Вопрос, о котором уже многие годы спорят автомобилисты, заключается в том, какую резину брать: шипованную или нешипованную. Если не разводить пространную полемику и отбросить вопрос личных субъективных предпочтений, то рекомендация такова. Если зимой в вашем регионе царит мороз и падает много снега, то лучше «липучки» ничего не придумано. Однако если дома у водителя достаточно мягкий климат, температура регулярно опускается до околонулевых отметок, то шипы – это наше все. Представители компаний, производящих покрышки, отмечают, что при температуре — 15°C шины, как с шипами, так и без оных, будут вести себя на торможении примерно одинаково. Если мороз сильнее, то более эффективно поведут себя «липучки», если теплее, то шипы. Правда, все тесты проводились на голом льду, а зимой встречается еще много различных сочетаний асфальта, воды, реагентов, снега и льда.
Увы, следует констатировать: до того момента, когда все водители будут вовремя переходить на качественные шины, соответствующие сезону, наступит в нашей стране еще не скоро.