Скажите-ка, друзья, а доводилось ли вам отмахать несколько десятков километров по железной дороге? Согласен, дебильный вопрос… Тогда так. А в Заполярье? А по заброшенной? А без рельс? А на автомобиле? Во-о-от. А мне тут довелось. Сразу же после поездки на «Дастере», обутом в гусеницы вместо колес. И «виноваты» в этом сюрреалистическом опыте не забористые психотропные препараты, а компания Renault, в самом деле устроившая мероприятие под названием Duster Arctic Challenge.
Когда ты — производитель самого популярного кроссовера в России (и пятого по популярности автомобиля страны вообще), можно либо почивать на лаврах и впоследствии жестко обломаться, либо продолжать укреплять позиции. И коль скоро масштабный рестайлинг случился с «Дастером» лишь полгода назад (все, что нужно о нем знать, тогда подробно изложил наш главред), а продвигать продукт надо, российское представительство Renault решило малость сойти с ума. В хорошем смысле.
Вы, конечно, первым делом спросите: «Гусеничная версия, Мишенька, гусеничная-то как едет?«.
Не буду врать: в основном ради нее я в Заполярье и рвался, подкупом и шантажом выгрызая эту командировку у коллег по редакции. Только затем, чтобы вернуться в Москву с чувством щемящей неудовлетворенности. Нет-нет, не подумайте: гусеничные машины были, и даже две, только вот развернуться в полный рост нам не дали. Ни тебе серьезного оффроуда, ни удалого покорения двухметрового слоя «пухляка» со снежными фонтанами во все стороны и непременным «Полетом валькирий» на всю громкость. Обычная лесная дорожка, по которой на круглых колесах можно было бы переть ничуть не менее уверенно.
Кое-как вырулив с импровизированной парковки (диаметр разворота тут как у поезда), отправляюсь на маршрут. Суровая штука! И у обычного-то «Дастера» руль не самый легкий в мире, а тут как будто и вовсе нет никакого усилителя: нужна твердая рука. Еще и потому, что удары от кочек приходят на «баранку» жестко и безо всякой фильтрации. 1,5-литрового дизеля, который на «легковой» версии радует богатой тягой, здесь уже хватает впритык. С места вездеход трогается натужно, а выше третьей передачи переключаться нет никакого смысла: больше 50 с небольшим километров в час машина разогнаться не может, а расход топлива скачет где-то между дикими 20 и мозговзрывающими 25 литрами на сотню. Это на дизеле, напомню.
Но — прикольно. Сидишь высоко, глядишь далеко, временами специально цепляешь обочину, чтобы поднять с нее в воздух эффектное снежное облако, и задницей чувствуешь, что если не бросать газ, то машина способна угрести как угодно и куда угодно. Вот только проверить это не можешь. Как кататься на McLaren P1 по забитому двору двадцатиэтажки. В Зябликово. Зимой. Эх!..
Чтобы понять, как тяжело «Дастеру» на 80-килограммовых гусеницах, нужно полдня походить в бетонных ботинкахВыбор такого простенького маршрута на самом деле понятен: превращение обычного «Дастера» в непобедимый вездеход мы застали на середине процесса. Так, помимо румынских гусениц теперь есть и отечественные, от нижегородской компании «Спецавто», а российский офис Renault вовсю работает над корпоративным предложением для нефтяников, егерей и прочих нуждающихся в суперпроходимости персонажей. Но машина еще сыровата: гусеницы то и дело трутся о пластик (страдают в первую очередь уголки задних подкрылков и нижняя кромка переднего бампера), а насколько хватит стандартного «железа» — пока остается только гадать. Duster, конечно, штука весьма крепкая и надежная, но «лапти» весят по 80 кг каждый и нагрузку на трансмиссию и подвески создают немаленькую. Чтобы это представить, просто походите полдня в бетонных ботинках. Кстати, летом в Румынии одну гусеницу журналисты сумели-таки отломать…
Но потенциал-то есть: если концепцию довести до ума, получится настоящий трансформер для, например, охотников и рыболовов. Встал с утра пораньше, подхватил пару друзей, доехал с ними до дачи, переобулся в гусеницы (при определенной сноровке на это уйдет меньше часа) и махнул туда, куда ни один лифтованный-перелифтованный внедорожник не заберется. Единственная загвоздка — стоит комплект таких движителей у той же фирмы «Спецавто» около 300 тысяч рублей…
Впрочем, и стандартный Duster не лыком шит, в чем мы лишний раз и убедились.
Смотрите. Вот есть город Апатиты и город Мурманск. Первый — один из крупнейших в мире центров по производству фосфатного сырья, второй — тупо самый большой населенный пункт, стоящий по ту сторону полярного круга. И вот есть между этими городами дорога. Нормальная такая асфальтовая дорога, ровная, практически без фур. И что? И правильно: нафига по ней ехать? Прикольнее же обогнуть озеро Умбозеро с юга и вдоль восточного его берега добраться до города Ревда! Не того, который в Свердловской области и «первый город Европы», а до сравнительно немаленького поселения, расположенного промеж озер с романтичными названиями Сикир и Кривое.
Там даже дорога есть. Ну, просека. И дастеровская штатная навигация эту просеку знает. Путается, правда: карта тех мест нанесена крупными мазками, и в результате ошибки в пару сотен метров вы рискуете свернуть с одной глубокой снежной колеи в другую, неправильную. И вывалиться к живописной стояночке на берегу еще-какого-то-там-озера-бульдозера. Костровище с рогатинами, скамеечки, вот это вот все. Летом — кайф и комары. Зимой — безысходность и снежная целина. По которой Duster ожидаемо замечательно рубится: отправляем во временный отпуск ESP, блокируем межосевую — и гребем, гребем, главное газ не бросать. В целом наблюдения, выкопанные нами в грязи этой осенью, подтвердились: проходимость «Дастера» несколько превосходит прочность его пластикового обвеса.
Да-да, на паре машин снова послетали со своих мест бамперы, пусть и не так драматично. Кстати, с начала следующего года вы сможете заказать на свой кроссовер пакет Protection за 10 990 рублей. Это, не поверите, комплект дополнительной защиты: усиленные 16-миллиметровые сетки в переднем бампере, задние подкрылки, накладки на пороги, а также металлическая защита бензобака и заднего редуктора. Что про все это сказать? Внезапно выпрыгивающих из-под снега каменюк мы словили немало, но техника осталась жива-здорова. И хорошо.
Но черт с ним, со снежным проселком. Идет он себе, и пусть идет с миром. А мы в какой-то момент, подчинившись велению навигации, делаем «направо-наверх-налево» — и оказываемся на железной дороге! Да, бывшей. Да, без рельс. Но, мать ее, железной дороге! Со шпалами, неравномерно прикрытыми снегом, и случайным образом расставленными ямами глубиной в колесо. И это не очередной глюк кибернетического путеводного клубка, а задумка организаторов. Полста километров тряски, напевания соответствующей моменту песни группы «Пилот» (с той только разницей, что там — пешком по шпалам на юга, а тут колесами и в обратном направлении) и попыток не свалиться с узкой насыпи туда, откуда в обозримом будущем тебя никто не достанет.
Зачем? А затем что «Дастер» так может. Он маленький, легкий и гребучий: круче него в этом отношении разве что Chevy Niva и Suzuki Jimny. Вот только тут надо помнить, что в очной битве на асфальте и один, и другой сольют румыно-французско-российскому детищу всухую. Не надумайте лишнего: Duster вовсе не идеален и местами здорово раздражает. Например, ни с одним из трех моторов вам не удастся нормально существовать после 120 км/ч, а значит — мечты о дерзких обгонах на шоссе придется определить в ту же коробочку, в которую вы складываете деньги на BMW X5. По странному стечению обстоятельств как раз примерно до ста двадцати нормально работает и шасси: дальше кроссовер начинает рыскать, отчего езда становится интересной, интерактивной и стремной.
Спина по-прежнему молит о пощаде после пары часов беспосадочной езды (с этими креслами определенно надо что-то решать), климатическая система никак не может спасти окна от запотевания и обмерзания (либо печку надо выкручивать до упора, превращая салон в гибрид сауны и паровозного котла), а к отсутствию у логановского тахометра красной зоны и единству размеченной до семи с чем-то тысяч шкалы для дизеля и бензина привыкнуть, кажется, вообще невозможно. Зато не на шутку порадовала шумоизоляция: Duster на шиповке оказался ощутимо тише, чем свежеобновленная Toyota RAV4. Прям зачет.
А вообще, есть четкое ощущение, что видеть нам «Дастер» на первых строчках в чартах продаж еще долго, несмотря на все эти косяки. Как минимум до новой Chevy Niva, которая еще непонятно когда появится, появится ли вообще и сколько будет стоить. Но к тому моменту в Renault наверняка найдут чем ответить: если не полноценным вторым поколением, то какой-нибудь очередной безумной спецверсией. В конце концов, Duster пока еще не плавал и не летал. Да и по деревьям не лазал.
Технические характеристики
Марка | Renault |
Модель | Duster |
Год выпуска | 2015 |
Тип кузова | Кроссовер |
Объем двигателя | 1,6 |
Тип двигателя | Бензиновый атмосферный |
Привод | Полный |
Тип КПП | МКП-6 |
Руль | Левый |
Мощность | 114 |
Источник: cars.ru