Если вы не входите в шорт-лист богатеев Forbes или не работаете уборщицей в «Газпроме», то наверняка заметили некую нестабильность в национальной экономике. А что есть эта самая нестабильность? Все правильно — питательная среда для роста количества рецидивистов разного помола. Уже успели забыть, что на наших просторах с автомобиля могут стырить все — от дворников до КП? Мы напомним.
Курочка по зернышку
Казалось бы, ну что такого ценного в одном-двух стеклоочистителях, которые на каждом шагу предлагаются новыми по цене от пары фантиков и до тысячи рублей за бескаркасную щетку? Все просто. Коль ваши дворники метут уже не так усердно, то вместо того чтобы тратить пусть и небольшие, но кровно заработанные рубли, вы «обуваете» соседский автомобиль. Вроде и ущерб невелик, особенно если под руку попались классические каркасные девайсы, и ваш кошелек цел.
Риск, конечно, имеется. Во-первых, могут поймать с поличным. Тут уж как повезет: кто-то пожурит и отпустит, а другой эти дворники вам… Впрочем, не будем о грустном. А во-вторых, в следующий раз «обуть» могут и вас. Шутка ли: 2016 год еще толком не успел начаться, а если верить источнику «Интерфакса» в правоохранительных органах, на Ленинградке за одну ночь остались без щеток сразу шесть автомобилей. При этом полицейские добавляют не самую приятную деталь: доля иностранцев в подобном воровстве минимальна. То есть в самом деле ситуация в стране довела нас до того, что сосед ворует у соседа…
Помните, как в советском прошлом бережливые автовладельцы на каждой стоянке снимали щетки, а некоторые и вовсе надевали их только по погодным условиям? Вот недаром говорят, что история повторяется.
Села батарейка
В советском прошлом автовладельцу вообще приходилось туго. Так, утром подойдя к своему «жигуленку», он мог обнаружить, что нет, к примеру, аккумулятора. В те времена батарея стоила приличных денег, но хуже, что достать ее было чертовски сложно! Сегодня подобным промышляют в основном районные «тимуровцы», которым необходимо оживить их собственную «помойку». Хорошо, если они аккуратно вскроют жигулевскую дверь, но ведь могут и вынести стекло.
В эту же категорию можно занести воровство бензина. Разумеется, все современные автомобили способны противостоять любителям горючки: хитросплетения топливной горловины, сеточки-решетки, замки на лючках бензобаков — все это хорошая защита от дурака. Но, скажем, бак классической «Нивы» ничем не защищен: открыл, открутил, вставил шланг до упора и качай себе чужое топливо. При этом пионеры не гнушаются выжимать насухо чужие баки. Крышки горловины с замком помогают слабо — их можно сорвать обычной отверткой.
Спрос на красоту
Не менее историческая разновидность пионерского воровства — собирательство молдингов и не только. У каждого первого владельца Mercedes-Benz или BMW в 1990-е как минимум раз демонтировали все накладки по кругу плюс эмблемы. К слову, комплект декора на немецкую «пятерку» в кузове Е34 стоил до 100 долларов, на 124-й Mercedes-Benz чуть дороже.
В наши дни искусство съема декоративных элементов вновь набирает обороты, причем многие рецидивисты неслабо прокачались. Так, например, если сегодня одни тырят только накладки на омыватели фар, то другие полностью выпиливают аккумуляторным электролобзиком в бамперах форсунки, парктроники, рамки противотуманок и так далее, оставляя на их месте зияющие дыры. Все эти запчасти вкупе стоят приличных денег, страховое возмещение по каско в такой ситуации легко переваливает за сто тысяч рублей, особенно сейчас, так что спрос на них будет только расти.
Есть такие, кто не церемонится и снимает бампер вообще полностью. К примеру, подготовленной бригаде из двух демонтажников нечего не стоит оставить без передка Volvo XC90 первой генерации. Кстати, у этого кроссовера еще и фальшрадиаторная решетка снимается на раз, с этим справится даже школьник. Более того, в Интернете частенько всплывают истории несчастных автовладельцев, чьи машины буквально раздели догола, сняв целый ворох кузовных панелей (капот, передние крылья, двери).
Кина не будет
Наверняка хотя бы раз вы видели «слепой» Porsche Cayenne, в смысле без передней оптики. А дело все в том, что на немецком внедорожнике, как и на первом Volkswagen Touareg в кузове GP, передняя оптика демонтируется крайне легко и непринужденно: точный удар, и фара у вас в руках, осталось только перерезать пуповину проводки. На все — порядка 20 секунд, если не сильно спешить. Профит налицо: самый дешевый комплект б/у оптики на Touareg стоит от 20 000 рублей, все зависит от модели, комплектации и светового элемента, стоимость поддержанной оптики Cayenne может превысить 120 тысяч рублей.
Кстати, на прежней XC90 фары тоже частенько пополняют полицейскую статистику, но для их снятия потребуется все же открыть капот и отжать два фиксирующих элемента. В остальном, при должной сноровке, все те же считанные секунды и разбитое стекло в плюс к ущербу.
В топ-10 любимцев автомобильной оптики из-за конструктивных особенностей попали даже Mitsubishi Lancer и Pajero. У этих автомобилей, для того чтобы снять передние противотуманки, надо всего-то открутить по одному саморезу, фиксирующему накладки, и перед нами уже легкодоступные линзы.
Профильные форумы буквально переполнены целом ворохом идей по борьбе с отъемом оптики у населения. Есть варианты простые (дополнительная фиксация) и изощренные (автономная сигнализация на фары). Но как показывает практика, воришки совершенствуют свое мастерство быстрее, чем те, кто с ними борется…
В зеркало посмотри
Не менее быстрым и прибыльным считается воровство боковых зеркал. В зоне риска чуть ли не все автомобили: от советской «классики» до дорогих иномарок. Статистика говорит, что больше всего не везет владельцам японских автомобилей. Прут как сами зеркальные элементы, что не так страшно, так и зеркало целиком, ибо механизм электропривода зеркала тоже хорошо продается на рынке, плюс отлично расходятся декоративные накладки. Надо ли говорить, что частенько негодяи не церемонятся и вырывают поворотный элемент с «мясом», оставляя горе-владельцу только треугольные кронштейны крепления и пучок обрезанных проводов? Именно такая ситуация недавно приключилась с одним из наших коллег по редакции и его BMW 3 Series — зеркало пропало, да еще и дверь поцарапали.
Самый распространенный способ борьбы — гравировка VIN-номера на самой детали. Правда, нередки случаи, когда снимают зеркала даже с гравировкой — кто в темноте ее разглядит? В магазинах можно встретить металлические фиксаторы зеркального элемента в корпусе, но кто мешает ворам сначала оторвать зеркало, а потом уже в спокойной обстановке, сидя дома в тапочках, заниматься демонтажом? Доведенным до отчаяния автовладельцам ничего не остается, кроме как вешать послания с мольбами о пощаде. Вдруг повезет и сердце вора дрогнет?
Колесо-колесико
Представляете картину: вы утром выходите к своему автомобилю, а он в лучшем случае стоит на кирпичиках — жуть! Колесный воровской промысел стар как мир, их перли всегда. Сегодня любая машина на штатных литых дисках без секреток в группе риска, а если вы раскошелились на дорогое литье из списка дополнительных аксессуаров, то и вовсе пиши пропало. К слову, секретки не панацея, ведь на любой лом всегда найдется другой лом, но лишняя морока ворам ни к чему. Другое дело, если ценность дисков выше средней, вот тут-то можно и попыхтеть, подбираясь к вашим секреткам.
Более простая разновидность колесного воровства — кража запасок. Причем снимают как висящие на крышке багажника (Toyota RAV4, старые Hoda CR-V, Suzuki Grand Vitara и другие), так и те, что спрятаны под днищем автомобиля (Hyundai Santa Fe, Volvo XC90, KIA Sorento и т. д.). В первом случае все просто: рецидивист аккуратно отгибает декоративный колпак (реже ломает, так как и он хорошо продается) и далее откручивает как правило три гайки. Все, колесо больше вам не принадлежит. Владельцам Chevrolet Niva не повезло больше других, секретки их не обезопасят, так как в таком случае вор запросто может открутить колесо с кронштейном крепления, благо конструкция позволяет.
Во втором случае от преступника потребуется специальная подготовка: нужны специфический инструмент и знание матчасти. Зачастую болтающиеся под кормой запаски опускаются на землю специальным резьбовым механизмом, который можно привести в действие не только изнутри автомобиля. Простой самодельный инструмент, физическая подготовка — вуаля! — плюс одно колесо вам в карму.
Отдаточные числа
Вы будете смеяться, но коробка передач «Газелей» пользуется весьма неплохим спросом у автоворов. Да, мы ничего не перепутали. Да, это не шутка. А что вы хотели!? У «Газели» КП болтается ничем не защищенная, плюс клиренс позволяет спокойно под ней работать и без подъемника. Коробка крепится четырьмя гайками на 19 (иногда их не откручивают, а просто срывают, закручивая сильнее — так гораздо быстрее), снимаем кардан и крепление приемных труб, отсоединяем тросик привода спидометра, и КП наша.
Частенько владельцы устанавливают секретки вместо штатных гаек, но бывают случаи, когда это не помогает. В магазинах можно встретить металлические защиты, но и эта броня не всегда спасает от воровства. Единственный действенный способ — обварить гайки, чтобы их невозможно было открутить. Теперь КП защищена, а ее демонтаж возможен, только если есть под рукой болгарка.
Вместо эпилога
Самое печальное, что зачастую от посягательств на вашу собственность вы ничем не можете себя обезопасить. Защита от дурака сработает только от дурака, но далеко не все спецы по запчастям плохо соображают. Гаражи вскрывают, на стоянки пробираются, и хорошо, если у вас есть парковочная квитанция — в таком случае можно попытаться предъявить претензии руководству автостоянки. Выходит, сегодня наиболее эффективный способ защиты автомобиля — дополнительная страховка. Но ведь и там без жулья и откровенного обдирательства не обходится даже у именитых компаний…
Но попробуем закончить мысль на позитиве: согласитесь, кража одной-двух деталей с автомобиля лучше, чем его угон. Ведь наполовину полный стакан лучше, чем без стакана вообще.
Фото с сайтов Yaplakal.com, Drive2.ru, mazda-club.ru