F1: Азиатские повороты Гран-при Европы
Появление новой трассы в чемпионате «Формулы 1» сделало первенство длиннее, но вряд ли интереснее
Столица Азербайджана Баку впервые в своей истории принимала Гран-при «Формулы-1». Как бы Берни Экклстоун ни говорил, что гонки и политика несовместимы, он подыграл властям страны, дав бакинской гонке название «Гран-при Европы». Весь уикенд в разных частях Сети нет-нет, да и упоминали этот казус. Азербайджан у всех ассоциируется с Азией, хотя официальные лица говорят, что он находится на востоке Европы. Это была первая тема для разговоров в СМИ о «Формуле 1».
Вторая тема — наложение Гран-при Европы и самого масштабного и сложного состязания в современном автоспорте гонки «24 часа Ле-Мана». Многие обозреватели усомнились в случайности этого совпадения, так же, как и в его неизбежности. Об этом тоже говорила пресса целую неделю. В интервью в четверг г-н Экклстоун даже позволил себе поиздеваться над «Ле-Маном», спросив у журналистов: «А что это такое?».
Но гонка расставила все по своим местам, несмотря на мощнейшую пиар-компанию, запущенную промоутерами. Трасса оказалась весьма интересной, но, кажется, сделанной наспех. То, что потенциал у городского трека в Баку есть, показали гонки серии поддержки GP2. Просмотр таких напряженных и драматичных соревнований — одно удовольствие для зрителя. Но как раз гонки GP2 выявили критические недоделки на трассе.
Первая проблема случилась с устройством бордюров, закрепленных на асфальте в поворотах. Из них стали вылезать крепления и портить покрышки гоночных автомобилей. Чтобы исправить проблему, пришлось перенести квалификацию GP2. Также болид команды Williams пострадал от наезда на незакрепленную решетку кабельной трассы, которая проходит межу боксами и питволлом. Вряд ли FIA сама себя оштрафует за это и выплатит команде компенсацию, хотя болид из-за этого застрял в боксах весьма надолго.
Вторую проблему FIA решила «оригинально». Дело в том, что заезд на пит-лейн устроили крайне неудачно — во второй трети скоростного участка прямой старт-финиш, где возможны обгоны. Пилоты вынужденно пересекали сплошную белую линию, чтобы провести маневр. Но это путало: не понятно было, то ли машина едет на пит-стоп, то ли проводит обгон, и все это происходит на огромной скорости. Еще до гонки на это обратили внимание большинство спортсменов. Непонятно, почему «придворный» архитектор Герман Тильке нарисовал все это именно так, но еще более непонятно, почему FIA не обратило на это внимания, когда принимало трассу. В итоге «по желанию пилотов» гоночный директор «Формулы 1» Чарли Уайтинг принял «изящное» решение: запретить пересекать белую линию. То есть если болид всеми колесами находился по одну из сторон линии, обратно пересечь он ее уже не мог. Того, что кто-то из гонщиков станет жертвой этого «оригинального» решения, ждать долго не пришлось. Кими Райкконен (Ferrari) получил штраф в +5 секунд ко времени на финише. «Я не понимаю правило о пересечении черты, ты ничего на этом не выигрываешь. К сожалению, мне дважды приходилось ехать позади по целому кругу — один раз за „Заубером“ и один раз за „Хаасом“», — сказал пилот по окончании гонки.
Мусор на трассе — третья тема, которую обсуждает пресса и соцсети. Стала популярной картинка, где на болид все того же Кими Райкконена налип пластиковый пакет, едва не заблокировав воздухозаборник тормозов. Кими по радио жаловался на летящий мусор, но во время гонки сделать было уже ничего нельзя. Черту под инфоповодами подвели коты, прыгающие на трассу. Фото этого природного явления моментально облетело интернет. Справедливости ради надо отметить, что представители кошачьих не появлялись на трассе во время гонки.
Организаторы заявили, что трибуны могут принять 30 тыс. зрителей, но в интернете за несколько часов до гонки появилась информация о том, что в продаже еще есть все категории билетов. Действительно, трибуны не были заполнены, а балконы, выходящие на трассу, в основном пустовали. То есть как в Монако не получилось.
В общем, зрителей понять можно, и ход гонки это доказал. Насколько зажигательными были заезды GP2, настолько же скучно смотрелась гонка «Формулы 1». Скучно и предсказуемо. Если на старте и были какие-то изменения в пелотоне, то уже к 15-му кругу все стало более-менее ясно.
Единственной «капризной переменной» был Льюис Хэмилтон. Накануне он гулял по Баку с бульдогом, когда все остальные гуляли по трассе, а в квалификации приложил свой болид о барьер, допустив ошибку в пилотировании. Вряд ли прогулки связаны с его ошибкой, но уж больно забавное совпадение вышло. Льюис высказался критично о прогулках по трассе и отработке навыков на симуляторе. Все свободные заезды он провел блестяще, но в квалификации и гонке был «наказан». Вот и не верь после этого во Вселенский разум. По ходу гонки Хэмилтон прорывался со своей десятой стартовой позиции, и застрял на пятой. И делал он это довольно долго. Потом у него возникли какие-то проблемы с электроникой, которые ни он, ни штаб решить оперативно не могли. В итоге он так пятым и финишировал. Его напарник по команде Mercedes Нико Росберг стартовал с поул-позиции и сразу создал себе комфортное преимущество.
Вся компания доктора Марко фактически провалила уик-энд в Баку. Оба болида Toro Rosso гонку не закончили по техническим причинам, а Дэн Риккардо и Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) ничего не смогли противопоставить ни Ferrari, ни части болидов с двигателями Mercedes. То есть RBR не смогла реализовать преимущества хорошей квалификации.
Упущенную инициативу охотно подхватили Серхио Перес (Force India) и Вальттери Боттас на Williams. Перес вообще приехал на подиум из-за штрафа Райкконена и из-за того, что на Ferrari финского гонщика возникли неполадки, и он не смог оторваться от преследования. Кстати, Перес входит в число «открывателей» подиумов двух последних новых трасс. В первом Гран-при России на «Сочи Автодроме» он, так же, как и в Баку, стоял на третьей ступеньке подиума.
То, что за места на подиуме будут бороться Ferrari и Mercedes, было понятно даже при том, что Риккардо квалифицировался на первом ряду. Второе место Себастьяна Феттеля было предсказуемо, как и победа одного из пилотов Mercedes. Если бы у Хэмилтона не возникло проблем, борьба вышла бы несколько интереснее, и Серхио Пересу противопоставить было бы нечего.
А члены команды Sauber в свободное время смотрели «24 часа Ле-Мана» и болели за Камуи Кобаяши…
GP2: Артем Маркелов выходит в лидеры общего зачета, а у Сергея Сироткина заканчивается полоса неудач
Болиды серии GP2 уже второй раз за последние три недели пронеслись по улицам. Но если на предыдущем этапе это была трасса в Монако, известная всем, то в минувшие выходные гонщики познакомились с совершенно новой трассой в Баку.
Сергей Сироткин был в числе тех, кто быстрее и лучше адаптировался к поворотам незнакомого трека. В тренировке россиянин показал третье время, третьим же он стал и по итогам квалификации. Но таким результатом гонщик был не очень доволен.
Сергей Сироткин: «Это была не самая лучшая сессия. Я боролся с трафиком. Мне не удалось собрать быстрый круг. Когда вы находитесь на быстром круге, и вы застреваете позади другого автомобиля, это сбивает настрой, и вы потеряете концентрацию и гоночный ритм. Поскольку это новый трек, по которому пока мало информации, так что вы должны быстро адаптироваться, и это может быть сложно. Но не смотря на эти трудности, мы завоевали третью позицию, и это хороший задел на будущее. Я буду стартовать из первых рядов, и я приложу все усилия, чтобы стартовать хорошо».
Завал на старте первой гонки
Но старт у российского спортсмена хорошим, увы, не получился. Сергей не слишком удачно стартовал и оказался на шестом место. К счастью, российский гонщик избежал столкновения с участниками массового завала в первом повороте и смог продолжить гонку. Из-за аварии на трассе появилась машина безопасности, а после рестарта Сироткин и вовсе откатился в конец первой десятки.
Safety-car еще не раз появлялся на трассе из-за множества инцидентов с поврежденными и вылетевшими за пределы трека болидами. Сергей в такой непростой гонке сумел сделать главное. Российский гонщик сохранил в целости свою машину. Он избежал контактов со стенами и болидами соперников. Но это не означало, что Сергей перестал бороться. Используя любую возможность, Сироткин обгонял, обгонял, обгонял. Россиянин к последним минутам гонки сумел выйти на четвертую позицию, на предпоследнем круге, красиво обогнав Оливера Роланда, стал третьим, а за несколько метров до финиша слип-стримом прорвался на вторую позицию.
Сергей Сироткин прорывается на подиум
Автомобиль безопасности появлялся на трассе и во второй гонке. Но, как и накануне, Сергей смог сохранить свою машину. Стартовавший восьмым, Сироткин смог подняться до третьего места, правда, не так красиво и напористо, как в первой гонке.
Russian Time, несмотря на сложности, смогла записать прошедший Гран-при Европы в свой актив. Гонщики команды набрали в двух гонках 21 очко, и российская команда сохранила лидерство в чемпионате. Но сам гоночный уикенд сложился непросто. В квалификации Рафаэль Марчелло стал четвертым, а Артем Маркелов двенадцатым.
Артем Маркелов
В первой гонке оба гонщика без повреждений преодолели первый поворот, а после рестарта Марчелло смог вырваться в лидеры гонки. Артем после первых кругов начал прорыв с шестого места, но на восьмом круге Артур Пик, ошибившись на торможении перед четвертым поворотом, практически отправил россиянина в стену. Болид Маркелова получил повреждения, и россиянин вынужден был сойти. Марчелло не смог сохранить лидерство и пропустил вперед сначала Антонио Дживанацци, а потом Сергея Сироткина.
Во второй гонке итальянец не смог финишировать в очковой зоне, а вот Артем Маркелов завовеал важные очки, закончив гонку на пятой позиции.
Россиянин заработал шесть очков, но это позволило ему опередить Нормана Нато, который в Баку сошел в обоих гонках, и стать лидером чемпионата.
Следующий этап серии пройдет с 1 по 3 июля на трассе Red Bull Ring в Австрии
TCR: Михаил Грачев смог финишировать лишь в одной из гонок, а пилоты Craft-Bamboo LUKOIL делят первое место в личном зачете
Автоспортивная жизнь в минувший уикенд не ограничилась легендарной марафонской гонкой 24 часа Ле-Мана и Гран-при Европы на новой уличной трассе в Баку. На трассе в Ошерслебене прошел шестой этап гоночной серии TCR. И это был такой этап, о котором у Михаила Грачева из команды WestCoast Racing вряд ли останутся приятные воспоминания.
Гонщик из Омска квалифицировался на тринадцатом месте, но уже в первом повороте стал жертвой столкновения с соперниками и не смог добраться до финиша. Примерно по такому же сценарию развивалась и вторая гонка. На втором круге после контакта с Сеатом финна Антти Бури Хонда российского гонщика вылетела в гравий. Михаил смог вернуться на трассу, но добраться до финиша смог лишь на последнем месте с отставанием в два круга.
И в первой, и во второй гонках хватало борьбы, в том числе и контактной. Гонщики отчаянно и атаковали, и защищали позиции. В первую гонку добавил сложностей и дождь, пошедший во время заездов. Но несмотря на мокрую трассу никто из гонщиков не переобулся в дождевую резину. Судьи же к борьбе относились достаточно либерально, приняв к расследованию некоторые инциденты, но так и не вынеся по ним ни одного решения. С такой точкой зрения согласен и гонщик команды Craft-Bamboo LUKOIL Сергей Афанасьев: «Мне кажется, в некоторых моментах судьи были излишне добры к участникам, и чтобы сохранить интригу в чемпионате, не торопились применить наказание, но тем не менее мы выжили в этих жестких сражениях и принесли команде много очков».
Коварный первый поворот
Гоночный уикенд хоть и закончился для команды на красно-белых Сеатах позитивной нотой, начинался совсем не радужно. Лучшим из команды квалифицировался Джеймс Нэш — третьим, Сергей Афанасьев занял пятое место на стартовой решетке, Пепе Ориола стал в квалификации восьмым. Воскресным утром на машине испанца сменили мотор из-за технических проблем, которые начались еще в Австрии.
Жертвами инцидента в первом повороте немецкой трассы стали Пепе Ориола и Сергей Афанасьев. Их машины откатились в конец первой десятки. Слетанной парой красно-белые Сеаты стали прорываться наверх, обгоняя соперников одного за другим. Во время одного из таких обгонов произошел контакт машин Ориолы и Бури. Пепе, вылетев за пределы трассы, врезался в стену из покрышек, однако смог вернуться на трассу и финишировать десятым.
Сергей продолжил свой прорыв одиночестве и к концу гонки смог выйти на четвертое место вслед за своим напарником Джеймсом Нэшем. В таком порядке гонщики и финишировали.
Поскольку Пепе Ориоле очень сильно были нужны очки в личном зачете, он решительно бросился в погоню за стартовавшим первым Дэвидом Каджая и на втором круге смог обогнать его в борьбе за лидерство.
Нэш опять сумел пробиться на третье место, а Сергей Афанасьев снова стал четвертым. Он надежно прикрыл позицию напарника от отчаянных атак идущего пятым Мато Хомолы. А вот Джеймсу не удалось догнать идущего вторым Душана Борковича. В итоге Пепе Ориола уверенно выиграл вторую гонку немецкого этапа серии.
Слетанная пара
Набранные очки позволили Ориоле и Нэшу занять первую строчку в личном зачете. Со 145-ю очками они возглавляют таблицу первенства пилотов. Сергей Афанасьев сохранил седьмую позицию. Российский гонщик позитивно оценил итоги прошедшего этапа: «Теперь в командном зачете у нас комфортное преимущество. Не значит, что можно расслабиться, однако всегда приятно иметь запас на случай непредвиденных событий. Два четвертых места позволили мне почти догнать по очкам бывшего пилота Формулы 1 и одного из прошлогодних фаворитов, Джанни Морбиделли. А от него чуть-чуть и до Стефано Комини, действующего чемпиона TCR. Они будут моей целью в следующих гонках».
Сумеет ли Сергей реализовать свои планы, болельщики смогут узнать уже через две недели, когда гонщики приедут на трассу SochiAutodrom, где с 1 по 3 июля пройдет совместный этап TCR и РСКГ.