Гоночный уикенд Формулы 1 на австрийской трассе Red Bull Ring в Шпильберге был неровным, довольно опасным, но в итоге весьма интересным. За три дня произошло столько событий, что, кажется, судьям, командам и пилотам еще долго придется разбираться в их чехарде.
Главной темой, безусловно, стали новые поребрики, уложенные на автодроме перед началом этого уикенда — позади уже имеющихся. Вторая линия была сделана с отрицательным уклоном, а следующая, желтых овальных, вообще имеет высоту в 10 сантиметров. Аналогичные же установлены в Абу-Даби, чтобы пилоты соблюдали пределы трека.
И те и другие за время уикенда неоднократно становились причиной аварий не только в Формуле 1, но и в гонках поддержки GP2 и GP3 (об этом можно будет прочитать в соответствующих обзорах на нашем сайте).
Началось все в пятницу во время свободных практик, когда из-за наезда на поребрики Макс Ферстаппен раскрошил носовой обтекатель автомобиля, а затем сломал подвеску, а на третьей свободной практике в субботу та же участь постигла и Нико Росберга, в результате чего он сильно разбил машину. Во время замедленного повтора было видно, как на Mercedes лопается задний левый треугольник подвески, и автомобиль отправляется в неконтролируемый полет.
Похожая ситуация происходит во время квалификации у Даниила Квята, когда он также теряет машину из-за сломанной по непонятной причине подвески. Что же произошло у двух болидов Mercedes и Toro Rosso, будет еще изучаться, но факт, что причиной этому послужили новые поребрики, уже ни у кого не вызывает сомнения. Тем не менее главный гоночный инженер Toro Rosso Фил Чарльз так отреагировал на инцидент: «Нередко самый, казалось бы, очевидный вывод о причинах произошедшего в итоге оказывается неверным. Так что я прошу прощения, если пока высказываюсь слишком неопределенно…».
Еще одной жертвой квалификации стал Карлос Сайнц, но здесь причина его схода кроется во взорвавшемся двигателе. Дабы избежать штрафных позиций, на его машину вместо нового мотора на гонку был установлен предыдущий, а вот Даниилу Квяту и Нико Росбергу штрафов избежать не удалось. Нико получил +5 позиций на старте за замену коробки передач, а Даниил должен был стартовать двадцатым.
В ходе обсуждения новых поребриков мнения гонщиков кардинально различались. Пострадавшие считали, что виной тому именно новая конструкция этих элементов покрытия, те же, кто благополучно избежал проблем, предлагали воспринимать поребрики так же, как и бетонные блоки в городских гонках: просто держаться подальше. Но, по словам нескольких пилотов, в отличие от бетонных блоков новые поребрики далеко не всегда хорошо видны. Чарли Уайтинг, кажется, также придерживается мнения, что ситуацию с поребриками нужно менять, по крайней мере, он обещал с этим разобраться.
Тем не менее у реконструкции трассы в Шпильберге есть и свои положительные стороны. Например, новый состав асфальта и тот факт, что первая линия поребриков стала ниже, позволили развивать более высокие скорости. Таким образом рекорд трассы, установленный Михаэлем Шумахером в 2003 году (1.08.337), в этот раз был неоднократно побит — сначала Росбергом, потом Феттелем, а в итоге лучшее время круга показал во время квалификации Льюис Хэмильтон: 1.06,228.
В итоге квалификация принесла много сюрпризов. Росберг сумел хорошо квалифицироваться на отремонтированном автомобиле, уступив лишь Хэмильтону, но из-за замены коробки стартовал седьмым. По той же причине был оштрафован и Себастьян Феттель, также на пять позиций до девятого места. Еще трое пилотов — Фелипе Наср, Джолион Палмер и Рио Харьянте были наказаны потерей трех позиций на старте за то, что недостаточно замедлились в зоне действия желтых флагов. Благодаря этому Квят стартовал 18-м.
Фелипе Масса был вынужден стартовать с питлейна, т.к. у него обнаружили структуральный дефект нового заднего антикрыла и решили заменить на старое, а для этого требовалось вмешаться в режим закрытого парка.
Большим сюрпризом стал пятый результат Дженсона Баттона, а из-за штрафов Росберга и Феттеля он начинал гонку вообще с третьей позиции. Хюлькенберг, который во время дождевой квалификации показал третий результат, также переместился вверх, на первую стартовую линию. Но, пожалуй, главным сюрпризом стало 12-е время Паскаля Верляйна (Manor). Это был лучший результат за всю историю команды. Сам Верляйн сказал, что во многом ему помог дождь, и вряд ли он сумеет оказаться столь же конкурентоспособным посуху. И, конечно, он не мог предвидеть, как закончится для него этот Гран-при…
К воскресному старту трасса успела уже высохнуть после утреннего дождя, но помня об авариях, связанных со «злыми» поребриками, гонщики не рисковали, и старт прошел довольно гладко.
Однако уже на третьем круге машина Даниила Квята останавливается по техническим причинам и больше на трассу уже не возвращается.
Сам Даниил так прокомментировал свой сход: «У нас были проблемы с электроникой, но что случилось конкретно, я не знаю. Не думаю, что меня преследует злой рок, просто такие периоды случаются».
По ходу гонки необычная с точки зрения распределения позиций стартовая решетка понемногу начинает принимать традиционный вид. Росберг и Ферстаппен прорываются вперед, не отстают от них две Ferrari Феттеля и Райкконена.
Однако уже во время первого пит-стопа происходит смена лидера: из-за заминки во время замены шин теряет время Льюис Хэмильтон и возвращается на трассу уже позади Росберга.
Первая авария происходит на 27-м круге, когда у Себастьяна Феттеля, до последнего оттягивавшего пит-стоп, взрывается заднее правое колесо, и его Ferrari уходит в стенку. Однако пилоту хватает мастерства избежать страшного удара, так что столкновение с бетонным пит-воллом происходит по касательной и заканчивается без особого ущерба для машины.
На трассу выходит машина безопасности и дважды проводит пелотон по пит-лейну, чтобы на трассе в этом месте успели убрать обломки. Рестарт дали через 5 кругов.
После рестарта пилоты продолжали осторожничать, и правильно делали: сломанная подвеска и неконтролируемый вылет вряд ли кому были нужны. Поэтому вся борьба и все обгоны происходили внутри трека. Так продолжалось довольно долго, Росберг и Хэмильтон по очереди показывали лучшие времена, но на общей диспозиции это никак не отражалось. В результате во время второго пит-стопа у Льюиса вновь происходит заминка, он снова теряет время, однако возвращается на трассу на soft — в отличие от Нико, которому ставят supersoft. Хэмильтон задает по радио вопрос своему гоночному инженеру о причинах такого решения и получает в ответ, что он считает, «что именно такая тактика будет правильной». Как показали последующие события, он не ошибся.
За время пит-стопов на первую позицию вышел Макс Ферстаппен, однако он находился на старой резине, поэтому возвращение позиций Мерседесами было лишь вопросом времени.
К сожалению, к финальной части гонки у пилотов начались технические сходы. Сначала вернулся в боксы Фелипе Масса, затем, буквально за ним следом — Алонсо и Хюлькенберг.
Все самое интересно стало происходить за два круга до финиша. Soft Льюиса Хэмильтона и впрямь начал работать намного лучше резины Росберга, и дистанция между ними начала резко сокращаться. Хэмильтон несколько раз предпринимал попытки атаки, и, наконец, смог пойти на обгон даже без использования преимущества DRS. На входе в поворот Росберг врезается в его машину и в результате теряет переднее крыло, а как следствие, и сразу несколько позиций.
В это же время происходит еще одна авария, на этот раз довольно серьезная. Из-за проблем с тормозами в третьем повороте в отбойники вылетает Серхио Перес, над вторым сектором вывешивают желтые флаги.
Сразу после гонки судьи объявили о расследовании действий Росберга, а неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда сообщил, что у Росберга были проблемы с тормозами, однако «если бы я знал, что мои тормоза не работают как следует, я бы не стал бороться так жестко, как он. Так что, по моему мнению, Нико виноват немного больше, чем Льюис».
Тото Вольф был не столь дипломатичен в своих оценках и даже пригрозил пилотам командной тактикой: «Ради болельщиков мы должны позволять гонщикам соперничать, но если каждая гонка будет заканчиваться авариями между напарниками, нам это не нужно». Напомним, что совсем недавно подобная же ситуация возникла во время Гран-при Испании, когда оба Мерседеса вышли из игры уже в самом начале из-за обоюдной аварии. В этот раз последствия были чуть легче, но команда все равно лишилась столь важных очков.
В итоге по решению стюардов Росберг был оштрафован за происшедшее 10-ю секундами, которые, правда, никак не отразились на результатах гонки. «Они обвинили меня в происшедшем, что неправильно. Я уважаю их решение, но сам придерживаюсь другого мнения. Однако это мне не помогло», — прокомментировал спортсмен решение судей в видео, размещенном на фейсбуке.
Кстати, многие спортсмены приняли сторону Льюиса Хэмильтона. Например, тот же Роб Хафф, чемпион мира по турингу, спортсмен, выступавший прошлые сезоны за команду Lada Sport в WTCC, так прокомментировал ситуацию в своем блоге: «Отвратительная реакция болельщиков Росберга, которые освистали Хэмильтона на подиуме. В аварии 100% вина Роса, особенно если его предупредили, что у него проблема с тормозами. Он далеко проехал в повороте, не тормозил, не повернул, и эта странная реакция у Лауды… Не перестаю думать, что в Мерседесе очень стараются, чтобы титул в этом году достался Росбергу».
В результате после Гран-при Австрии отставание Хэмильтона от Нико Росберга сократилось до 11 очков.
Но итоги Шпильберга намного больше, чем первое место Льюиса и четвертое место Нико. Вторую ступеньку подиума занял Макс Ферстаппен с еще одним прекрасным результатом, а на третье место, благодаря все тому же Росбергу, поднялся Кими Райкконен. Не менее удивительный результат показали Дженсон Баттон, финишировавший шестым, и Паскаль Верляйн, неожиданно для самого себя и всей команды заработавший первый балл для Manor.
Результаты гонки
Место | Пилот | Команда | Отставание | Пит |
---|---|---|---|---|
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 2 | |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +5.719 | 1 |
3 | К. Райкконен | Ferrari | +6.024 | 1 |
4 | Н. Росберг | Mercedes | +16.710 | 2 |
5 | Д. Риккардо | Red Bull | +30.981 | 2 |
6 | Д. Баттон | McLaren | +37.706 | 2 |
7 | Р. Грожан | Haas | +44.668 | 1 |
8 | К. Сайнс | Toro Rosso | +47.400 | 1 |
9 | В. Боттас | Williams | +1 круг | 2 |
10 | П. Верляйн | Manor | +1 круг | 2 |
11 | Э. Гутьеррес | Haas | +1 круг | 2 |
12 | Д. Палмер | Renault | +1 круг | 2 |
13 | Ф. Наср | Sauber | +1 круг | 1 |
14 | К. Магнуссен | Renault | +1 круг | 2 |
15 | М. Эриксон | Sauber | +1 круг | 2 |
16 | Р. Харьянто | Manor | +1 круг | 2 |
17 | С. Перес | Force India | +1 круг | 2 |