Подмосковный этап DTM завершил в этом сезоне календарь гастролей европейских чемпионатов в России. Сезон был насыщенный, хоть и не настолько, как в прошедшие годы. Однако у зрителей была возможность оценить и поболеть за российских спортсменов и на Формуле 1, и на чемпионате по мировому турингу (WTCC), и насладиться красотой автомобилей из Маранелло на Ferrari Racing Days.
В немецком кузовном чемпионате в этом сезоне, к сожалению, российские спортсмены не участвуют. Единственным россиянином в DTM два года назад стал Виталий Петров, который выступал на автомобиле Mercedes в течение 2014 года. Тем не менее это не помешало приехать на подмосковный автодром Moscow Raceway более чем двум с половиной десяткам тысяч зрителей.
DTM — серия не только зрелищная. Эти автомобили дарят также и огромное удовольствие своим звуком — громким, мощным и низким. Одни только перегазовки при торможении для построения на стартовой решетке (в тишине они больше напоминают выстрел из мелкокалиберной пушки) заставляют вибрировать все внутренние органы.
Moscow Raceway, с точки зрения пилотов DTM, трасса интересная, однако все отмечают недостаточное количество зон для обгона, что в конечном итоге сказывается на зрелищности гонки. Уже после первого круга пелотон растягивается по трассе, и острых моментов в итоге оказывается не слишком много. Однако в этот раз субботняя гонка была любопытной из-за сильного дождя, а в воскресенье общий градус интереса сильно поднимал Эдо Мортара на Audi, который прорвался с 17-го места на гриде на 6-ю позицию на финише.
DTM сезона 2016
Для понимания процесса коротко расскажем основные моменты и правила, действующие в этом сезоне.
Автомобили
С прошлого года никаких технических изменений с автомобилями не произошло. В чемпионате традиционно участвуют три производителя — Audi (Audi RS5 DTM), BMW (BMW M4 DTM) и Mercedes (Mercedes-AMG C63 DTM). Тем не менее командам разрешено применять различные настройки автомобиля в рамках регламента, чем все и занимаются. Таким образом машины немного совершенствуются, что также слегка сказывается на их временах круга. По словам Аугусто Фарфуса, пилота BMW, являющегося также лицом бренда Shell (его автомобиль расклеен в цветах бренда), эта разница составляет порядка 0,2 секунды с круга, однако для пилотов, которые едут в секунде друг от друга, и эта разница является существенной.
Зачеты
В DTM существует три зачета: личный зачет, титул в котором получает гонщик, набравший по итогам сезона большее количество очков; командный зачет — здесь титул достается команде, два гонщика которой набрали в сумме максимум очков; и зачет производителя — здесь титул приносят первые 6 пилотов, финишировавших в Топ-10.
Шины
В этом пункте регламента в этом году произошли изменения. Шинная стратегия в DTM отменена, отныне все ездят на стандартных шинах, которые делятся на сухие и дождевые. На уикенд каждому гонщику положено шесть комплектов резины, которые он может использовать как и когда пожелает.
Другие нюансы регламента
Изменения этого сезона коснулись в основном двух важных моментов: системы весового гандикапа и правил активации DRS, которая DTM также существует.
По довешиванию автомобилей расчеты теперь производятся по результатам квалификации к каждой из двух гонок уикенда, а не по результатам гонок. И довес теперь не может составлять более 20 кг, а потеря в весе не может быть более 15 кг. Итого общая максимальная разница — 35 кг.
Что касается DRS, то здесь было решено сократить количество возможностей его задействовать. Раньше ограничений не было, а теперь это конечное число, которое не может превышать 3/2 от общих кругов в гонке. То есть если в гонке условно 40 кругов, то число инициации DRS составляет не более 60 раз. Так же, как и в Формуле 1, активировать регулируемое крыло можно только в том случае, если пилот находится не более чем в секунде от соперника.
Необходимо также напомнить, что субботняя гонка длится 40 минут и проходит без пит-стопов, а вот в воскресенье спортсмены участвуют в часовом заезде с одним обязательным пит-стопом для смены колес.
Гонки
Уикенд на подмосковной трассе принес две совершенно разные по своим условиям и характеру гонки и победный подиум двум разным производителям. К дождевой субботе лучше всего оказались подготовлены в Mercedes, чьи пилоты завоевали первые четыре места в общем зачете. А вот воскресенье принесло также победный триумвират автомобилям BMW. И ни разу на подиум не поднимались спортсмены, представляющие Ингольштадт, хотя именно они и демонстрировали в течение двух дней лучшие показатели скорости.
В субботу гонка началась под автомобилем безопасности. Зрители, которые рассчитывали на зрелищный старт, слегка разочаровались. Хотя дождь и был довольно сильным, тем не менее на других трассах это не является помехой для нормального старта.
Любопытно, но старт под сейфити-каром связан с одним очень простым моментом. Как рассказал Аугусто Фарфус, произошло это потому, что перед DTM не было других соревнований: гонки поддержки выходили на трассу уже после немецкого чемпионата. А это значит, что разогнать скопившуюся на покрытии воду было некому, так что пилоты делали это сами, возглавляемые автомобилем безопасности в течение трех кругов.
Субботнюю гонку выиграл канадский пилот Роберт Уикенс, и на тот момент он возглавил личный зачет пилотов. Второе место досталось экс-пилоту Формулы 1 Полю Ди Реста, третьим стал Гари Паффет, который стартовал в гонке с поул-позиции.
Лучшим пилотом Audi стал Маттиас Экстрем (5-е место), а Максим Мартан на BMW стал лишь шестым.
Любопытно, что в гонке, несмотря на тяжелые погодные условия, сумели финишировать все автомобили. И даже вылет на 10-м круге Эдо Мортары не оказался проблемой для пилота: очень быстро он сумел вернуться на трассу и продолжить борьбу.
В итоге после дождливой субботы результаты зачетов стали еще плотнее. В командном зачете продолжали лидировать Audi, в зачете производителей с отрывом в 5 очков вперед вышел Mercedes, а в личном зачете возглавил список лучших пилотов Роберт Уикенс (Mercedes). В трех очках позади него находится Марко Витман (BMW), а в четырех — Джейми Грин (Audi).
Воскресенье оказалось сухим и в меру теплым, что создало практически идеальные условия для гонки. Квалификация второго заезда продемонстрировала, что посуху у баварского производителя шансов на победу намного больше. Поул-позиция досталась Марко Виттману, чемпиону 2014 года, а второе место на старте завоевал Том Бломквист. Третье время в квалификации продемонстрировал Максим Мартан, но так как после вылета и аварии на квалификации механикам пришлось нарушить режим закрытого парка, чтобы починить автомобиль, Мартан стартовал с последнего места, а третью строчку занял Роберт Уикенс.
В ходе гонки было много позиционных перестановок, и только два первых места остались без изменения. Третьим на подиум приехал также пилот BMW Бруно Спенглер. И если в субботней гонке все четыре первых места были оккупированы Мерседесами, то тот же расклад случился и в воскресенье, но для BMW. Четвертым стал Аугусто Фарфус.
Эдо Мортаре не хватило сотых долей секунды, чтобы финишировать пятым. Его борьба за позиции достойна отдельного упоминания, потому что за 60 минут гонки он сумел отыграть 11 позиций, что для чемпионата DTM поистине выдающийся результат.
По итогам уикенда зачет пилотов возглавил Марко Виттман, опережая Уикенса на 12 очков, а Джейми Грина — на 26.
Следующий этап DTM состоится на Нюрбургринге 9-11 сентября.
Интересные факты:
– каждый болид стоит 1,5 млн евро;
– на каждую гонку DTM из Германии едет цистерна бензина Aral Ultimate 102, который все команды покупают прямо в паддоке;
– масло можно заливать любое. Кстати, BMW с ракушкой на капоте (масло Shell) поставил рекорд этапа, разогнавшись до сотни за 2,7 секунды;
– фары хоть и светятся, но не имеют ничего общего с настоящими — это просто карбон с диодными лентами.
SMP F4
Одной из гонок поддержки немецкого чемпионата DTM стала молодежная серия SMP F4, у которой традиционно в течение уикенда проходит по три гонки. В этот раз все три выиграл голландский пилот Ричард Вершуур.
В принципе, в молодежных сериях на трассе всегда происходит много событий, но в этот раз спортсмены превзошли самих себя: шесть фальстартов за один заезд — это, конечно, много. Нервы не у всех железные, но и увлеченность происходящим у троих из шести пилотов такова, что они даже и не заметили, что были оштрафованы проездом через питлейн. В итоге три результата были аннулированы, в том числе и у пилота SMP Racing Алексея Корнеева, который пожаловался, что «в пылу борьбы и не заметил черного флага». В результате победа досталась Ричарду Вершууру, второе и третье места заняли финский пилот Туомас Хаапалайнен и россиянин Нерсес Исаакян.
Грид второй гонки определялся результатами первой. С самого начала и до конца лидерство держал все тот же Вершуур, опередив ближайшего соперника на 4,5 секунды. Нерсес Исаакян долгое время сохранял вторую позицию, но уже почти перед финишем уступил финну Расмусу Маркканену. Правда, после финиша результаты были пересмотрены, т.к. Маркканен совершил обгон, выехав всеми четырьмя колесами за пределы трассы.
В третьей гонке вновь победил Вершуур, никому не оставив шансов. Вторым финишировал его соотечественник Ярно Опмеер, третьим — финн Рууп Маркканен. Лучшим из российских пилотов стал Алексей Корнеев, героически прорвавшийся с 17-й на 7-ю позицию после пенализации.
«Наша задача — учить ребят ездить, и прогресс в этом, конечно же, есть, мы движемся вперед, — сказал спортивный директор молодежной программы SMP Racing Петр Алешин. — Что же касается отдельно взятых ситуаций, накопившихся за этот уикенд, то будем анализировать и разбирать результаты каждого индивидуально. Возможно, сказалось волнение ребят, возможно, что-то еще».
Porsche Sport Challenge
Еще одной гонкой поддержки стал 5-й этап российского Porsche Sport Challenge. Клубный чемпионат уже второй раз за свою историю удостаивается чести выступать в одни дни с DTM. В этот раз на старты вышло порядка 20 автомобилей, которые соревновались в двух гонках уикенда — в субботу и воскресенье.
Porsche, в отличие от DTM, повезло с погодой. Дождь закончился вместе с финишем первой гонки немецкого чемпионата, и к моменту старта клубной гонки трасса была уже сухой. Правда, утренняя квалификация также проходила под дождем, что привело к некоторому количеству вылетов и контактов.
Правда, сухая трасса не стала для пилотов PSCh панацеей, и в результате гонка была остановлена красными флагами за несколько кругов до финиша. Причиной этому послужили несколько вылетов, один из которых произошел в самом конце, так что красный флаг стал разумной заменой финишу под автомобилем безопасности.
Воскресная гонка оказалась более спокойной. Выбывшие накануне участники в строй уже не вернулись, так что на грид вышли 17 автомобилей. Красивый старт красивых автомобилей произвел впечатление на зрителей, которые остались на трибунах по окончанию DTM — главной гонки уикенда — и не пожалели об этом. В итоге они увидели 30 минут увлекательной борьбы и награждения на подиуме немецкого чемпионата.
Победителями и призерами этапа (по итогам двух гонок) в самом массовом классе «991 GT3» стали Станислав Сидорук, Алексей Швейнов и Сергей Перегудов. В классе «Спорт» первое место занял Степан Крумилов, на ступеньку ниже оказался Денис Семеновых. Третье место досталось Ивану Кибальчичу.
Фотобонус
Читайте также на Дроме
72486
75
Как два японца и один китаец победили тридцать россиян. Итоги Дрифт-Битвы Asia Pacific D1 Primring GP 2015
162430
111
ЮгМоторШоу: полные итоги, красивые машины и южные девушки
217169
466
Эксклюзив: замеряем реальную мощность Лады Весты на диностенде
240030
978
Эй, мистер XRAY! А кому ты, собственно, нужен? 2000 км от Краснодара до Москвы
87316
249
Сравнительный анализ минивэнов Toyota Vellfire, Honda Odyssey, Nissan Elgrand. Роскошь и комфорт