Самый длинный, самый многочисленный, самый международный… После двухлетней паузы ралли-рейд «Шелковый путь-2016» бьет рекорды и расширяет географию. В этом году гонка прошла по территории трех стран: России, Казахстана и Китая, где участникам предстояло проехать более 10 000 км, из которых более половины — скоростные участки. Компания Toyota обеспечила ралли-рейду техническую поддержку, предоставив несколько внедорожников для сопроводительных нужд. Мне же благодаря этому партнерству удалось побывать на двух этапах гонки.

Тойоты, понятное дело, стандартные. Это бензиновый Land Cruiser 200 и дизельный Land Cruiser Prado

Дежавю! Всего месяц назад я уже был в Казахстане, но на другом тойотовском проекте. Тогда мне выпала честь пройти заключительный этап экспедиции «Испытание Эверестом», а теперь предстояло проехать из Астаны в Алма-Ату вместе с участниками ралли-рейда. Даже автомобили те же! При определенном стечении обстоятельств в моем распоряжении могли оказаться старые знакомые: бензиновые LC Prado и LC 200, побывавшие на Эвересте. Но не сложилось: у тех внедорожников были иные задачи. Мне же выдали ключи от похожих машин. Prado на этот раз — с дизельным двигателем. А вот пикап Hilux, коих тут тоже хватает, мне, увы, не светит: грузовички заняты перевозками.

От бивуака до бивуака в среднем 800 км. В основном по асфальту. Короткие грунтовые отрезки преодолеваем лишь для попадания на фототочку

До бивуака в Астане добираемся в разгар четвертого этапа. Пока гонщики рубятся на трассе, команда осваивается в палаточном лагере. Потихоньку подтягиваются технички. По-быстрому вырастают техзоны, а ближе к вечеру прибывает гоночная техника. Само собой, это лидеры: заднеприводные багги Peugeot, Mini, Toyota категории T1. И, конечно, КАМАЗы. Особый интерес к капотной модификации, у которой это первое полноценное боевое крещение. Но и кроме «звезд» тут есть на что посмотреть. Шумят гайковерты, высекают искры «болгарки», за считанные минуты автомобили разбираются до пространственных рам. Понеслось!

Три палатки на пятерых, позаимствованный в пресс-зоне стол и скамья — наш штаб в закрытом парке Астаны. На заднем плане «взлетка». Основную часть грузов для гонки переправляют по воздуху, поэтому бивуаки «Шелкового пути» базируются на территории аэропортов

Гоночная техника

В общей сложности в ралли-рейде приняли участие 116 боевых автомобилей. Среди них заднеприводные багги Peugeot, полноприводные Mini и BMW X3 (по сути тот же Mini с иным оперением). Хватает и экзотической техники вроде китайского Hongqi или прототипа G-Force. Первый раз на «Шелковом пути» белорусские МАЗы. К слову, братья-славяне едут очень лихо! КАМАЗы во главе с «носатым» грузовиком. Вживую — просто бомба! Но больше всего экипажей на Тойотах разной подготовки.

 

У нас очень жесткий график. Подъем в полчетвертого утра, чтобы успеть на маршрут за час до выезда основного канала. Быстрый завтрак и в дорогу. От бивуака до старта пятого этапа — путь не близкий. В первый день дорожная связка длиной в 235,76 км, во второй и вовсе 327,1 км. Не удивляйтесь точности километража: описание маршрута для всех одно.

После блужданий по степи воздухозаборники внедорожников пришлось очищать от сухостоя

Самое сложное на перегонах — поддерживать темп без превышений скорости: 110 км/ч. Это строго контролируется навигационными приборами, превысить лимит можно лишь на пару пунктов и не более чем на несколько секунд (например, для завершения обгона), иначе нешуточные штрафы. Мой же привычный темп — это 120 км/ч, который достигается сам собой, без дополнительных усилий и самоконтроля. Тут же постоянно приходится коситься на приборы, благо у обеих Тойот на дисплейчики можно вывести цифровые спидометры. Это немного облегчает монотонность движения.

Но настоящий «облом» в том, что из-за протяженности скоростных участков (например, пятый этап был самым продолжительным за всю гонку) мы успеваем отработать за день лишь одну фототочку. На иные просто не остается времени. В первый день каким-то чудом успеваем кроме основной метки в степях отснять старт и даже немного захватить финиш этапа. На некоторые фототочки нашим «некаркашенным» внедорожникам и вовсе путь заказан. Из скудного набора мест выбираем, как нам тогда казалось, самую динамичную: трамплины. Увы, возвышенности казались серьезными лишь с места водителя внедорожника. Поэтому «валили» здесь с отрывом всех колес лишь пилоты грузовиков, сидящие выше и лучше видящие рельеф трассы.

Команды

Ремонтная зона — прямая пропорциональность бюджета команды. Если у Peugeot Team это белоснежные шатры, то китайская Panda ремонтирует свои прототипы под открытым небом. Однако, как правило, боксы — это несколько шатров и «технички» (о них отдельная врезка).

Гонка. Пятый этап — 528,24 км

Самый длинный скоростной участок не смогли преодолеть несколько экипажей, в числе которых лидер гонки Стефан Петрансель. Роут-бук описывает этот этап как изобилующий водопадами и трамплинами. Однако на нашей фототочке нашлось лишь несколько небольших кочек.

Багги Петранселя перевернулся несколько раз, лишившись оперения и повредив подвеску. После полевого ремонта до бивуака Peugeot доковылял своим ходом. К утру автомобиль был на ходу, но из-за многочасового отставания Петрансель превратился в статиста гонки

Зато на следующий день казавшаяся совершенно обычной фототочка получилась более интересной. Первая пятерка участников раскатала степную дорогу в пыль, которая продолжала висеть над трассой даже несмотря на сильный ветер.

После каждого проезда гоночной машины кутаешь фотокамеру футболкой. Иначе, наглотавшись пыли, мой старенький Canon 60D начинает барахлить. Жаль, до лица она не дотягивается. Эх, почему я не захватил с собой «намордник»?! Вкус у казахстанской пыли немного солоноватый и в то же время со сладковатым послевкусием… Жжуть! Каково в таких условиям гонщикам, даже представить трудно. Меж тем, некоторые едут в зачете чемпионата России на открытых багги.

«Технички»

Иной раз «технички» выглядят покруче боевой техники. Каркасы безопасности, «люстры», и почти всегда полный привод. Сила! Не менее интересно и их содержимое. Здесь все оборудовано под авральную работу и продумано по комфорту. Особенно мне понравилась четкая планировка камазовских грузовиков.

Эвакуаторы, или на гоночном сленге «метлы», «подметают» скоростные участки, подбирая сошедших. По натуральной метле за кабиной такой грузовик не спутаешь с камазовской «техничкой». Остроумно и всем понятно!

Гонка. Шестой этап — 411,35 км

Пыль стала настоящим бичом шестого этапа. Отрывы сокращаются, но обгоны в таких условиях слишком рискованны. Увидеть подъезжающий автомобиль можно за несколько километров. А по высоте облака легко определить его тип: грузовики поднимали взвесь на десятки метров. Все наглотались по полной!

Люди

Присев в сторонке и окинув взглядом происходящее вокруг, думаешь: ради чего «люди гибнут за металл»? Деньги? Слава? Награды? Вряд ли. Гонщики, рискующие жизнями, механики, работающие ночами, журналисты, медики, повара… Мне кажется, что все они подхватили «шелковую» лихорадку.

Ты с Дрома?! Здорово! Артем Канивец (Находка) и Сергей Шалыгин (Тында) — единственный дальневосточный экипаж на «Шелковом пути». Едут на стандартном «Крузаке» без «техничек» и механиков. Весь запас запчастей везут в багажнике. В гонке им ничего не светит, так как по заковыристым правилам ралли-рейда их автомобиль записали в «профессиональный» класс Т1. Однако парни не унывают. Герои!

Редкий кадр: гонщики Peugeot полным составом «отливают» перед стартом

 

В Алма-Ате наши дороги с «Шелковым путем» расходятся. Караван отправляется на границу с Китаем, мы же едем в аэропорт. Что дальше? После того как директором проекта «Шелковый путь» стал Владимир Чагин, у ралли-рейда открылось второе дыхание. Вслух об этом не говорят, но и протяженностью нынешней гонки, и подключением китайских товарищей, и участием «Газпрома» в качестве генерального спонсора нам ясно дают понять, что авторитет гонки будут поднимать до уровня Дакара. Импортозамещение при всесторонней поддержке правительства. Все путем!

Кризис в России рано или поздно закончится, и место в гоночной обойме станет лакомым кусочком для компаний, продвигающих свои внедорожники. Поэтому логичным продолжением для Тойоты будет создание своей ралли-рейдовой команды. Подготовить два внедорожника по упрощенному классу Т2 не так уж и сложно: минимальные доработки подвески, усиленные тормоза, каркас безопасности, штурманское оборудование. Многие участники ралли-рейда едут именно на таких «стандартах». Пару хороших пилотов я знаю. Осталось решить, в какую сторону сделать следующий шаг: вперед или назад. До сих пор российское бюро Тойоты не отступало…

Читайте также на Дроме

98798
223

Как выбрать хороший аккумулятор

99601
353

Турбомания. Легенды 90-х

79771
954

Все надежное — просто. Все простое — надежно. Toyota Corolla десятого поколения (E140-150)

75214
126

Амортизаторы. Да помогут нам эксперименты!

76833
257

Тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive с гидропневматической подвеской

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ