Все ближе момент, когда российский рынок обяжет все модели иметь систему экстренного оповещения об аварии. И все больше вопросов возникает вокруг российской инновации.
С 1 января 2017 года все новые модели автомобилей, выходящие на рынки стран Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана), должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. О ее составе и принципе работы мы уже рассказывали. Было бы наивно полагать, что столь серьезная модернизация, возложенная на плечи автоконцернов и их российских представительств, не вызовет споров. Основная проблема – в скорости и стоимости внедрения «эры».
Производители еще в прошлом году просили правительство пересмотреть срок начала действия новых требований к машинам. Просьба не была удовлетворена, но лазейка для автомобильных компаний все же осталась. Дело в том, что обязательство иметь функцию экстренного оповещения касается только вновь выходящих на рынок моделей, которые проходят процедуру сертификации и получают Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое действует три года. Таким образом, машины, получившие документ в 2015-2016 годах (а это десятки моделей), могут продаваться без ЭРЫ-ГЛОНАСС до 2018-2019 годов.
Сложилось ощущение, что описанный пробел законотворцы заметили только недавно. По крайней мере, совещание в Минпромторге по этому поводу прошло только в январе этого года – менее чем за год, до вступления требований в силу! В министерстве вынашивают идею полностью запретить выпуск и реализацию автомобилей без «тревожной кнопки» с января 2017-го. Даже тех, которые имеют действующее ОТТС! Этот шаг рискует оставить российский рынок, и без того изрядно поредевший за последние полтора года, вообще без выбора для покупателя. Никто из производителей не отрицает, что работа над внедрением необходимого комплекса идет полным ходом, но по состоянию на начало 2016-го в стране было сертифицировано всего около 20 устройств, и более 90% моделей продаются без «эры». Из популярных таковых вообще всего две – «Лады» Vesta и XRay.
К счастью, радикальную позицию Минпромторга разделяют не все. Так, Минэкономики предлагает подходить к этому «осторожно» и подготовило обращение в правительство с описанием возможных последствий «тотального» внедрения системы. «Важный вопрос, как это скажется на автопроме, и без того испытывающим не лучшие времена, и соотносится с мерами по поддержке отрасли», — отметили в ведомстве.
Еще об одной поблажке просили импортеры эксклюзивных моделей – Ferrari, Lamborghini, Maserati, Bentley и тому подобных. Для них, продающих в стране всего несколько десятков экземпляров в год, внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС поставит крест на прибыли. Главным образом, из-за двух обязательных краш-тестов. Уничтожение пары суперкаров увеличит стоимость поступающих в продажу на несколько миллионов рублей. Вряд ли, конечно, это остановит потенциальных покупателей машин за 20-30 миллионов, но в сложившихся обстоятельствах тратить серьезные деньги компании явно не хотят. Они предлагали внести в закон исключения для автомобилей, которые ввозятся в страну малыми партиями. Европейская система eCall такую оговорку допускает.
Это предложение власти также отклонили, причем оно не нашло поддержки ни у Минпромторга, ни у Минэкономики, ни у МВД. Не в последнюю очередь они опасаются, что формулировкой «малая партия» начнут пользоваться другие автоконцерны, ввозя с ее помощью в Россию массовые модели и обходя таким способом требования закона. Кроме того, в Минтрансе вполне логично обосновали, что «малыми партиями поставляются, как правило, машины с мощными двигателями, их владельцы отличаются скоростным и агрессивным вождением, что повышает актуальность наличия системы безопасности», а она «несущественно влияет» на цену автомобиля.
Впрочем, полностью сверхдорогие автомобили из нашей страны не исчезнут. Модели вроде Mercedes-Maybach и Bentley пользуются очень неплохим спросом, а некоторые фирмы останутся ради поддержания имиджа. К слову, под понятие «эксклюзивный» попадают и электромобили, продажи которых в России так хотят продвигать.
А на этой неделе стало известно, что система ЭРА-ГЛОНАСС станет помогать не только пострадавшим в ДТП, но и сотрудникам ГИБДД. Технически в ней заложена возможность дистанционной остановки двигателя автомобиля, что можно использовать при преследовании угонщика или правонарушителя.
Нынешняя версия системы выполняет только основную свою функцию – передает сигнал об аварии с координатами и обеспечивает двустороннюю связь между диспетчером и пассажирами попавшего в ДТП автомобиля. Однако в теории ее возможности гораздо шире. Перспективы этого направления обсуждались на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства электронно-компонентной базы, проходившем в Зеленограде на предприятии «Ангстрем-Т».
«Система ЭРА-ГЛОНАСС обладает внушительным потенциалом для развития и коммерциализации. Возможности системы будут задействованы в таких сферах, как страховая телематика, автоматизированное оформление европротокола, удаленная диагностика систем автомобиля, информационные и охранно-поисковые услуги. Система будет развивать свой функционал по многим направлениям», — пояснила официальный представитель ОАО «ГЛОНАСС» Алла Разуваева.
Помимо дистанционного выключения мотора, «эру» в перспективе хотят использовать для выявления нарушителей ПДД. К 2020 году погрешность измерения положения машины должна составить 50 сантиметров. Это позволит определять траекторию движения автомобиля и выявлять запрещенные маневры или факты превышения скорости. Иными словами, ЭРА-ГЛОНАСС превратится в комплекс тотального слежения за водителями с возможностью пополнения казны. А ведь начиналось все исключительно с благих намерений…