Новые технологии превращают машину в компьютер. Причем такого уровня, который не снился ни одному домашнему или рядовому офисному девайсу. К чему придется привыкать в автомобилях ближайшего будущего?

Сразу оговоримся: да, в этой статье пойдет речь о разработках для премиальных моделей ведущих производителей. Однако отлично известно, что все инновации быстро «спускаются» до более доступных машин. Особенно быстро процесс происходит, если дело касается безопасности – активной или пассивной.

Самым внушительным арсеналом подобных разработок на сегодняшний день, пожалуй, обладает группа Jaguar Land Rover. Британские инженеры сконцентрировались на том, чтобы сделать отдельные элементы кузова прозрачными. Разумеется, не в прямом смысле этого слова, а при помощи современных интерактивных технологий.

Впервые невиданную концепцию презентовали на концепт-каре Land Rover Discovery Vision в 2014 году. Его владелец мог при необходимости сделать «прозрачным» капот. В районе решетки радиатора расположены видеокамеры, сканирующие поверхность земли. Изображение с них транслируется на лобовое стекло. Изюминка системы в том, что с места водителя границы проекционного дисплея и реального капота совпадают. В результате создается полное впечатление того, что железная панель вдруг стала прозрачной. На бездорожье такая помощь очень важна: отлично видно рельеф, препятствия и угол поворота колес.

В качестве дополнительной помощи предлагаются инфракрасные прожекторы в передних противотуманных фарах. Информация с них позволяет электронике формировать трехмерное изображение рельефа и транслировать картинку на центральный монитор на передней панели. Глядя на нее, водитель может заранее выбрать оптимальную траекторию движения.

Пока технология не нашла серийного применения, однако уже через месяц на Парижском автосалоне дебютирует Discovery пятого поколения. Скорее всего, на нем-то и появится эта опция.

Прозрачными могут быть и стойки кузова. Их обкатывают на «Ягуарах». Система 360 Virtual Urban Windscreen (в вольном переводе – виртуальное лобовое стекло с обзором на 360º для езды в городских условиях) обеспечивает отменную обзорность. С ней из поля зрения водителя не выпадут пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и другие «компактные» и малозаметные участники дорожного движения.

Работает опция следующим образом. Каждая стойка со стороны салона представляет собой экран. На него транслируется изображение с внешней видеокамеры. При этом его сектор тщательно выверен: на непрозрачный элемент накладывается только тот сегмент, что скрыт им от глаз водителя. Понятие «мертвая зона» больше не актуально! Картинка включается по мере необходимости. Электроника сама распознает моменты, когда потребуется ее помощь – перекрестки, изгибы дороги, перестроения. Вдобавок на проекционном дисплее цветом выделяются потенциально опасные соседи по потоку, с которыми могут пересечься ваши траектории движения.

Еще одна технология из этой же серии – Transparent Trailer, «прозрачный прицеп». В ее основе лежит решение, уже опробованное некоторыми производителями на серийных машинах (в частности, «Ауди» и «Ниссаном»), — ЖК-дисплей вместо традиционного салонного зеркала заднего вида. Только у компании Land Rover на него идет изображение с камеры не на корме автомобиля, а на его прицепе. Результат – отменная обзорность задней полусферы, как будто рулишь одной только машиной, а не маленьким автопоездом. Дабы водитель, расслабившись от уровня сервиса, не забыл о «хвосте», его контуры с салонного монитора убраны не до конца. При каждом взгляде в «зеркало» о прицепе невольно вспомнишь. Кстати, при включении задней передачи картинка транслируется уже на центральный монитор и помогает маневрировать.

Есть достаточно других примеров использования технологии дополненной реальности. Audi и Hyundai собираются с ее помощью преобразить инструкцию по эксплуатации. Уже сейчас во многих премиальных моделях «мануалы» зашиты в меню бортовой мультимедиа-системы. Компании предлагают использовать еще и смартфон. Достаточно запустить специальное приложение и навести объектив камеры на клавишу или узел под капотом, назначение которого непонятно. На экране гаджета появится его описание и подсказки по использованию. Такая реализация сделает использование автомобиля и проведение простейших операций по его обслуживанию удобнее для далеких от техники людей.

Свои предложения есть у BMW. В шлемах виртуальной реальности от HTC инженеры тестируют обзорность и эргономику новых моделей, не строя макеты в натуральную величину. Изображение воспроизводится с частотой 90 кадров в секунду, а их четкость создает полный эффект присутствия. В дилерских центрах баварской марки тестируются очки Google Glass. Они отслеживают взгляд механика и выводят подсказки о порядке проведения операций и необходимом инструменте. Нечто подобное опробовал и концерн Volkswagen, но – уже на сборочном конвейере на заводе в Вольфсбурге. Очки позволяют рабочим быстрее идентифицировать нужные для сборки детали.

А еще, вполне возможно, через несколько лет отпадет необходимость посещать дилерские шоу-румы для выбора конфигурации нового автомобиля. Сначала менеджеров в салонах заменят всевозможные очки, шлемы, голограммы и комнаты, создающие трехмерные виртуальные изображения. А еще чуть позже все эти технологии можно будет использовать, не выходя из дома.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ