Появились подробности того, как государство собирается поддерживать автопром в следующем году. Полной отмене стимулирующих мер пока мешает кризис экономики.
Мы уже писали о том, что в 2017 году меры стимулирования спроса на новые автомобили приобретут несколько другой характер. Правда, тогда еще было мало конкретики: правительство и заинтересованные министерства только обсуждали возможные ходы. К концу октября ситуация несколько прояснилась, хотя вопросы еще остаются.
В будущем году Минпромторг собирается потратить на поддержку отрасли 60 миллиардов рублей. В ведомстве прогнозируют рост производства автомобилей в России на 3-7%. В первую очередь, его должны обеспечить заводы по выпуску коммерческих машин – автобусов и грузовиков. Последние прогрессируют уже сейчас, несмотря на кризис. А вот легковому сектору еще только предстоит выйти из пике.
Практически со 100%-ной уверенностью можно говорить о завершении программы утилизации автохлама. Чиновники и участники рынка сходятся во мнении, что она себя полностью исчерпала. Все желающие уже поменяли свою старую машину на новую (тем более, что у них было на это несколько лет), а остальные приобретут ее и без мер господдержки. На стороне этого мнения и статистика.
«В первые годы у нас 85% машин продавались по утилизации, 15% – по трейд-ин. Сейчас ситуация ровно обратная. Правительство считает, что потенциал утилизации выбран, а поддержка исключительно трейд-ина – это уже не государственное дело», — говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
Льготные автокредиты, когда государство субсидировало часть процентной ставки коммерческих банков, тоже могут уйти в прошлое. По последним данным, единого мнения касательно них пока не выработано. В отличие от утилизации, кредиты охватывают более широкую целевую аудиторию. Кроме того, на рынке растет доля машин, проданных с привлечением заемных средств. На сегодняшний день так приобретается примерно половина автомобилей. Значит, растет и количество потенциальных клиентов этой программы.
«Не очень понятна логика с отменой субсидирования кредитных ставок. Понятно, что программа не может идти бесконечно. Но на следующий год ее все-таки надо было бы продлить, потому что это рыночная поддержка машин, которые производятся на территории России», – полагает Олег Мосеев.
Зато вместо отмененных мер должны появиться новые льготы. Их суть в том, что они станут более адресными. Иными словами, их разработают для конкретных групп потенциальных покупателей автомобилей. По мнению Минпромторга, такой подход поможет приобрести машины тем, кто в них нуждается.
Одну из новых программ адресуют молодым водителям, покупающим первый в своей жизни автомобиль. Логика проста: многие из них не располагают большими суммами для покупки и выбирают транспорт на вторичном рынке. Если же им помочь, то они смогут приобрести новый автомобиль российского производства. В выигрыше окажутся и покупатели, и производители.
«Я считаю, что нужно стимулировать нашу молодежь приобретать в качестве первого автомобиля российскую машину с большой составляющей российских компонентов. Поэтому наша задача как государства сделать этот автомобиль доступным», – объяснил заместитель главы Минпромторга. Александр Морозов.
Другим направлением станет поддержка многодетных семей, в большинстве своем не слишком богатых. Для них тоже придутся кстати льготные программы при покупке машины. Александр Морозов также отметил, что уровень автомобилизации в этом сегменте невелик, так что есть большой потенциал для роста. Одна проблема: из всей палитры собираемых в России моделей на роль транспорта для многодетных тянет разве что семиместная «Лада Ларгус». Других машин аналогичной вместимости и цены попросту нет. Разумеется, семьи будут выбирать не только тольяттинский универсал, но о расширении предложения тоже стоит задуматься.
Обещают помочь и производителям грузовиков. В первую очередь, это российские ГАЗ и КамАЗ. В секторе тяжелой техники правительству не нравится перекос рынка в сторону подержанных иномарок, и его намерены устранить.
«Мы проанализировали парк тягачей, которые осуществляют основные автомобильные грузовые перевозки, и увидели, что у нас большое количество подержанных иномарок покупается нашими предприятиями, в первую очередь малого и среднего бизнеса. При этом у нас сегодня нашими российскими производителями сделаны достаточно большие инвестиции — они выпускают очень современные машины», – полагает Александр Морозов.
Еще одно новое направление – стимулирование экспорта автомобилей и компонентов из России. Производство в нашей стране после обвала курса рубля стало выгодным на фоне других стран, и сами производители уже заметили это, наладив поставки продукции на внешние рынки. К примеру, с высокой нагрузкой работают расположенные в России заводы известных шинных брендов. Но правительство готово помогать дополнительно, потратив на эти цели 6,5 миллиарда рублей. Будут субсидироваться затраты на адаптацию автомобилей к техническим нормативам экспортных рынков и оплачиваться стоимость доставки машин до границы. Оценки возможного эффекта от этих мер разнятся. Генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков полагает, что поставки могут вырасти почти вдвое – с 60 до 105-110 тысяч автомобилей. В Минпромторге осторожно говорят о росте на 25-30%, что тоже очень немало.
Отметим, что этой осенью многие эксперты отрасли и представители автомобильных компаний стали прогнозировать перелом ситуации на российском рынке в 2017 году. Самые пессимистичные оценки говорят о стабилизации и прекращении падения, оптимисты – о росте на 5-10%. Если не случится новых экономических и политических потрясений, то можно понадеяться на лучшее.