Системы автономного управления скоро станут реальностью, и в нашей стране уже задумались над тем, как следует доработать законодательство к их появлению.
Медленно, но верно наступает эра, когда водитель в автомобиле станет не нужен, и электроника возьмет управление на себя. Сегодня одним из основных препятствий для внедрения беспилотных технологий является не отсутствие разработок у производителей, а законодательство. Представители ГИБДД уже заявили, что перед государственными органами стоят задачи по «скорейшей разработке нормативной базы и законов», которые регламентировали бы владение подобными транспортными средствами и езду на них по российским дорогам. Кроме того, в ведомстве считают, что необходимо заранее проработать вопрос, кто именно станет нести ответственность в случае наступления ДТП и кого наказывать, если при помощи беспилотного автомобиля совершат уголовное преступление.
«Через 20 лет автономные машины вытеснят традиционные транспортные средства, как те в свое время вытеснили лошадей. Но не изучен вопрос угроз, которые последуют за этим», — уверен начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД России Александр Быков.
Спецслужбы США также выражают опасения, что преступники смогут адаптировать беспилотники под свои незаконные цели. Например, будут успешно уходить от погони, если смогут передавать управление электронике, а сами в это время будут отстреливаться. Или запрограммировать аппарат на присутствие в зоне теракта.
Эта и другие темы, связанные с автономным транспортом, обсуждались в минувшем месяце на форуме «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения».
«Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов», — рассказал секретарь Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров.
Правда, чиновник все же лукавит, и в большинстве европейских стран и американских штатов пока еще нет законов, регламентирующих движение автономных машин по дорогам. Разумеется, отдельные законодательные акты существуют, особенно в тех регионах, где проводятся испытания новых систем. Но даже те, кто их принимал, пока не могут договориться о том, на ком должна лежать вина в случае ДТП.
Российские же законодатели пока что только начали разработку соответствующего закона и подошли к вопросу со всей основательностью. Беспилотным автомобилем предлагается считать «транспортное средство, управляемое без участия человека по маршруту, заданному заказчиком», то есть «лицом, имеющим полномочия распоряжаться беспилотным транспортным средством и системой управления». Депутаты сходятся во мнении, что подобные транспортные средства следует допускать на дороги, только если в салоне будет сидеть водитель, готовый в любой момент взять управление на себя. Чиновники уверены, что и ответственность за возможные аварии также должна лежать на человеке за рулем.
«Законом установлено, что любое транспортное средство должно управляться человеком, который обязан контролировать его и отвечать за последствия. За действия автопилота будет отвечать, по сути, программный комплекс, установленный заводом-изготовителем», — пояснил представитель ГИБДД Александр Быков.
Он же предлагает в обязательном порядке оснащать такие машины видеорегистраторами и «черными ящиками». Последний пункт, в теории, должен сохранять данные обо всех пользователях системы и в экстренной ситуации оперативно определить операторов системы. Также сотрудники ГИБДД считают, что необходимо оснащать автономные машины особыми опознавательными знаками и ввести жесткие санкции за езду с загрязненными видеокамерами, датчиками и регистраторами.
До конца текущего года на рассмотрение Госдумы будет вынесен законопроект, предусматривающий внесение поправок в Уголовный кодекс РФ. Авторы документа уверены в необходимости отметить беспилотники как «объекты неправомерного использования или возможного хищения». В-принципе, инициатива вполне логична, так как хакеры со всего мира уже не раз демонстрировали возможность дистанционного получения контроля над любыми, даже самыми продвинутыми системами безопасности.
Одновременно в ведомстве утверждают, что переход с традиционных автомобилей на беспилотные положительно скажется на безопасности дорожного движения, а количество ДТП резко сократится. Специалисты, однако, не столь уверены в этом.
«Разговоры о том, что технически к внедрению автопилотов все давно готово, имеют отношение только к идеальному миру, где вся техника управляется компьютером по одинаковым алгоритмам. Первое время, когда автопилоты только начнут появляться на дорогах, будет самым сложным. Фактически нас ждет столкновение искусственного интеллекта и человеческого», — уверен доктор Мартен Сиерхиус, руководитель департамента разработки беспилотных машин Nissan.
Стали появляться и сообщения об авариях, виновниками которых стали беспилотники. Компании Google в течение многих лет удавалось избегать таких инцидентов, но пару месяцев назад электроника автономного Lexus все же стала виновником аварии с автобусом. Разработчики признали недоработку и обещали «допилить» модель поведения искусственного интеллекта под нестандартные ситуации.
А между тем и в России занялись разработкой собственных систем. КамАЗ даже громко заявил, что в ближайшее время на дорогах общего пользования начнется тестирование автономных грузовых машин, а на чемпионате мира по футболу, который будет проходить в 2018 году, болельщиков будут перевозить на беспилотных автобусах. Так что законотворцам следует поспешить с разработкой необходимых поправок.