С 1 сентября кандидатов в водители ждут новые билеты в теоретической части, новые упражнения на площадке и новые требования со стороны ГИБДД.

Недавно прошедшую в России реформу автошкол власти считают состоявшейся, а все остальные видят ее результатом массу новых проблем, и повышение стоимости и продолжительности курса – лишь одни из них. С 1 сентября в стране изменится и финальная стадия обучения – сдача экзамена в ГИБДД.

Теоретическая часть экзамена в сегодняшнем виде предполагает 20 билетов. Этот же формат сохранится и в дальнейшем, но появится строгое правило: по пять вопросов из четырех тематических блоков. А вот подход к оценке «сдал»/«не сдал» изменится. Сейчас допускается сделать две ошибки, три означают пересдачу. С осени отправиться на переэкзаменовку придется и в том случае, если две ошибки сделаны в рамках одной темы. За каждую ошибку добавляется по пять дополнительных вопросов из того же раздела ПДД. Ошибка хотя бы в одной задаче, – и добро пожаловать на пересдачу. На решение основной части дается 20 минут, штрафной блок добавляет ко времени еще пять минут.

Сами вопросы тоже изменились. Их по-прежнему 800 (40 комплектов по 20 задач), но около 60 из них новые. Это логично: изменений в ПДД за последние годы произошло немало. В частности, в билетах отражены новшества, касающиеся правил движения мопедов, использования ходовых огней и административной ответственности за некоторые нарушения.

Если вы подозреваете систему в жульничестве или же хотите для себя узнать, где допустили ошибку, можно попросить у инспектора показать вопрос с неверным ответом. На экране появится задача с указанием вашего и правильного варианта.

По статистике, раньше теоретический экзамен с первого раза сдавали около 68% кандидатов в водители. По новой методике показатель наверняка будет заметно меньше: условия стали объективно сложнее. Но есть и неустраненный недостаток. Ученику достаточно вызубрить ответы на 800 задач, которые разбиты на 20 комплектов заранее известным образом. Эксперты считают, что даже без увеличения количества вопросов можно усложнить экзамен. Достаточно лишь формировать билеты произвольным образом. Заучить билет с задачами в определенной последовательности нетрудно, а иной подход заставит будущих водителей задумываться на экзамене, а не отвечать «на автомате».

Кое-кто даже предлагает ввести в теоретическую часть практику общения с экзаменационной комиссией в том случае, если допущены ошибки в ответах. Возможно, это добавит субъективности, но зато в личной беседе можно будет понять, оказался ли промах случайным, или же ученик «плавает» в конкретном разделе ПДД.

Изменится и комплекс дисциплин на площадке. Для получения категории «А» необходимо выполнить четыре упражнения: «восьмерка», «змейка», «габаритный коридор» и «скоростное маневрирование». Впрочем, от последнего допускается отказ, если габариты площадки ГИБДД или автошколы не позволяют его провести: необходима длина в 80 метров и ширина 11 метров.

У водителей легковых автомобилей проверят умение трогаться на подъеме, ездить «змейкой», въезжать в бокс, парковаться параллельно проезжей части. Предусмотрено комплексное упражнение: «маневрирование в ограниченном пространстве», состоящее из трех элементов. Экзаменатор может выбрать два из них, если размеры площадки не позволяют выполнить все три. Как и в случае с категорией «А», возможно «неравноправие» в наборе упражнений в зависимости от типа площадки. Если вам выпало сдавать экзамен на автоматизированном автодроме, придется также проехать регулируемый перекресток.

Оценка «не сдал» на площадке ставится в случае, если экзаменуемый:

  • – в течение 30 секунд не приступил к выполнению упражнения;
  • – наехал на линию разметки, обозначающую границы упражнений или сбил разметочное оборудование (конус) три или более раза;
  • – выехал за границы участка, обозначенного линией 1.1 (белого цвета) или 1.4 (желтого цвета);
  • – пересек во время упражнения линию «стоп»;
  • – не пересек габаритами автомобиля контрольную линию, в то время как это было необходимо по условиям упражнения;
  • – отклонился от заданной траектории упражнения;
  • – допустил остановку двигателя три или более раза;
  • – двигался задним ходом, если это не предусмотрено заданием;
  • – превысил общее время, отведенное на упражнения (в том числе при сдаче экзамена на категорию М, А или А1 по скоростному маневрированию);
  • – при сдаче экзамена на категорию М, А или А1 коснулся ногой поверхности площадки три или более раза либо не подал сигнал поворота два или более раза;
  • – при выполнении упражнения «остановка и начало движения на подъеме» откатился более чем на 0,3 метра;
  • – при выполнении упражнения «проезд регулируемого перекрестка» заехал за линию «стоп» или проехал на запрещающий сигнал светофора.

Вождение в городских условиях оценивается по прежней системе, состоящей из грубых (5 штрафных баллов), средних (3 балла) и мелких (1 балл) ошибок. Пять и более набранных баллов означают направление на пересдачу. К самым опасным ошибкам отнесены, в частности, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона, непредоставление преимущества автомобилю или пешеходу, нарушение правил поворота или разворота. Средние проступки – пренебрежение ремнем безопасности или указателем поворота, нарушение правил остановки. «Мелочью» считается, если кандидат в водители резко тронулся или затормозил, заглох или не пользовался зеркалами.

В том случае, если экзамен сдается на машине автошколы, в ней должен присутствовать инструктор. Причем он садится на правое переднее кресло, дабы иметь возможность предотвратить аварию. Инспектор находится сзади и контролирует движения обоих – и экзаменуемого, и преподавателя.

Положительный результат теоретической части действителен в течение полугода. То есть пересдавать площадку и город можно на протяжении шести месяцев. Установлено и максимальное время от момента подачи документов в ГИБДД до получения водительского удостоверения: 15 суток для мотоциклистов и 30 суток для автомобилистов.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ