Ряд экспертов автомобильной отрасли прочат компании Tesla скорый крах. Разберемся, есть ли реальные к этому предпосылки, и где правильнее поставить запятую в заголовке.

Американская фирма Tesla добилась поразительной славы. У многих понятие «электромобиль» ассоциируется именно с ней. И вполне заслуженно, ведь только детище Илона Маска на данный момент десятками тысяч выпускает электрокары с большим запасом хода и одной из лучших систем полуавтономного вождения в мире. Вот только популярность «Теслы» пока не приносит самой компании денег.

Напротив, фирма терпит колоссальные убытки. Третий квартал прошлого года Tesla завершила с минусов в 671 миллион долларов, в четвертом квартале сумма увеличилась до 675 миллионов, а первые три месяца 2018 года и вовсе завершились рекордным убытком в 709,6 миллиона «зеленых». Каждую минуту американский производитель электромобилей теряет 6500 долларов! Если потреблять финансы такими темпами, то запаса прочности инвесторов может и не хватить надолго.

Падает и стоимость акций компании. В прошлом году на пике ценные бумаги стоили 389 долларов, а сейчас уже на сотню дешевле. Причем имеет место как планомерное снижение цены, так и скачки курса, вызванные теми или иными заявлениями Илона Маска. Все зависит от того, какие настроения они порождают у рынка. Например, на недавней пресс-конференции основатель «Теслы» отказался отвечать на вопросы о финансах, и акции тут же пошли вниз.

Еще один «минус» ценным бумагам «Теслы» добавило заявление Маска о категорическом нежелании выпускать электромотоциклы. А ведь это очень перспективное направление (экологи прижимают и производителей двухколесной техники), и с предложением обратить на него внимание выступил совет директоров «Теслы». Но Маск «зарубил» его с весьма сомнительной для бизнесмена мотивацией. Он рассказал, как в 17 лет едва не погиб под колесами грузовика, катаясь на байке. И до сих пор испытывает к этому виду транспорта неприязнь.

Если Маск «доиграется», и инвесторы потеряют интерес к компании Tesla, у нее возникнут большие проблемы. Без денег будет затруднительно даже строить концепт-кары, не говоря уже о расширении производства и налаживании выпуска новых моделей. Хотя с последним беда уже сейчас. Представленная больше двух лет назад Tesla Model 3 способна «взорвать» рынок, однако американцам не удается выйти на запланированные объемы производства. Еще в декабре 2017 года должно было выпускаться 5000 машин в неделю, но в марте 2018-го Tesla едва сумела перевалить рубеж в 2000 экземпляров. А ведь Маск успел представить прототипы родстера и грузовика, на подходе компактный кроссовер Model Y. На какие средства осваивать их производство, если существующие проекты уже буксуют?

Хватает у фирмы и других проблем. Здесь и отток кадров, и скандалы с обвинениями в промышленном шпионаже, и большое количество производственного брака в электромобилях, и, разумеется, гибель водителей в авариях, причиной которых стали ошибки автопилота. Но даже это еще не самое страшное: специалистов можно заменить, качество сборки улучшить, а отношения с семьями пострадавших урегулировать. А вот бороться с все более наступающими на пятки конкурентами американцам становится все сложнее.

Пока что Tesla остается монополистом. В таком положении можно оправдывать даже высокие цены. «Теслы» недешевы даже в США, а уж в России и подавно. За хэтчбек Model S и кроссовер Model X просят 13-17 миллионов рублей! Но уже через пару лет свет увидят дружелюбные к озоновому слою машины ведущих мировых производителей. В ближайшие два года свои новинки начнут продавать Audi, Mercedes-Benz, BMW, Porsche, Nissan, Toyota и целый полк китайских производителей. А Jaguar свой электрический кроссовер I-Pace уже запустил в серию.

Скоро у потребителя появится огромный выбор. Причем альтернативами небезупречным «Теслам» станут машины от ведущих концернов. Крупные игроки авторынка могут себе позволить потратиться на разработку, а потом еще и снизить цену. Пусть даже продавая продукцию себе в убыток, зато пополняя свою и без того немалую армию клиентов. Тем более, что упущенную прибыль компенсируют массовые модели с ДВС.

Примерно та же история и с автопилотом. Сегодня разработкой системы автоматического управления занимаются абсолютно все, включая несколько российских компаний. И к 2020 году первые пробные системы могут появиться в списке опций крупнейших мировых брендов. Не исключено, что технологии конкурентов окажутся гораздо совершеннее. Тем более, что Tesla подмочила себе репутацию несколькими смертельными авариями.
Один из тех, кто прямо предсказывает «Тесле» скорый крах, бывший топ-менеджер BMW, Ford, GM и Chrysler Роберт Лутц.

«У Tesla нет секретного соуса, они используют те же литий-ионные батареи, что и все остальные. Компания не делает ничего такого, что не могло бы быть скопировано другими игроками автомобильного рынка. В текущем положении дел они не дотянут до 2019 года», — уверен он. Глядя на текущее состояние дел, в это можно поверить.

Tesla может как сгинуть полностью, так и перейти во владение какого-нибудь гиганта. Причем совсем необязательно из автомобильной сферы, ведь под раскрученным именем можно выпускать не только электромобили. Пока же перспективы компании под руководством Маска действительно выглядят туманно, а вероятность реализации планов по расширению линейки невелика.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ