Начался сезон отпусков, а с ним – и дальние поездки на автомобилях. Темнота на дороге требует особого внимания и таит немало опасностей. Ознакомиться с основами безопасности на ней нелишне и новичкам, и водителям с опытом.

Всегда ли безопаснее ехать по трассе днем? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться. Однополосное шоссе, коих в России большинство, напрягает водителя на каждом обгоне. Ночью видимость, конечно, хуже, но и медленных фур на дороге меньше. Кроме того, встречную машину всегда видно издалека по горящим фарам (в светлое время, несмотря на обязательность, этой нормой немало водителей пренебрегает). Если говорить о поездке на юг, то жара может вымотать водителя даже при работающем кондиционере, и это тоже минус к концентрации и безопасности. Есть свои опасности и у ночи. Главные – худшая видимость, которая ограничена только световым пучком фар, и сонливость.

Планирующим часть пути проехать в темноте советуем подготовиться до начала поездки. Оцените эффективность оптики вашей машины. При плохом свете удовольствия от дороги вы не получите. На большинство автомобилей давно уже ставятся пластиковые фары, которые сильно затираются даже к 4-5-летнему возрасту. Их можно отполировать, улучшив видимость. С рефлекторными галогенными фарами проблем меньше всего. Лампы поменять недорого, да и с возрастом они по яркости практически не «проседают».

А вот линзованный ксенон может потребовать серьезного вмешательства. Во-первых, газоразрядные лампы уже после двух-трех лет работы заметно теряют яркость. Заменить их стоит дороже, чем галоген, и не всегда возможно своими силами. Во-вторых, от возраста выгорает и сама линза. С этим можно смириться или попытаться ее почистить. Можно и поменять, только это уже совсем другой порядок вложений и к тому же – внесение изменений в конструкцию, требующее согласований в ГИБДД. Так что пожилая иномарка с некогда крутым ксеноном запросто может в дальней дороге оказаться хуже, чем «бюджетник» аналогичного возраста с галогеном.

Задние фонари нередко собирают грязь и с возрастом плохо выполняют свои функции. Не поленитесь почистить их, если это потребуется. Сами ведь наверняка видели огромные фуры, которые на ночной дороге едва заметны из-за плохо обозначенной огнями кормы.

Разумно взять с собой запасные лампы. Как минимум – для секции ближнего света. Проехать даже пару-тройку часов в «одноглазом» режиме удовольствие ниже среднего (не говоря уже об ухудшившейся безопасности). Лучше иметь возможность восстановить зрение автомобиля, как только в этом возникнет необходимость. Не поскупитесь перед началом путешествия и на новые щетки стеклоочистителя. Изношенные резинки доставляют дискомфорт даже днем. Ночью же разводы от них в свете встречных фар полностью лишат вас обзора. Зачем рисковать жизнью и «железом», если снизить вероятность аварии можно ценой нескольких сотен рублей?

Для борьбы со сном есть только один по-настоящему эффективный рецепт – уступить потребностям организма. Даже 15-20 минут сна могут на несколько часов зарядить бодростью. Как и в случае с лампами и «дворниками», это весьма небольшая цена для безопасности. Только помните, что для отдыха нужно выбрать место не на обочине, где ваша машина может стать источником аварийной ситуации или ее участником.

Все остальные способы – лишь полумеры. Нередко организм может оказаться сильнее, и тогда трагедии не избежать. Хотя не будем утверждать, что все народные рекомендации бесполезны, на кого-то некоторые из них действуют вполне эффективно. Засыпающим советуют пить (кофе, энергетики, прохладные напитки), есть (орехи, шоколад – все, что заставляет активно двигать челюстями), разговаривать с пассажиром, открывать окно, впуская в салон свежий воздух, остановиться и сделать зарядку, класть под язык дольку лимона. Иными словами, способов масса, но подействуют ли они конкретно на вас, никто заранее не скажет.

Ограниченная видимость ночью, как правило, не заставляет водителей снижать скорость. Все едут в таком же темпе, как и днем. Но помните: за пределами освещенного фарами участка может таиться любая опасность. Увернуться от нее с большой долей вероятности вы не успеете. Поэтому важным аспектом безопасности являются светоотражающие элементы. Впрочем, тут от водителя уже ничего не зависит – это дело дорожников, отвечающих за содержание инфраструктуры, и пешеходов.

На время поможет расслабиться езда за лидером. Пристройтесь за машиной, едущей в комфортном для вас темпе, и ориентируйтесь по ней. Долго так ехать не стоит – можно утратить бдительность, а то и вовсе заснуть. Отслеживать повороты на незнакомой ночной дороге хорошо помогает навигатор. Поняв масштаб карты, будете понимать, когда вас ждет изгиб трассы, и насколько он крутой.

При встречном разъезде, избегая ослепления, отводите взгляд вниз, на правую обочину. И лучше при этом чуть сбрасывать скорость, потому что встречный автомобиль фактически полностью лишает вас видимости. ПДД требуют выключать дальний свет фар за 150 метров до встречной машины (или раньше, если водитель покажет необходимость этого). Это одно из правил, пренебрегать которым не стоит. Не проявите вежливость – сами получите дальним светом по глазам.

При обгонах ночью следует помнить, что по горящим впереди фарам сложно оценить реальное расстояние до машины, а в сплошной темноте не видно особенности рельефа. Например, в невидимой вам в низине запросто может скрываться автомобиль. При приближении встречного транспорта помните: у грузовика кузов может выступать за внешнюю границу фары, а одна фара не всегда означает мотоцикл. В последнем случае это может быть машина, причем не горит у нее левая, ближняя к вам сторона.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ