Выбор в пользу нового автомобиля вместо подержанного классом выше многие делают только из-за наличия гарантии. Но сам по себе этот факт не избавляет от проблем и вероятности «попасть» на вложения из собственного кармана. Условия заводской гарантии надо еще изучить.
Машина из салона внушает уверенность, что в ближайшие годы вложения в нее ограничатся заправками и стоимостью плановых ТО, которая в большинстве случаев известна заранее. От поломок защитит гарантия производителя, от дорожных неприятностей – полис каско. О нюансах оформления последнего мы уже рассказывали, так что остановимся на первом пункте.
Первое, на что смотрит потенциальный покупатель, — это срок гарантии. Есть некие стандарты, основанные на географическом принципе. Европейские бренды, как правило, предоставляли два года без ограничения пробега, азиатские – три года или 100 000 километров. Однако сейчас все больше исключений из этого правила. Яростно завоевывающие российский рынок корейцы предлагают фирменную поддержку для большинства моделей в течение пяти лет или 150 000 километров. В пылу конкурентной борьбы увеличили сроки многие марки из Старого Света. Три года или 100 000 километров гарантии дают, в частности, Jaguar, Volvo, Renault (кроме коммерческих моделей). Audi пошла дальше и готова отвечать за машину в течение четырех лет или 120 000 километров.
В сегменте «бюджетников» В-класса и близких к ним по цене кроссоверов соперничество особенно острое. Поэтому общепринятыми здесь стали условия три года или 100 000 километров. Столько, например, дают Skoda на лифтбек Rapid и Volkswagen на седан Polo, тогда как стандартные условия для этих брендов – два года без ограничения пробега. Под эти же рамки подтянулись российские заводы. «Лады» и УАЗы сегодня тоже можно бесплатно отремонтировать в течение 36 месяцев или ста тысяч километров. Исключение сделано для самых заслуженных моделей: Lada 4×4 находится «под защитой» всего два года или 50 000 километров, «УАЗ Хантер» и того меньше – год или 30 000 километров.
Кто-то удивится: как же так, ведь автомобили становятся сложнее, ломаются чаще, устранение неисправностей обходится дороже, — а гарантийные сроки увеличиваются? Все так и есть, но декларируемый срок служит весомым аргументом в рыночной борьбе и обеспечивает преимущество над конкурентами. Невозможно высчитать, какое количество клиентов привело маркам Hyundai и Kia продление гарантии до пяти лет, но таковых наверняка оказалось немало. Но важнее другой факт. Многие покупатели узнают срок поддержки производителя как таковой и на этом успокаиваются. Между тем, за этой «рекламной» цифрой кроется немало нюансов, узнать которые лучше заранее, а не после поломки автомобиля.
Ни один производитель не защищает собственной гарантией расходники – шины, щетки стеклоочистителей, лампочки, тормозные колодки, фильтры и т.п. Так что даже если штатная резина или колодки вдруг износились до предела за какие-то 10 000 километров, никто вам их бесплатно не заменит. К этой же категории у некоторых марок относятся резиновые детали подвески и всевозможные прокладки. А течи смазки через последние вполне могут привести к серьезным поломкам крупных агрегатов! Вот и оказывается, что из-за копеечной детали владелец может влететь на дорогостоящий ремонт из своего кармана.
Разумеется, производитель требует эксплуатировать автомобиль по всем правилам и с использованием качественных смазок и жидкостей. В России очень любят списывать неисправности двигателя на некачественное топливо и под этим предлогом отказывать в ремонте! Обращение в суд нередко приносит желаемый для автомобилиста результат, но его цена велика – затраты времени, нервов, денег, долгий простой неисправной машины… Порядок един и, увы, неприятен для хозяина: отказ в ремонте придется оспаривать, доказывая собственную правоту. Для начала получаете письменный отказ дилера и собираете все документы о поломке и проведенной диагностике. Затем проводите независимую экспертизу. Если она подтверждает вашу правоту, пытаетесь с помощью ее результатов урегулировать дело в досудебном порядке с российским представительством марки. Не помогло – обращаетесь со всеми имеющимися документами в суд.
У каждого производителя есть длинный перечень исключений из гарантийных обязательств. Если до предела упростить картину, то максимальный срок гарантии обычно распространяется только на двигатель и коробку передач, причем иногда – еще и не на весь объем их компонентов. Исключения из заводской защиты начинаются уже с возраста машины в полгода-год и пробега 10-20 тысяч километров. В 2015-2016 годах большой резонанс имел скандал вокруг фирмы Kia. Как оказалось, корейцы давали гарантию на каталитический нейтрализатор всего в тысячу километров! То есть фактически с третьей заправки бензином после покупки этот недешевый компонент оставался вне гарантии. После волны обращений владельцев срок гарантии увеличили разом до пяти лет или 150 000 километров.
В качестве ориентира можно привести перечень ограничений для «Лады Веста». У остальных марок он, разумеется, не точно такой же, но более-менее близкий. Так, АвтоВАЗ при общей гарантии на модель в три года и 100 000 километров отвечает за аккумулятор в течение двух лет, за амортизаторы, подшипники и систему выпуска – в течение года или 35 000 километров, за резиновые изделия, расширительный бачок, помпу, бензонасос, фары и органы управления – в течение трех лет или 50 000 километров.
Гарантия на кузов от сквозной коррозии обычно заметно больше, чем на узлы автомобиля – от шести до двенадцати лет. Однако тут есть немаловажный нюанс. В сервисной книжке должны стоять отметки о периодических осмотрах кузова дилером в рамках плановых ТО, а владелец должен за свой счет устранять все мелкие повреждения, иначе гарантия аннулируется. Сервисмены в подавляющем большинстве случаев ставить нужный штамп «забывают», а сколы, понятное дело, никто не бросается тотчас закрашивать. Вот и получается, что гарантия от коррозии – пункт очень «скользкий», если у вас вдруг возникнет необходимость им воспользоваться.
И, конечно, при отказе в гарантийном ремонте дилер должен доказать, что установленное владельцем дополнительное оборудование или пройденное «на стороне» техобслуживание стали причиной поломки. Например, нештатный парктроник не может привести к поломке «железа» двигателя или коробки передач.
Совет один: перед покупкой внимательно изучите условия гарантии приглянувшейся модели со всеми исключениями. Возможно, они не покажутся такими привлекательными, как на первый взгляд. Хорошим довеском к этому станет изучение профильных форумов в сети на предмет типичных поломок и возможности их устранения бесплатно.