Toyota решила ликвидировать свой североамериканский бренд Scion из-за низких продаж. Эта марка была создана в 2002 году для привлечения более молодой аудитории. Наивысший результат она показала в 2006 году, когда было продано более 170 тыс. автомобилей, но затем популярность Scion пошла на убыль. В прошлом году автопроизводитель сумел реализовать менее 60 тыс. машин. В линейке бренда была только одна самостоятельная модель – купе Scion tC. Остальные автомобили Scion были аналогами моделей Toyota. К примеру, под названием Scion FR-S продавалась Toyota GT86, а под именем Scion iA – перелицованный седан Mazda2. Теперь эти и другие машины ликвидированного бренда будут представлены под маркой Toyota. История Scion – не единственный пример, когда автопроизводитель после серьезных затрат вынужден ликвидировать убыточную марку.
EdselГоды выпуска: 1957-1959
Короткая история марки Edsel, названной в честь единственного сына Генри Форда, считается самым крупным провалом в автомобилестроении. Под этим именем концерн Ford планировал выпускать большие, мощные и богато укомплектованные автомобили в средней ценовой категории. Из-за слишком агрессивной рекламной компании ожидания покупателей оказались завышенными, а качество сборки машин и их надежность не соответствовали заявленной цене. Одним не нравился дизайн (характерную вертикальную решетку радиатора сравнивали со сиденьем унитаза), другим – непривычные элементы управления. Кроме того, у автомобилей Edsel не было четкого ценового позиционирования – автомобили были то дешевле, то дороже машины еще одной фордовской марки Mercury. В результате с 1957 по начало 1959 года удалось продать немногим больше 100 тыс. машин.
ImperialГоды выпуска: 1955-1975, 1981-1983
Имя Imperial с 1926 года носила самая роскошная модель компании Chrysler, однако в 1954 году американский автопроизводитель назвал им отдельный бренд. Автомобили марки Imperial должны были конкурировать с Cadillac и Lincoln и Packard. Модели оснащались самыми передовыми опциями, например, модель 1958 года получила круиз-контроль. Тем не менее, многие покупатели помнили Imperial как модель Chrysler и не считали марку престижной. В результате продажи этих машин оказались невысокими, а их разработка обошлась компании очень дорого. Производство лимузинов, самых роскошных моделей бренда, было доверено итальянской компании Ghia. С конца 1960 года «Империалы» строятся на базе моделей Chrysler, а в 1975 году их производство полностью прекращено. В 1981 году Chrysler ненадолго возрождает престижное имя – теперь его носит двухдверное купе c крайслеровским логотипом из хрусталя Cartier, а спецверсию этой машины называют в честь Фрэнка Синатры. В начале 1990-х Imperial используется снова, но уже в качестве названия модели
SRTГоды выпуска: 2012-2014
После приобретения обанкротившейся американской компании Chrysler итальянский Fiat решил сделать название пикапов Ram отдельным коммерческим брендом. То же самое было сделано и с отделением SRT (Street and Racing Technology), занимавшимся выпуском «заряженных» версий автомобилей марок Chrysler, Dodge и Jeep. Под новоиспеченным брендом была запущена единственная модель – новое поколение суперкара Viper с мотором V10. Однако продажи машины оказались очень низкими, из-за чего ее производство даже приостанавливали. В 2014 году Viper снова стали продавать под маркой Dodge, как и модель предшествующего поколения. А приставка SRT, как и прежде, используется для обозначения спортивных версий машин американских марок.
MaybachГоды выпуска: 2002-2012
В начале 2000-х Mercedes-Benz решил возродить автомобильную марку Maybach, приобретенную еще в 1960 году, и сделать из нее люксовый бренд. В 2002 году были представлены два седана под номерами 57 и 62, отличавшиеся величиной колесной базы и оснащением. Машины строились на узлах Mercedes-Benz, но кузов и дизайн у них были оригинальными. В 2005 году у седанов появилась версия S с увеличенной отдачей мотора V12, а спустя еще пять лет автомобили пережили рестайлинг и стали мощнее. Однако планы продавать две тысячи автомобилей в год так и не были достигнуты — всего за 10 лет существования было продано чуть более трех тысяч. В 2008 году концерн Daimler заявил о намерении отказаться от люксовой марки, а в 2012-м прекратил производство машин. Однако в 2014 году Maybach вернулся в качестве суббренда. Теперь под двойной маркой Mercedes-Maybach выпускается удлиненный лимузин на базе S-Class.
SaturnГоды выпуска: 1990-2009
Марка Saturn была названа в честь ракеты, доставившей американских астронавтов на Луну. В начале 1980-х концерн GM, переживавший не лучше времена, решил создать отдельный автомобильный бренд — с собственной дилерской сетью и отдельным модельным рядом. Компактные и высокотехнологичные автомобили Saturn должны были конкурировать с недорогими японскими малолитражками. У первой модели серии S, представленной в 1990-м, была собственная платформа и долговечный пластиковый кузов. Кроме того, дилерская сеть Saturn занималась электромобилями EV1. Однако затраты на создание новых моделей оказались высоки, а их популярность не оправдала ожиданий. И постепенно на смену оригинальным «Сатурнам» пришли опелевские модели, что также отразилось на имидже бренда. В 2009 году после неудачной попытки продать Saturn крупнейшей американской дилерской сети Penske Automotive Group концерн General Motors принял решение избавиться от марки.
VolgaГоды выпуска: 2008-2010
В 2006 году ГАЗ выкупил линию по производству седана Chrysler Sebring/Dodge Stratus на переднеприводной платформе JR, к тому времени уже снятых с производства в США. После рестайлинга машину планировали продавать как GAZ Siber, однако затем решили сделать новым брендом историческое название легковых автомобилей Горьковского завода – «Волга». Однако запуск «Сайбера» потребовал от ГАЗа серьезных финансовых затрат, а спрос на модель оказался слишком низким – автомобиль стоил недешево, а расчет на госзакупки оправдался только частично. За три года было выпущено около 9 тыс. машин из закупленных ранее машинокомплектов. Новый президент ГАЗа Бу Андерссон отказался от производства собственных легковых автомобилей, отдав предпочтение контрактной сборке машин марок Chevrolet, Skoda и Volkswagen
HummerГоды выпуска: 2002-2009
В 1992 году компания AM General начала продажи гражданской версии военного внедорожника HMMWV под названием Hummer H1. Спустя десять лет права на марку получил концерн General Motors и запустил большой внедорожник H2, созданный по мотивам военной машины. Автомобиль весом под три тонны оснащался шестилитровым мотором V8. В 2005 году появилась более компактная модель H3 с моторами 3,5 и 5,3 литра. В 2006 году продажи Hummer превысили 80 тыс., однако затем резко пошли вниз. В 2009 году, находясь на грани банкротства, GM стал избавляться от лишних брендов, среди которых был и Hummer. Марку намеревались продать китайцам, но правительство КНР в итоге заблокировало сделку, после чего оставалось только ликвидировать марку.
«Донинвест», TagAZГоды выпуска: 2008-2014
Таганрогский завод выпускал автомобили под рекордным среди российских производителей количеством брендов. Первым неудачным проектом стал недолгий выпуск автомобилей Daewoo под собственной маркой «Донинвест». Далее завод занимался производством машин марки Hyundai, а в 2008-м представил под брендом Vortex китайские автомобили Chery: седан Estina (Fora), кроссовер Tingo (Tiggo) и пятидверку Amulet (Corda). Сделанные в Таганроге «Вортексы» одно время даже опережали продажи марки Chery в России. Однако затем у завода возникли финансовые проблемы. Неудачным оказался и запуск собственного бренда TagAZ. Созданный в Корее седан Vega попал в центр шпионского скандала: корейское подразделение ТагАЗа обвинили в копировании модели Chevrolet Lacetti. Продажи китайских кроссоверов JAC и старых внедорожников SsangYong под маркой TagAZ успешными не были. А полноценное производство необычного спорткара Aquila так и не началось.