Консалтинговая и аудиторская компания PwC провела исследование, целью которого было выяснить, как российские потребители относятся к новейшим технологиям автомобильной индустрии, и готовы ли их использовать. Во втором материале рассматриваем инновационные опции и сервисы, дающие альтернативу личной машине

Часть 1

Переход на электромобили и автопилот (или даже электромобиль с автопилотом) – глобальный и очень серьезный скачок для автоиндустрии. В одночасье его не сделать. Не готова инфраструктура, не готовы потребители, а от производителей он потребует колоссальных вложений, которые не по карману даже гигантам-лидерам. Посему пока автобизнес идет по пути постепенного развития ныне существующих и уже внедренных в серию технологий. Один из трендов – увеличение количества опций, усложнение различных электронных ассистентов водителя.

Все ведущие бренды работают над так называемыми «подключенными» автомобилями. Этот термин означает, что машина является не обособленной единицей, а частью огромного информационного пространства. Она обменивается данными с соседями по потоку, придорожными метеостанциями, объектами инфраструктуры и облачными сервисами Это помогает двигателю и трансмиссии работать в оптимальном режиме, экономя топливо и обеспечивая наилучший контроль над машиной, электронные ассистенты всегда начеку, зная, какая опасность подстерегает автомобиль впереди.

Инновации можно условно разделить на две большие группы. Технологии для улучшения качества и безопасности транспортного средства – это снижение массы машины, даунсайзинг, адаптивный головной свет, системы активной безопасности, мониторинг здоровья водителя и местоположения машины, использование телеметрии для анализа манеры вождения владельца. Технологии для повышения комфорта составляют второй блок. Это, в частности, управление голосом и жестами, продвинутые сиденья с вентиляцией и массажем, системы доступа и запуска двигателя без ключа, переход на ЖК-дисплеи и сенсорные панели, синхронизация со смартфоном. Некоторые пункты из обеих групп уже внедрены и на серийных российских моделях.

Среди опрошенных россиян наибольшую готовность доплачивать при покупке нового автомобиля за техническую «навороченность» ожидаемо проявила молодежь (57%). Из группы среднего возраста от 35 до 54 лет энтузиазм проявили 48% респондентов, среди старших в возрасте 55-64 лет – уже 46%.

Наибольший интерес участники исследования продемонстрировали к системе, позволяющей отследить машину в случае угона. Такую себе бы поставили 83% респондентов. Далее по степени уменьшения интереса расположились возможность дистанционно заглушить двигатель (54%), функция биометрического доступа (50%), проекционный дисплей (44%), полная интеграция автомобиля со смартфоном (37%). Больший энтузиазм в отношении новых технологии испытывали представители наиболее молодого поколения, что логично.

Поборники чистоты русского языка наверняка готовы побить за слова «каршеринг» и «райдшеринг». Что поделать, аналогичных слов у нас нет, а объяснять целым предложением неудобно. Первый термин обозначает сервис краткосрочной аренды автомобилей с поминутной тарификацией. Второй – это поиск попутчиков для совместных поездок, как городских, так и междугородних. Их популярность растет во всем мире, и эксперты связывают эту тенденцию с целым рядом факторов. И на первом месте, конечно, идут пробки и, как следствие, борьба властей мегаполисов с личными автомобилями. Разумеется, происходит это путем принятия различных непопулярных мер. Развитие технологий позволяет реализовать совместное пользование машиной через мобильное приложение, буквально в несколько кликов по экрану. Это удобно и способствует популяризации услуги. Наконец, молодежь все чаще делает выбор не в пользу владения автомобилем, а пользования им. А это и есть кар- и райдшеринг, когда все проблемы, связанные с обладанием личным транспортом, пользователя не касаются.

В Москве каршеринг запустился в 2013 году. Сегодня в столице работает почти полтора десятка операторов, их суммарный парк насчитывает более 5000 автомобилей, а власти оценивают емкость рынка в 10 000 – 15 000 машин. Появляется каршеринг и в других крупных городах. По всей стране таких сейчас около десятка. По статистике, в Москве один арендный автомобиль за сутки проходит через 8-12 водителей, то есть – заменяет столько же частных машин на дороге. Опрос PwC показал, что среди всех опрошенных когда-либо пользовались каршерингом 17%. Среди молодежи до 34 лет этот показатель максимальный (25%) и снижается с увеличением возраста, падая до 9% у 55-64-летних людей. Три четверти респондентов признали, что каршеринг снимает хлопоты по содержанию собственного автомобиля, но 70% при этом заявили, что личный транспорт – наиболее комфортный.

Райдшеринг в России пока не слишком популярен. Им пользовались всего 11% опрошенных. Во всех возрастных группах примерно одинаковое мнение о безопасности этой услуги: 37-43% считают ее таковой, 29-31% назвали ее небезопасной. Действительно, нынешнее законодательство такие поездки никак не регулирует, хотя ответственность водителя за травмы и смерть людей при ДТП прямо прописана в КоАП и УК. Относительно того, поможет ли райдшеринг уменьшить пробки, мнения разошлись. «Да» ответили 32%, «Нет» — 38%, затруднились с ответом 30%.

Следует признать, что описанные выше опции и сервисы больше применимы к потребителям – жителям больших городов. В регионах интерес к ним гораздо меньше, и, соответственно, популярность они там приобретут гораздо позже или же не получат вообще.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ