Обязательная для российского рынка система вызова экстренных служб со временем научится большему. Частично ЭРА-ГЛОНАСС станет водителю помощником, частично – неотключаемым надзирателем.
Система ЭРА-ГЛОНАСС постепенно увеличивает долю в российском автопарке, но пока остается экзотикой. Она стала обязательной для всех выходящих на рынок моделей с 1 января 2017 года, однако пока на ряд машин продолжают действовать ОТТС, выданные ранее, они имеют права продаваться без «аварийной кнопки». Легковушки оснащаются терминалом с функцией автоматического вызова экстренных служб. Он сам понимает, что произошла авария, и связывается со спасателями. Коммерческим автомобилям и части внедорожников можно обходиться упрощенным вариантом. Сам он никуда не звонит, это можно сделать только нажатием клавиши на салонном блоке.
Пока способности системы ограничиваются взаимодействием с экстренными службами. Но и свою единственную функцию она выполняет не идеально. В России полно мест, где сотовая связь не работает, и умный терминал не сможет помочь водителю и пассажирам. Случаются ошибки с определением местоположения машины, хотя, казалось бы, как это возможно при использовании спутников? Наконец, степень покрытия наших трасс подстанциями «скорой» и спасателей такова, что даже экономия нескольких минут на вызове служб вряд ли спасет человека с тяжелыми травмами: медики на видавшей виды «буханке» или «Газели» все равно приедут нескоро.
Однако все причастные к проекту отчитались о его успешном запуске и функционировании и начали думать, как бы еще использовать возможности ЭРА-ГЛОНАСС. И в числе первых возникла идея выполнять с ее помощью план по штрафам. Действительно, связь со спутником позволяет точно определить скорость машины, в которой установлен терминал, и место, в котором она находится. Зная действующее в нем ограничение, теоретически можно наказать водителя за превышение (бортовой терминал знает, в том числе, и все данные об автомобиле-носителе). К 2020 году погрешность в позиционировании должна составить всего 50 сантиметров. Это позволит определять траекторию движения автомобиля и выявлять запрещенные маневры.
Система рискует превратиться в инструмент тотальной слежки, а наказание будет настигать всех, даже не попавших в поле зрения стационарных камер видеофиксации или автоинспекторов. Причем шансов оспорить постановление «от спутника» не будет никаких. Сегодня сам гаишник должен изложить обстоятельства нарушения в протоколе, а при вынесении штрафов с камер сохраняется видеофрагмент с самим нарушением. Если же выписывать наказания по данным ЭРА-ГЛОНАСС, то никаких объяснений, снимков и видеозаписей не будет в принципе. Остается успокоить себя тем, что для реализации этой идеи необходимо, чтобы система в режиме реального времени следила за всеми едущими автомобилями, а такой объем трафика переварить просто нереально.
А вот привлечь ЭРА-ГЛОНАСС к оформлению аварий по европротоколу – предложение отличное. И реализовываться оно начнет уже с начала следующего года. Терминал отправит в страховую компанию все необходимые данные прямо с места ДТП: VIN автомобиля, его скорость в момент столкновения, время и место инцидента. Протокол передачи сведений разработан совместно с Российским союзом автостраховщиков. Он един для всех машин и страховых компаний и защищен от мошеннических действий. Значит, фирмы будут уверены, что получили верные сведения об аварии, и их клиент честен. Правда, для пользования этой услугой терминал потребуется перепрошить, чтобы он реагировал на небольшие столкновения. И не исключено, что подобный сервис окажется платным. Платить за него в надежде, что он когда-нибудь пригодится согласятся, скорее всего, немногие. А вот если с его использованием будет значительно увеличен лимит выплаты по европротоколу (например, с нынешних 50 000 до максимальных 400 000 рублей), то это стало бы весомым аргументом «за».
ЭРА-ГЛОНАСС может мониторить транспорт и в благих целях. Например, подобные сервисы востребованы у компаний, обладающих большим парком автомобилей. Сейчас им приходится раскошеливаться на дополнительные устройства, вмешиваясь к тому же в штатную проводку машины и рискуя потерять гарантию. Заводской модуль избавит их от хлопот и обеспечит тот же самый функционал.
Аналогичные данные помогут частникам сэкономить на полисе каско. Для этого клиент должен согласиться, чтобы данные с терминала ЭРА-ГЛОНАСС его машины поступали в страховую компанию. Последняя увидит их в уже обработанном виде, с указанием фактов превышения скорости, резких ускорений и маневров и т.п. Электронный алгоритм сам выставит оценку вашей манере вождения. Если она окажется достаточно высокой, получите полис каско по более выгодной цене. Для аккуратных водителей это несомненное благо.
Слежение за местоположением машины может быть полезно и автолюбителю-частнику. ЭРА-ГЛОНАСС будет работать частью охранного комплекса, присылая оповещения о том, что автомобиль пришел в движение. Это может быть как угон, так и эвакуация. А уехав в командировку можно быть спокойным, что только что получивший права сын не поедет кататься на оставленной без присмотра «ласточке».
Удаленно можно будет не только следить на местоположением машины, но и понимать ее состояние. Для самого владельца это будет, скорее, развлечением, модной, но не очень полезной «фишкой». А вот при внезапной поломке на трассе дилер сможет на расстоянии понять, что случилось с автомобилем и подсказать водителю способы устранения неисправности на месте. Конечно, ЭРА-ГЛОНАСС имеет связь не со всеми блоками машины, но подобный функционал в любом случае увеличивает шансы на починку вдали от цивилизации за счет подсказок профессионалов.
«С 2018 года часть блоков ЭРА-ГЛОНАСС уже будут обладать опцией удаленной диагностики транспортного средства. Это позволит автовладельцам закачивать данные о состоянии своей машины на личный смартфон, находясь любой точке света», — рассказал генеральный директор компании Omnicomm Борис Паньков.
Наконец, ЭРА-ГЛОНАСС предполагается использовать для всевозможных платных сервисов. По задумке, на будущих терминалах будет на одну клавишу больше. Одна, как и сейчас, будет связывать с оператором экстренных служб, другая – с коммерческими услугами. Можно будет, например, вызвать техпомощь, заказать билеты на самолет или в театр и т.п. Это направление, вне всякого сомнения, получит развитие: со следующего года система ЭРА-ГЛОНАСС остается без поддержки денег налогоплательщиков, и ее оператору нужно срочно искать источники дохода.