Зимние условия для машины можно назвать если не экстремальными, то, как минимум, «повышенной сложности». Для России это особенно актуально. Посмотрим, как морозы, реагенты и прочие прелести холодного времени года могут навредить автомобилю.
Самый дорогой элемент автомобиля – кузов. Если его «запустить», то машина стремительно начнет терять свою ценность. Качественное восстановление стоит недешево, а кустарное плохо отражается на прочности (и, как следствие, безопасности) и внешнем виде. Когда в 1990-х в России начали появляться иномарки, никто и в мыслях не допускал, что они могут ржаветь. Теперь этот миф забыт. Машины «из тех времен» состарились и познакомились с коррозией в силу естественных причин. А у новых порой такова толщина металла и защитного слоя на нем, что ни о какой долговременной защите перед вредными явлениями говорить не приходится.
Главный враг кузовного железа известен. Реагенты оседают на внешних панелях, проникают в скрытые полости и делают свое черное дело. Набор защитных средств тоже не нов, но подкрылки, брызговики, антикор и т.п. не дают стопроцентной гарантии. Большинство автомобилистов все-таки уповает на качества, данные автомобилю с завода. Однако некоторые не ленятся каждый год наведываться на обработку качественным антикором и могут гордиться действительно хорошо сохранившимся кузовом – даже на склонных к коррозии отечественных моделях.
Лакокрасочному покрытию тоже приходится несладко, особенно в средней полосе. Когда температура уходит в «минус», и держится там всю зиму, это не столь страшно. Куда разрушительнее многочисленные переходы через ноль, а в столичном регионе они могут случаться ежедневно на протяжении нескольких недель. И каждый раз при таком явлении попавшая в микроповреждения краски вода, превращаясь в лед, буквально «разрывает» их.
Создать защитный слой можно нанесением полироли или воска. Сделать это лучше заранее, перед наступлением зимы, но можно и после тщательной мойки кузова. А вот польза частых моек – вопрос открытый. Убрать воду до последней капли не сможет ни одна ветошь или сушка, а на холоде она начнет оказывать все то же разрушительное воздействие на краску. При желании защитить самые уязвимые места (пороги, переднюю часть капота) можно, наклеив слой специальной пленки, прозрачной и прочной.
Стекла более устойчивы, нежели краска, да и методов их защиты практически нет. Можно обработать их «антидождем» и поменять на новые щетки «дворников», но это больше вклад в собственную безопасность, чем забота об остеклении. И все же дадим несколько советов. По посыпанной песком или гранитной крошкой дороге следует ехать, соблюдая увеличенную дистанцию. Из-под колес машины впереди не всегда будет вылетать безобидная мелочь, можно получить в ветровое стекло, к примеру, камень из плохо просеянного песка. Кстати, тем же самым вы сбережете лакокрасочное покрытие на передней части автомобиля.
Также не стоит слишком усердствовать с жестким скребком. Наледь вы, конечно, отчистите, но добавите стеклу несколько царапин. На дверях это небольшая проблема, а вот «лобовик» отплатит вам худшей обзорностью, причем проявится это и летом, при идеально чистом состоянии. Спасет ситуацию распрыскиватель с незамерзающей жидкостью. С его помощью лед со стекла сойдет быстрее.
Лед может обернуться проблемами и по электрической части. Небольшими, но неприятными. Будете упорствовать в попытках сдвинуть примерзшие стеклоочистители или боковые окна, обеспечите себя грязной работой по замене сгоревшего предохранителя. Как назло, случится это в темноте и при отсутствии запасных деталей. А вот вовремя не слитая из системы омывателя вода при попытке побрызгать на стекло нередко не ограничивается одним только предохранителем: сгорает и сам моторчик. Учитывая, что на большинстве современных машин бачок спрятан в недрах подкапотного пространства, тут уже минутной работой не обойтись.
Шины и резиновые детали подвески и рулевого управления работают зимой в самой агрессивной среде. Соль и реагенты жизни им не добавляют, но, увы, помочь им нечем. Разве что посоветуем, по возможности, почаще следить за их состоянием. Изношенные или треснувшие пыльники только ускорят выход из строя защищаемых ими деталей, ну а обо всех потенциальных бедах от некондиционной зимней резины даже говорить не будем.
Двигатель, коробка передач, гидроусилитель руля, амортизаторы – общего у них то, что в них используются рабочие жидкости, которые в мороз имеют свойство становиться гуще. Как следствие, работать агрегатам становится труднее. Постарайтесь избавить их от чрезмерных нагрузок, пока не почувствуете, что их работоспособность восстановилась. Как и в случае с банальной «незамерзайкой» для стеклоомывателя, нужно использовать смазки с подходящим диапазоном рабочей температуры. Наконец, система охлаждения может напомнить о себе старыми хомутами и патрубками, которые могут сдаться при очередном морозе.
Уровень современных автомобилей, всевозможных эксплуатационных жидкостей и автохимии таков, что теперь уже практически забыты хлопоты по целенаправленной подготовке машины к зиме. Однако несколько нехитрых действий и толика внимания помогут облегчить участь вашего железного коня.