Периодически любой водитель вынужден общаться с сотрудниками ГИБДД. Однако сами автомобилисты зачастую не знают, как правильно общаться с представителями правоохранительных органов, какие у них есть права и обязанности.

«Незнание закона не освобождает от ответственности» — это известно каждому. Но всевозможные постановления, кодексы и приказы полезно знать даже тем, кто ничего не нарушает, дабы отстоять свои законные права.

Сотрудники ГИБДД при выполнении своих обязанностей руководствуются несколькими документами: законом «О полиции», Кодексом об административных правонарушениях и административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД №185 от 02.03.2009 года.

Начнем с того, что по закону остановка для простой проверки документов может осуществляться только на стационарном посту. Это действительно так, но на деле инспектор может остановить кого угодно и где угодно, воспользовавшись пробелами в приказе. Например, сотрудник ДПС может сказать, что по внутреннему каналу оповещения прошла ориентировка на транспортное средство, похожее на ваше, что водитель выехал на встречную полосу, проехал на красный сигнал светофора или совершил еще какое-то правонарушение. В этом случае представитель органов правопорядка посмотрит документы, внимательно понюхает ваши ответы и, если все в порядке, отпустит. Но оспорить такую остановку или признать ее незаконной никак не удастся.

Другие инспекторы заявляют о разных спецоперациях, которые проводятся на основании приказа начальника ГИБДД. Во время их проведения «гаишники» действительно имеют право останавливать все автомобили. А вот расписывать подробности мероприятий и тем более давать какой-либо внутренний документ на ознакомление они водителю не обязаны, так что в этом случае тоже придется подчиниться. Информацию о разных «Неводах», «Перехватах» и «Вихрях» невозможно получить даже при звонке на «02». Кстати, иной раз инспекторы могут даже и не спросить про документы, им достаточно просто заглянуть в салон и принюхаться, что автор лично наблюдал в ходе операции «Трезвый водитель», проходившей недавно в Москве.

Если же этого мало, то есть у ретивых блюстителей порядка еще одна лазейка. Инспектор при остановке машины на трассе может сослаться на закон «О полиции», согласно которому он действительно имеет право останавливать транспортные средства для проверки СТС и наличия полиса ОСАГО. Однако напомним, что в темное время суток водитель имеет право не останавливаться на трассе вне населенного пункта. Согласно ПДД, автомобилист имеет право доехать до ближайшего стационарного поста, но уже там остановиться придется.

Официальными основаниями для остановки транспортного средства, согласно пункту 63 регламента ГИБДД, служат следующие причины:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • Выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • Необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Стоит отметить, что останавливать транспорт в местах, где остановка запрещена по ПДД, сотрудники ГИБДД тоже не имеют права. Об этом прямо гласит пункт 66 все того же регламента. Исключение – если она необходима для осуществления распорядительно-регулировочной деятельности, а также для пресечения преступления или административного правонарушения. Однако и здесь существует оговорка. Чтобы иметь возможность останавливать машины, сотрудникам необходимо обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными спецсигналами или конусами.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ