Цивилизованная и быстрая помощь при поломке в дороге доступна практически любому автомобилисту России. Но знают о такой возможности далеко не все.
Программы помощи автомобилистам на дорогах – явление для России сравнительно новое. Мы как-то привыкли полагаться на себя, а в случае проблем звоним родственникам или друзьям. Но на Западе давно сложилась система автоклубов. За разумную годовую плату вы получаете ряд полезных сервисов и возможностей. Можно вступить в независимый автоклуб или воспользоваться фирменной программой, которую предлагают дилеры практически всех автомобильных марок.
Одним из самых ярких примеров такой помощи являются «Желтые ангелы» — фирма ADAC из Германии, которая существует аж с 1903 года. Изначально организация предлагала сервис помощи в пути, но постепенно функционал ее начал расширяться. Сегодня членами клуба числится порядка 20 миллионов водителей, а автомобилистам предлагают немало полезных функций: страхование, перевозки, прокат транспортных средств, туризм и даже выпуск журналов.
Представители фирмы оперативно приезжают на вызов и оказывают необходимую помощь. В список стандартных услуг входит заправка топливом, замена пробитого колеса, подзарядка аккумулятора, эвакуация и консультации юриста. Если же член клуба попал в аварию и ему необходима госпитализация, то ADAC может определить клинику, в которую пострадавшего доставят, и вызвать на место происшествия «неотложку» или даже вертолет.
Для клиентов вызов бесплатен, достаточно лишь оплатить ежегодный сбор, который равен 49 евро за стандартный пакет или 84 – за расширенный. Вполне гуманная сумма даже по нынешним российским реалиям: всего 3600 или 6150 рублей соответственно.
В России о подобном сервисе в масштабах всей страны пока что можно только мечтать, зато эстафету активно подхватывают продавцы автомобилей. Причем фирменный сервис появился не только у премиальных брендов вроде BMW или Jaguar Land Rover, но и у более массовых марок. Сегодня программу могут получить покупатели Skoda, Ford или даже «Лады».
Принцип работы тот же, что и в Европе. На место поломки приезжает эвакуатор, водитель которого сначала попытается устранить неисправность на месте, а если не получится – доставит автомобиль к месту ремонта. Пока автомобилисты только начинают привыкать к новшеству. Согласно опросу, всего около 10% покупателей новых машин звонят по указанному номеру хотя бы один раз в за гарантийный период.
Собственных программ офисы марок не имеют и заключают договоры с различными российскими автоклубами, работающими по тому же принципу, что и ADAC. Справедливости ради стоит отметить, что это сотрудничество выгодно всем сторонам. Дилеры предоставляют дополнительную бесплатную «фишку», которой покупатель может пользоваться во время гарантии, ну а если общение с автоклубом понравится, то клиент вполне сможет приобрести членскую карту. Правда, уже за свой счет.
Статус всероссийских пока что имеют только два клуба: РАТ («Российское автомобильное товарищество») и РАМК («Русский автомотоклуб»). Первая организация также является старейшей в России. Базовая клубная карта обойдется клиенту в 2500 рублей, причем эта сумма не меняется в зависимости от класса автомобиля, его мощности или года выпуска. За эту цену водитель имеет право вызвать мастера для зарядки севшей батареи, ремонта прокола колеса, вскрытия транспортного средства, мелкого ремонта электрики и других несложных процедур. А вот, например, эвакуация при поломке в эту сумму не входит, только после ДТП. Для перемещения машины в сервис необходимо заплатить не менее 4400 рублей.
Однако если автомобилист умудрился пробить колесо где-то на трассе вдали от населенных пунктов, доступ к сервису ему закрыт: бесплатно мастер поедет только за 50 километров от города, остальное расстояние придется оплатить из своего кармана. Кроме того, организация охватывает далеко не всю страну, и во многих городах ее представительств попросту нет. Ничего не поделаешь: расстояния у нас не чета немецким, и охватить всю территорию страны сервисными бригадами – очень дорогое удовольствие. Инвестиции в такую систему вряд ли будут интересны частным компаниям без какой-либо помощи со стороны государства.
Есть и другие подводные камни. Если в Германии водитель оплачивает членство и может ехать на любом автомобиле, то в России каждую машину нужно вносить в договор отдельно, причем за дополнительные деньги. Сменить автомобиль в программе можно не чаще одного раза в год, да и доверенное лицо можно вписать только за отдельную плату. Уверен, многих клиентов останавливает только это, ведь в семье может быть несколько автомобилей и водителей.
«Мы уверены, что у этого сегмента огромный потенциал, и он будет развиваться. Нам приходится прилагать немало сил и энтузиазма, чтобы привить культуру пользования услугами автоассистанса и донести до автомобилистов осознание удобства и доступности этого сервиса в нашей стране. Чем больше вовлеченность людей, тем лучше у них понимание услуги и доверие к компании. Мы стремимся быть лучше других, делать так, чтобы нашим клиентам было удобно, и держать цену на доступном уровне. Сейчас у автовладельцев все меньше желания самим вникать в технические сложности своего автомобиля. Сами подумайте, кому захочется поменять колесо самому в слякоть и в костюме, а тем более на скоростных магистралях – это вообще экстремальная история. Зачем рисковать, когда для этого есть профессионалы, которые сделают это без риска? Мы стремимся не стоять на месте, предлагая только проверенный набор услуг. Мы вводим новые сервисы, необходимые нашим клиентам, чтобы сделать их жизнь и владение автомобилем максимально комфортными», — рассказывает Данил Бадреев, генеральный директор РАТ.
Хочется верить, что со временем автоклубы действительно станут неотъемлемой частью нашей автомобильной жизни. А к оплате их услуг водители будут относиться как к дополнительной страховке на случай неприятностей. Причем, в отличие от ОСАГО, страховке честной и недорогой.