Государство пока не решается полностью отменить меры по стимулированию спроса на новые автомобили. Но некоторые изменения в будущем году непременно случатся.

Российский автомобильный рынок находится в состоянии постоянного падения последние несколько лет. Сказывается и резкое удешевление национальной валюты, которое привело к снижению благосостояния жителей нашей страны, и увеличение цен на новые автомобили. Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, государство вновь, как и в кризис 2009 года, запустило ряд «стимуляторов». В перечень мер поддержки вошли программа утилизации автохлама, льготы на кредиты и лизинг. В сумме дилеры реализовали с января по сентябрь 1 020 932 новых автомобиля, и чуть ли не половина из них были приобретены с использованием различных госпрограмм.

По данным аналитического агентства «Автостат», самой популярной у покупателей остается программа обновления автопарка. Ею за первые восемь месяцев текущего года воспользовались примерно 264 тысячи человек, которые чаще всего выбирали машины марок Lada, Volkswagen, Hyundai, Nissan и Renault.

На втором месте по популярности у россиян расположилась программа льготного кредитования, при помощи которой в этом году продано порядка 180 тысяч транспортных средств. К слову, специалисты Национального бюро кредитных историй отмечают, что после обвала в 2015 году рынок только-только начал приходить в себя и постепенно возвращается к докризисным показателям. В частности, если в первой половине 2016 года доля кредитных автомобилей составляла 37%, то сегодня можно говорить о 44%. При этом каждая вторая кредитная машина приобретена с использованием льготных ставок. Учитывая ситуацию, это очень неплохой показатель, ведь в массе своей процентные ставки заметно выросли по сравнению с благополучными временами.

Ну а льготный лизинг заинтересовал только 30 000 покупателей, причем практически все они намеревались приобрести коммерческий транспорт.

В будущем году будут приняты новые меры, о чем на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Правда, подробности проекта пока неизвестны. Также в ведомстве не раскрывают, какие программы господдержки авторынка будут перезапущены.

Не исключено, что программа утилизации будет свернута вовсе, а льготное кредитование станет действовать только для определенных категорий покупателей и машин. Иными словами, старые меры господдержки могут быть запущены в будущем году только в тех областях, в которых не наблюдается положительной динамики. По имеющимся данным, власти хотят сделать их более адресными. В частности, могут появиться программы «Автомобиль для села», «Первый автомобиль», «Русский тягач» и другие, ориентированные на определенный сегмент потребителей.

«Мы готовы согласиться с Минэкономразвития только в одном тезисе – что в сегодняшнем формате программа поддержки спроса (обновление автопарка, льготное автокредитование и льготный лизинг) действительно исчерпывает свой потенциал. Мы должны менять формат и изменить поддержку программы спроса‎ на следующий год в сторону определенных категорий потребителей, которые не смогли получить существенную поддержку в этом году», – сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

По мнению специалистов, продлевать программу обновления автопарка дальше, смысла нет. Зарубежный опыт подсказывает, что те автомобилисты, которые хотели сменить свой транспорт, уже это сделали. Остальные или не хотят, или не имеют возможности сделать расстаться со своей машиной.

«Программа утилизации, оказав значительную поддержку продажам недорогих автомобилей, сейчас практически исчерпала себя. В брендах, где под ее действие попадают модели, обеспечивающие основные объемы продаж, по госпрограмме проходит до трех четвертей кредитных сделок», – отметила PR-директор «Рольфа» Светлана Браницкая.

Правда, вместе с тем эксперты считают, что программа льготых автокредитов еще способна значительно оживить рынок. Для этого всего лишь необходимо отменить верхний порог стоимости приобретаемой машины.

«Возникает странная ситуация: правительство готово субсидировать продажи недорогих автомобилей, но лишает поддержки более дорогостоящие, сложные, высокотехнологичные модели. Отмена верхнего ценового порога в программе могла бы дать новый импульс развития рынку», – полагает Светлана Браницкая.

Кроме того, необходимо учитывать, что за прошедший год цены на новые автомобили не остались на прежнем уровне, а подросли. Даже при высоком уровне локализации производителям приходится закупать сырье и компоненты за рубежом, так что влияние курса валюты на стоимость конечного продукта довольно велико.

«Часть машин, которые прежде стоили до полумиллиона рублей, теперь не попадают в госпрограммы. Сейчас многие массовые модели перешли границу верхней планки», – пояснил исполнительный директор агентства «Автостат» Андрей Удалов.

В целом же специалисты области уверены, что государственные программы стимулирования принесли немало положительных результатов. Во-первых, они поддержали падающий рынок. Во-вторых, меры поддержки принесли государству прибыль в виде налогов с каждого реализованного автомобиля, транспортного налога, продажи топлива и сервисных услуг. Разумеется, не стоит забывать и о рабочих местах, которые удалось сохранить. Также эксперты считают, что новые программы господдержки должны быть направлены, в первую очередь, на помощь местным автопроизводителям, а также стимулировать повышение уровня локализации производства.

«Возможно, имеет смысл увязать господдержку со степенью локализации, но само по себе понятие локализации описать трудно. В любом случае, поддержка коснется автомобилей местной сборки, что стимулирует производителей расширять местный модельный ряд», – говорит Удалов.

Все подробности о мерах стимулирования авторынка в 2017 году Денис Мантуров намерен раскрыть не ранее ноября этого года. Ну а пока известно лишь, что в следующем году Минпромторг планирует запустить программу поддержки экспорта, на которую планируется потратить 100 миллиардов рублей. Власти готовы оказать помощь при сертификации продукции отечественного производства под зарубежные стандарты и даже оплачивать перевозку экспортных автомобилей до российской границы.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ