Российских автомобилистов опять проверяют на внимательность, пачкой принимая поправки в два самых главных для них документа. Не читая новости, можно неприятно удивиться уже на дороге.

Увеличение штрафов – излюбленное занятие наших законотворцев. Тем удивительнее, что этой осенью успели ужесточить наказание только по одной статье. Президент Владимир Путин подписал поправки в КоАП, которые 11 октября в третьем чтении приняла Госдума, а две недели спустя одобрил Совет Федерации. Теперь по ст. 12.18 за непредоставление преимущества пешеходам водителей будут штрафовать на 1500-2500 рублей. Ранее был предусмотрен фиксированный «тариф» в полторы тысячи рублей.

Обычно после ужесточения санкций по самым «резонансным» статьям ГИБДД начинает уделять им пристальное внимание. Гаишного интереса хватает на месяц-два, после чего все возвращается на круги своя. Но в период облав хорошо собирается нужная статистика: смотрите, мол, сколько нарушителей!

Законотворцы продолжают верить, что одно только увеличение штрафа наведет порядок на дорогах. При этом на остальные факторы им обращать внимание неинтересно. А их, если речь касается пешеходов, немало. Например, в Москве (да и других городах) хватает нерегулируемых переходов, по которым люди идут практически сплошным потоком. Как прикажете проезжать их без нарушения? Что делать, если сразу за «зеброй» стоит экипаж ДПС, озадаченный выполнением нормы по количеству протоколов? Четко сформулированного определения термина «пропустить» применительно к безлошадным участникам дорожного движения у нас нет. Если машины станут замирать, как только человек вступил на четырех-, шести- или восьмиполосную дорогу, то движение в мегаполисе встанет. А любой другой случай есть повод наказать водителя.

Самих пешеходов у нас наказывать не любят, и оттого они все чаще мнят себя бессмертными. Во-первых, им положен всего лишь 500-рублевый штраф. Во-вторых, при отсутствии у нарушителя документов возни с ним инспектору предстоит ой как много. В-третьих, властям невыгодно показывать, сколько пешеходов игнорируют Правила. Хотя и без этого статистика ГИБДД утверждает, что по вине безлошадных происходит от трети до почти половины инцидентов с их участием. Быть может, пора обратить внимание и на них, а не ограничиваться наказанием только водителей?

Правда, на прошлой неделе некоторые проблески разумной инициативы все же появились. Вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД, «Открытому правительству» и экспертным организациям выяснить, целесообразно ли установить одинаковую ответственность для пешеходов и водителей. «По статистике мы видим, что часть ДТП случается по вине пешеходов, грубо нарушающих ПДД, поэтому предлагаемые меры необходимы, прежде всего, для их собственной безопасности, не говоря уже о других участниках движения», — пояснил представитель чиновника.

В теме многострадального кругового движения поставлена точка. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее главенство «круга» по умолчанию. В ПДД появился пункт 13.11.1: «При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 («Круговое движение» — прим. Carclub), водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

«Сейчас схемы очень разные в самых разных регионах. Даже в одном городе могут быть разные схемы, в зависимости от того, что это за перекресток. Из-за этого возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, если бы эти правила были едиными», — пояснил Медведев.

Однако введение единой нормы не запрещает организовывать движение через круг иным образом. Например, сделать главной дорогой только его часть, если местные организаторы движения считают, что это улучшит пропускную способность улиц. В итоге… все равно придется смотреть на знаки! Новшество не означает, что круг становится главным на 100% перекрестков, и не отменяет требований иных установленных дорожных знаков. Дорожникам рекомендовано дублировать знак «Круговое движение» знаками приоритета.

Вторым пунктом Дмитрий Медведев узаконил разметку-«вафельницу» желтого цвета. Она не один год применяется в российских городах (в частности, в Москве ее впервые нанесли летом 2015 года), но до сих пор в законе не была прописана.

В приложениях к Правилам появилась разметка 1.26, которая «обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами». Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с новым дорожным знаком 1.35 «Участок перекрестка». Он устанавливается на границе перекрестка или на расстоянии не более 30 метров до нее и указывает на приближение к пересечению, на котором нанесена «вафельница».

Новая разметка, скорее всего, будет применяться в сочетании с камерами фиксации нарушений. С ее помощью будет однозначно видно на снимке, находился ли автомобиль в запретной зоне, и законно ли выписан штраф. В столичном ГБУ «Автомобильные дороги» оценили стоимость нанесения разметки на один перекресток в 300 000 рублей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ